Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:44, дипломная работа
Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….7
1.1. Сущность и характеристика творческих способностей. ……………7
Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста…………………………………...............13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………20
2.1. Виды творческой деятельности…………………………..…...………21
2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………………………………24
2.3. Исследование творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….45
Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Колмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и другие.) подчёркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся [42, C.78].
Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей, является самостоятельным, структурным элементом содержания образования:
Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и т.д.
Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельность. Психологической основой последней так же является творческое воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.
Фантазия, как форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития, способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательного деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества.
По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:
- построение образа, конечного результата его деятельности,
- создание программы поведения в ситуации неопределённости, создание образов, заменяющих деятельность,
- создание образов описываемых объектов.
Для развития ребёнка очень важно формирование многих интересов.
Следует отметить, что для школьника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребёнка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.
Дети в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
Выводы по 1 главе.
Ребёнок младшего школьного возраста в условиях воспитания и обучения начинает занимать новое место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, прежде всего, с поступлением его в школу, которая накладывает на ребёнка определённые обязанности, требующих к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он так же получает новые обязанности.
В младшем школьном возрасте ребёнок впервые становиться как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребёнка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребёнка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребёнка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от решения головоломки, до изобретения новой модели машины или другого продукта, но суть их одна: при их решении происходит опят творчества, находится новый путь или создаётся нечто новое. Вот здесь – то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. Всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.
Есть великая «формула» приоткрывающая занавес над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины никому ещё не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность- помочь ребёнку встать на этот путь.
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству. Поэтому начальная школа должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Виды творческой деятельности детей младшего школьного возраста.
Творческая деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя [42, с.66].
Существуют различные виды творческой деятельности:
Среди декоративно- прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности рисованием. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.
Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию, макраме, оригами. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия Раскроив себе изделие дети подбирают оформление для изделия, по принципу цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение.
Важное место в художественно - творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В младшем школьном возрасте зарождается интерес к серьёзным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее влечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмичные движения под музыку, в частности танцевальные.
Вокальные занятия так же являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально- танцевальные импровизации.
Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы – внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее – является достоянием самой личности, создаётся на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.
При отборе содержания для системы творческих заданий учитываются два фактора:
- творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решённых проблемах.
- творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Содержание творческой деятельности представлено группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предлагает использование различных методов, выполняет определённые функции.
Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
1 группа – «Познание».
Цель - накопление творческого опыта познания действительности.
Приобретаемые умения:
- Изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части – целого;
- Рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
- Моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.
2 группа – «Создание».
Цель – накопление учащимися творческого опыта, создания объектов ситуаций, явлений.
Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
- получение качественно новой идей субъекта творческой деятельности;
- ориентирование на идеально конечный результат развития системы;
- переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью диалектической логики.
3 группа – «Преобразование»
Цель – приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуации, явлений.
Приобретаемые умения:
- Моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
- Моделировать изменения внутреннего строения систем;
- Учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.
4 группа
– «Использование в новом
Цель - накопление учащимися опыта творческого похода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.
Приобретаемые умения:
- Рассматривать объекты ситуаций, явления, с различных точек зрения;
- Находить фантастическое применение реально существующим системам;
- Осуществлять перенос функций в различные области применения;
- Получать положительный эффект путём использования отрицательных качеств систем, универсализации, получение системных эффектов.
Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.
Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретения новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учётом предыдущего опыта).
Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.
Под рефлексивными действиями в своей работе мы понимали:
- Готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;
- Умения обретать новый смысл и ценности;
- Умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
- Умение адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;
- Гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
- Художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
- Субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится - не нравится). Эту методику можно дополнить показателем уровня используемого метода.
2.2. Развитие творческих способностей ребёнка в учебной и внеурочной деятельности.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста