Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….7
1.1. Сущность и характеристика творческих способностей. ……………7
Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста…………………………………...............13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………20
2.1. Виды творческой деятельности…………………………..…...………21
2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………………………………24
2.3. Исследование творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Саюта.doc

— 747.00 Кб (Скачать файл)

При интерпретации результатов подсчитывалось количество баллов по следующим параметрам: беглость и оригинальность.

Результаты исследования:

2 класс (экспериментальная  группа)

Ф.И. ученика

Результат

1.

Игорь Ш.

*

2.

Катя Ч.

4

3.

Ирина П.

4

4.

Женя Т.

*

5.

Елизавета Д.

4

6.

Юмжана С.

3

7.

Тумэн Г.

4

8.

Илья Х.

4


3 класс (контрольная  группа)

Ф.И. ученика

Результат

1.

Саша В.

4

2.

Маша Е.

3

3.

Алеша П.

3

4.

Жаргал Р.

4

5.

Юлия В.

4

6.

Наташа К.

3

7.

Родион П.

5

8.

Сережа Я.

4

9.

Дмитрий В.

3

10.

Володя Ю.

3

11.

Римма Н.

3


 

Следующее задание - написать сочинение. Дети любят сочинять. Любят за то, что можно проявить, самостоятельность, можно написать свое сокровенное. Сочинение способствует развитию точности в выборе слов, словосочетаний, четкому оформлению собственных мыслей. Для этого учащимся были предложены картинки со сказочными персонажами. (см. Приложение ).

Дети, используя данные персонажи, должны были сочинять сказку.

Анализ результатов:

5 баллов – если в сочинении  использованы все 6 персонажей

4 балла –5 персонажей

3 балла – 4 персонажа

2 балла – 3 и менее персонажа.

 2 класс (экспериментальная группа)

Ф.И. ученика

Результат

1.

Игорь Ш.

2

2.

Катя Ч.

2

3.

Ирина П.

3

4.

Женя Т.

2

5.

Елизавета Д.

2

6.

Юмжана С.

2

7.

Тумэн Г.

2

8.

Илья Х.

3


3 класс (контрольная  группа)

Ф.И. ученика

Результат

1.

Саша В.

4

2.

Маша Е.

2

3.

Алеша П.

2

4.

Жаргал Р.

4

5.

Юлия В.

2

6.

Наташа К.

2

7.

Родион П.

3

8.

Сережа Я.

2

9.

Дмитрий В.

3

10.

Володя Ю.

3

11.

Римма Н.

3


 

По результатам трех тестов на выявление творческого мышления учащихся нами получены следующие результаты:

2 класс (экспериментальная  группа)

Ф.И. ученика

1 задание

2 задание

3 задание

Итоговый результат

1.

Игорь Ш.

3

*

2

5

2.

Катя Ч.

3

4

2

9

3.

Ирина П.

5

4

3

12

4.

Женя Т.

4

*

2

6

5.

Елизавета Д.

3

4

2

9

6.

Юмжана С.

3

3

2

8

7.

Тумэн Г.

4

4

2

10

8.

Илья Х.

5

4

3

12


 

3 класс (контрольная  группа)

Ф.И. ученика

1 задание

2 задание

3 задание

Итоговый результат

1.

Саша В.

3

4

4

11

2.

Маша Е.

3

3

2

8

3.

Алеша П.

4

3

2

9

4.

Жаргал Р.

5

4

4

13

5.

Юлия В.

5

4

2

11

6.

Наташа К.

3

3

2

8

7.

Родион П.

5

5

3

13

8.

Сережа Я.

3

4

2

9

9.

Дмитрий В.

5

3

3

11

10.

Володя Ю.

4

3

3

10

11.

Римма Н.

4

3

3

10


 

Определив уровень творческого мышления учащихся, их гибкость, беглость и оригинальность, мы разделили детей 2 класса на 4 группы:

- самый высокий уровень  мышления (12 баллов) – 1 человек

- высокий уровень мышления (10 – 11 баллов) – 3 человека

- средний уровень мышления (7 – 9 баллов) – 2 человек

- низкий уровень мышления (6 и ниже баллов) – 2 человека.

Таблица 1.

Результаты исследования творческого мышления у учащихся

2 класса (экспериментального)

Самый высокий уровень мышления

Высокий уровень мышления

Средний уровень мышления

Низкий уровень мышления

2 чел. (25,0%)

1 чел. (12,5%)

3 чел. (37,5%)

2 чел. (25,0%)


Гистограмма 1.

Итоговые данные исследования творческого мышления

экспериментального 2 класса.

 

 

 

Таблица 2

Результаты исследования творческого мышления у учащихся

3 класса (контрольного)

Самый высокий уровень мышления

Высокий уровень мышления

Средний уровень мышления

Низкий уровень мышления

3 чел. (27,3%)

2 чел. (18,2%)

4 чел. (36,4%)

4 чел. (36,4%)


 

Гистограмма 2.

Итоговые данные исследования творческого мышления

контрольного 3 класса.

 

На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и апробирована программа «Уроки творчества», которая состоит из 8 занятий и рассчитана на 4 недели. С целью развития творческих способностей дети включаются в различные формы и виды деятельности. Занятия построены таким образом, что происходит частая смена видов деятельности, при этом соблюдается принцип от сложного к более простому. В ходе каждого задания, проводятся динамические паузы.

Рефлексия в конце занятия включает в себя обсуждение с детьми того, что нового они узнали, на занятии и что понравилось больше всего. Каждый учащийся анализирует свое отношение к занятиям, получилось ли у него творческая работа.

На данном этапе проводились следующие  методики (в Приложении):

- «Солнце в комнате»;

- «Как спасти зайку»;

- «Придумайте и расскажите, что произошло у каждого из  героев».

В данном эксперименте участвовали учащиеся 2 и 3 класса.

Целью методики «Солнце в комнате» является выявление способностей ребенка «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Детям давалась картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце. Детям нужно исправить картинку так, чтобы она была правильной. В ходе исследования оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие  задания («не знаю как исправить»; «картинку исправлять не нужно») – 1 балл.

2. Формальное устранение  несоответствия (стереть, закрасить  солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (нарисовать в другом месте – «солнышко на улице») – 3 балла. б) сложный ответ переделать рисунок – «сделать из солнышка лампу» - 4 балла.

4. Конструктивный ответ  отделить несоответствующий элемент  от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («картинку сделать», «нарисовать окно», «посадить солнышко в рамку») – 5 баллов.

Результаты исследования:

2 класс (экспериментальная  группа)

Ф.И. ученика

Результат

1.

Игорь Ш.

3

2.

Катя Ч.

3

3.

Ирина П.

3

4.

Женя Т.

3

5.

Елизавета Д.

1

6.

Юмжана С.

3

7.

Тумэн Г.

2

8.

Илья Х.

1

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста