Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….7
1.1. Сущность и характеристика творческих способностей. ……………7
Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста…………………………………...............13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………20
2.1. Виды творческой деятельности…………………………..…...………21
2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………………………………24
2.3. Исследование творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Саюта.doc

— 747.00 Кб (Скачать файл)

В процессе исследования нами проанализированы  сущностные характеристики способностей, их теоретические аспекты, педагогическое руководство процессом развития творческих способностей в условия школы. Развитие творческих способностей детей представляется нам особенно важным и актуальным сегодня.

Проблема педагогического руководства развитием творческих способностей рассматривалась нами с разных сторон: мы использовали программу автора Г.В. Тереховой «Уроки творчества», которую можно использовать в качестве элективного курса и факультативного занятия.

Проблема это наше отражение в образовательной и досуговой деятельности школы.

Нами была сделана попытка построение некой системы выполнения творческих заданий на каждом уроке в процессе обучения младших школьников. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, сознание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности.

Одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно – деятельностное взаимодействие  учащихся и педагога  в процессе их выполнения. Суть его – в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания, изменений воздействующих друг на друга субъектов,  осознание взаимодействия как сотворчества.

В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу, что одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий  является личностно  - деятельностное взаимодействие  учащихся и педагога  в процессе их выполнения. Суть его – в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений, воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

Под личностно – деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации  творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности.

При таком подходе усиливается организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм,  приёмов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлений выбора способа выполнения  творческого задания, характера межличностных отношений взаимоотношений в творческом процессе.

Все эти меры позволяет детям активно включаться в качестве субъектов во все виды творческой деятельности.

Накопление  каждым учащимся опыта  самостоятельной творческой деятельности полагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить к5онкретную задачу для решения.

Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умением выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию  в наиболее широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребёнку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации:

Результаты наших наблюдений, анкетирование учащихся и их родителей свидетельствуют о том, что творческие способности ребёнка развиваются во  всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

    • наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
    • реализация творческих заданий как важнейшего компонента на только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
    • объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
    • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
    • стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребёнка, включать родителей в творческие дела школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 2008 г.-№4.-с.80-81.
  2. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.//Нач. 
    школа.- 2004г.- № 1 - с. 22-24.
  3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов СЮ. Детство творческой 
    личности. - СПб.: издательство Буковского, 2005., 60с.
  4. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.
  5. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. -2001., № 11., с. 32-38.
  6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в школьном возрасте. - 
    СПб.: Союз, 1997. 92с.
  7. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.
  8. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических  исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987.
  9. Давыдов В В Проблемы развивающего обучения -М – 1986.
  10. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология – М., 1993
  11. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – 1997., № 12. с. 73-75.
  12. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. – 2003, №2. с. 54-58.
  13. Зак АЗ Методы развития способностей у детей М., 1998
  14. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-2003 г. – с. 649.
  15. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. //Искусство в 
    школе. - 2002г.- №3.- с. 3-7.
  16. Круглова Л. Что делает человека счастливым?// Народное образование. - 2006 г.-№8.-с.26-28.
  17. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. для  учащихся пед. уч-щ- 2-е 
    изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336с.
  18. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.
  19. Крылов Е. Школа творческой личности. -1999 №7,8. с. 11-20. 
  20. Кряшева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 2006.
  21. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52
  22. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2003. 56 с.
  23. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2007 г. - № 1.- с. 36-42.
  24. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1998. 125 с.
  25. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. – М.-1996 г.-с. 36.
  26. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.
  27. Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г. – с.679.
  28. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
  29. Никитин П.П. Ступенька творчества или развивающая игра. - М. - 
    Просвещение- 1989г.
  30. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. –М.-2007 г.-с.757.
  31. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной 
    школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
  32. Прохорова Л. Развиваем творческую активность школьников. - 
    - 2006 № 5. с. 21-27.
  33. Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2007 г. - № 3.- с.107.
  34. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль. -2006г.-с.138.
  35. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М. 1988 г. – с. 171-174.
  36. Тюников Ю.Сценарный подход в педагогическом взаимодействии.// Педагогическая техника. -2009 г.- № 2.- с.87-88.
  37. Фриман Дж. "Как развить талант ребенка от рождения". 3VL, 1996.
  38. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2004 г. - с.22.
  39. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5.  с. 6-12.
  40. Шмаков А.Е. Игры - шутки, игры - минутки. - М.; Нов. школа - 
    2003г.-с. 112.
  41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды –М., 1989г.
  42. Эльконин Д.Б.Психология обучения младшего школьника. – М.- 1989 г.  с.98.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методические рекомендации по  развитию творческих способностей  детей младшего школьного возраста 

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам:

Ø    научности

Ø    систематичности

Ø    последовательности

Ø    доступности

Ø    наглядности

Ø    активности

Ø    прочности

Ø    индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. 

 

1. Каждая игра представляет  собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку  в разной форме, и таким образом  знакомит его с разными способами  передачи информации.

3. Задачи расположены  примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень  широкий диапазон трудностей. Поэтому  игры могут возбуждать интерес  в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание  трудности задач - способствует развитию  творческих способностей.

6. Для эффективности развития  творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:

- развитие способностей  нужно начинать с самого раннего  возраста;

- задания-ступеньки создают  условия, опережающие развитие способностей;

- творческие игры должны  быть разнообразны по своему  содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Задание 1.

Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

 
 

Задание 2

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж.

Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

 
Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

 
 
 

 
Задание 3

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Д. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;

солнце - ...

утро - ...

лампа - ...

костер - ...

свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;

ночь - ...

вечер - ...

пещера - ...

 

Задание 4

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов. 
Колодец - паркет;

бревно - коробка;

облако - дверь;

кукла - снег.

 
Задание 5

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения: 
1. Утром Дима проснулся раньше обычного.

2. Солнце еще не ушло  за горизонт, но уже стало темно.

3. Сидевший у ног хозяина  пес грозно зарычал на маленького  котенка.

 
Задание 6

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

 
 
 
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Задание 7

Подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."

"... люди научатся летать, как птицы."

"... собаки начнут разговаривать  человеческим голосом."

"... оживут все сказочные  герои."

"... из водопроводного  крана польется апельсиновый  сок."

 
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Задание 8

Задание на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

 
Задание 9

Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

 
 
 
 

Задание 10

Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке, хотя бы один персонаж.

 
 
 

 

Задание 11

Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

 
 

Задание 12

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.

 
 

Творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть и создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур.

 

 

Приложение 2.

Методика «Нарисуй лица».

Тип задания: Символические разработки деталей.

Цели:

  • Развитие умений создавать имеющие смысл объекты с помощью добавления и разработки деталей.
  • Развитие символической беглости и гибкости.

Задание.

Вырезать из старых журналов рисунки и фотографии людей с разными настроениями. Показать эти картинки классу, разместив их на доске. Спросить, какие они, эти лица: счастливые или грустные, и т.д. Показать лицо с весёлым выражением. Спросить детей, как и что нужно изменить на картинке, чтобы превратить это лицо в грустное. Подчеркнуть, что глаза и брови так же хорошо, как и контуры рта, могут передавать настроение человека.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста