Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 15:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической науке и практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….7
1.1. Сущность и характеристика творческих способностей. ……………7
Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста…………………………………...............13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………...18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………20
2.1. Виды творческой деятельности…………………………..…...………21
2.2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности……………………………………24
2.3. Исследование творческих способностей детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……41
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….45

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Саюта.doc

— 747.00 Кб (Скачать файл)

- У всех людей внезапно вырастут хвосты.

- Исчезнут окончания во всех  словах русского языка.

- С облаков начнут свисать  тросы до самой Земли.

- Из жизни людей сразу и  полностью исчезнет спорт.

- Все металлы превратятся в  золото.

- Люди научатся точно читать  все мысли друг друга.

Возможны различные варианты проведения этого упражнения. Например,  нескольким подгруппам может быть предложена для обсуждения одна и та же ситуация. Тогда представление результатов организуется следующим образом: каждая из подгрупп поочередно получает слово для того, чтобы озвучить одну идею, повторяться нельзя. Если оригинальные идеи у подгруппы исчерпались, она выбывает из игры; побеждает та команда, которая пробудет в игре дольше всего. Если же подгруппам для обсуждения разные ситуации, то такое соревнование не проводится, вместо этого представители каждой из подгрупп озвучивают по 3-5 идей, которые показались наиболее оригинальными.

Психологический смысл упражнения.

Тренировка умения генерировать необычные идеи применительно, в том числе и к таким ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений.

Обсуждение.

Какие из предложенных идей ярче всего запомнились, представляются самыми творческими? Чем именно интересны эти идеи? В каких реальных жизненных ситуациях пригодится умение размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли вы привести примеры из своего жизненного опыта, когда на первый взгляд невероятная ситуация становится реальной? 

Упражнение «Что? Откуда? Как?».

       Описание упражнения.

       Детям, сидящим в кругу, демонстрируется  какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно(можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из детей  по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

  1. Что это?
  2. Откуда это взялось?
  3. Как     это можно использовать?

     При этом повторяться не разрешается, каждый ребенок должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

     Психологический  смысл упражнения.

     Легкая «интеллектуальная  разминка», активизирующая беглость  мышления детей, стимулирующая их  к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

     Обсуждение.

     Какие ответы  на вопросы запомнились детям, представляются самыми интересными  и оригинальными?

Упражнение «Усовершенствование игрушки».

    Описание  упражнения.

    Детям демонстрируется  мягкая игрушка и дается задание: предложить как можно больше принципиально осуществимых способов её усовершенствования – что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть? Упражнение выполняется в подгруппах по 4-5 человек, время работы 8-10 мин. Потом представители каждой из подгрупп поочередно излагают свои идеи.

Психологический смысл упражнения.

Тренировка умения генерировать идеи в условиях командной работы.

Обсуждение.

Что, с точки зрения детей, способствовало появлению новых идей при выполнении этого упражнения, а что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи,  каким смысловым категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

Упражнение «Мячик».

Описание упражнения.

Игра выглядит следующим образом: дети стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущими правилами. После этого мяч перекидывается другому участнику и т.д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например, так:

-бросающий мяч называет  любой предмет, а тот, кто ловит, должен быстро назвать три  возможных способа использования этого предмета;

-бросающий мяч называет  цвет, а ловящий – три объекта  этого цвета.

Психологический смысл упражнения.

Тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы. Упражнение служит неплохой разминкой, может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.

Обсуждение.

Детей просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами, а также привести примеры жизненных ситуаций, в которых требуется умение быстро реагировать на неожиданные вопросы, не только воспроизводя имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.

Упражнение «необычный звук».

Описание упражнения.

Ведущий или дети, выразившие желание взять на себя такую функцию, издают какие-либо необычные звуки, не показывая окружающим, каким способом они это делают. Производить звуки можно, например, путём трения различных предметов друг о друга. Задача других детей – выдвинуть как можно больше идей о том, в каких реальных жизненных ситуациях могут возникать подобные звуки, а также предположить, каким способом они издаются в данный момент.

Психологический смысл упражнения.

Выдвижение идей о различных вариантах трактовки неоднозначного, малоструктурированного материала.

 Обсуждение.

Достаточно короткого обмена впечатлениями.

 


 

 


 


 


 



Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста