Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество — это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого , духовного и художественного является неотъемлимым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Содержание

Введение.......................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе................6
Психолого-педагогический анализ проблемы творческих способностей..........................................................................................6
Особенности развития личности младшего школьника, влияющие на процесс развития творческих способностей...............13
Глава 2. Практическая деятельность учителя начальной школы по развитию творческих способностей школьников..........................18
Пути и способы развития творческих способностей младших школьников в учебно-воспитательном процессе................................18
Организация уроков творчества в начальной школе.......22
Заключение....................................................................................28
Библиография................................................................................31
Приложение...................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая 2.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

а) обучение с опорой на развитие дивергентности мышления;

б) педагогическое сопровождение;

в) педагогическая поддержка.

      1. Креативная личность, базовыми критериями которой являются:

а) мотивационный компонент;

б) интеллектуальный компонент;

в) эмоциональный компонент;

г) коммуникативный компонент.[13]

 Исследования, проведённые Большаковой Л.А. зам.директора по научно-методической работе гимназии №7 г. Свободного Амурской области, и описанные в журнале “Завуч начальной школы” за2002г., показывают, что развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте,протекает

20

наиболее результативно при определённых условиях:[3]

1. Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;

2. Организуется сотворчество в  детском коллективе с целого  проявления и развития творческих  способностей каждого;

3.  Используются технологии развития  творческого мышления;

4. Производится систематическое  отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

В связи с этим, выделяют следующие способы стимулирования творческих способностей:

      1. обеспечение благоприятной атмосферы;
      2. доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
      3. обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
      4. поощрение высказывания оригинальных идей;
      5. обеспечение возможностей для практики;
      6. использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
      7. предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

21

По статье И.В. Левицкой и С.К. Турчака [13] педагогическую

деятельность, направленную на создание креативной среды, отличает ряд признаков:

1. внимательное отношение к необычным  вопросам;

  1. уважительное отношение к необычным идеям;
  2. демонстрация ценности детских идей;
  3. предоставление детям большей самостоятельности
  4. создание свободной, непринужденной учебной обстановки.

Так как, данные авторы считают, что главной составляющей учебно-воспитательного процесса для успешного развития креативности школьника является педагогическое сопровождение, то можно сказать о том, что в процессе педагогического сопровождения учитель помогает ребенку почувствовать собственную самостоятельность, поддерживает в каждом школьнике уверенность в себе и ощущение личностной значимости. Для этого педагогу необходимо понимать и признавать необходимость и уникальность ребенка, представлять его индивидуальный психологический портрет, знать возрастные особенности , доминирующие мотивы, определяющие поведение ученика, его отношение к обучению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, устанавливать соответствие между образовательной программой и задачами социально-личностного развития на данном этапе жизни ребенка.

Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как

22

характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

 

  • 2.2. Организация уроков творчества  в начальной школе

 

Творческий урок, как пишет Хуторской А.В. - это многогранный кристалл, в котором отражается вся система обучения учителя. В план урока входят структурные элементы учебной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.

Рассмотрим этапы и особенности составления плана урока, ориентированного на творческую деятельность учеников:

      1. Планирование серии занятий по одной теме или по типу задач. Учитель продумывает сразу несколько уроков, осуществляет  их примерную разбивку по  целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения.
      2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминание особенностей учеников того класса, в котором будет проводиться урок.
      3. Знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока. Выработка собственного отношения к проблематике темы.
      4. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока.
      5. Определение главного смысла урока, соотнесение его с главными целями по предмету. Смысл творческого урока в создании

24

учениками индивидуальных образовательных продуктов в изучаемой области.

      1. Соотнесение творческих образовательных результатов учеников со стандартными. Отбор такого предлагаемого детям материала, которое обеспечит «рождение» ими своего содержания. К возможным творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги.
      2. Написание конспекта урока.

 

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов учителю необходимо предлагать следующие задания[25]:

      1. классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
      2. устанавливать причинно-следственные связи;
      3. видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
      4. рассматривать систему в развитии;
      5. делать предположения прогнозного характера;
      6. выделять противоположные признаки объекта;
      7. выявлять и формировать противоречия;
      8. разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
      9. представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их

25

  • решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые ).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся

первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Задания I (высшего, высокого,продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

III уровень – предполагает выполнение  заданий на основе перебора 

26

вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:

  • метод фокальных объектов,
  • морфологический анализ,
  • метод контрольных вопросов,
  • отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень - предполагает выполнение  творческих заданий на основе  эвристических методов и элементов  ТРИЗ, таких как:

  • метод маленьких человечков,
  • методы преодоления психологической инерции,
  • системный оператор,
  • ресурсный подход,
  • законы развития систем.

I уровень – предполагает выполнение  творческих заданий на основе  мыслительных инструментов ТРИЗ:

1) адаптированный алгоритм решения  изобретательских задач,

2) приемы разрешения противоречия  в пространстве и во времени,

3) типовые приемы разрешения  противоречия.

 

 

 

 

 

 

27

 

Заключение

 

Важность творческого развития младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты креативной и творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.

В связи с первой, поставленной нами задачей, были выявлены такие результаты: Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат психологические процессы мышления и воображения, следовательно основными направлениями развития творческих способностей ребенка являются развитие продуктивного творческого воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность.  Необходимо использовать все возможности для развития креативных и творческих способностей ребенка, потому, что с течением времени эти возможности необратимо утрачиваются. Также были выявлены следующие показатели творческих способностей показатели для определения творческих способностей:

  • беглость мысли (количество идей);

28

  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на

другую);

  • оригинальность (способность производить идеи);
  • любознательность;
  • фантастичность.

В связи со второй, поставленной нами задачей было выявлено, что существуют различные способы развития творческих способностей у детей, но успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных, благоприятных для этого, условий:

      1. обеспечение благоприятной атмосферы;
      2. доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
      3. обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
      4. поощрение высказывания оригинальных идей;
      5. обеспечение возможностей для практики;
      6. использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
      7. предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Но, следует отметить, что создание благоприятных условий недостаточно для воспитания и обучения ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

В связи с третьей, поставленной нами задачей, мы определили

29

важнейшие педагогические средства развития творческих способностей. Одним из важных средств развития творческих способностей учащихся следует считать совершенствование деятельности педагогов: нормативно-правовое регулирование практической деятельности педагогов; совершенствование методики развития творческих способностей; психолого-педагогическая подготовка педагогов; взаимодействие и координация педагогического коллектива с психологической службой школы. Проведение подобных мероприятий способствует повышению уровня профессионализма и квалификации педагогов, обобщению и распространению опыта учителей школы по развитию творческих способностей, созданию условий успешного применения современных педагогических технологий.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста