Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в аппликации.
Цель, объект, предмет исследования предопределили постановку и решения следующих задач:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-7
Глава 1. Развитие творческих способностей детей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………8-17
1.2 Виды аппликации. Её влияние на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………18-21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………22-23
2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности………………………………………………24-26
2.3 Анализ результативности проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности…………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………28-31
Список литературы…………………………………………………..32-33
Приложение……………………………………………………………34-60

Вложенные файлы: 1 файл

развитие творческих способностей в аппликативной деятельности Желтухина.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  АДМИНИСТРАЦИИ 
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО  ОКРУГА
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра теоретических  основ 

дошкольного и начального образования

 

 

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности»

 

Курсовая работа

 

Исполнитель: Желтухина

Ольга Александровна

студентка гр. 0461_______________

Научный руководитель:

Дюндикова Н.Л. ассистент_________

Зав кафедрой: Абашина В.В.

к. п. н., доцент________

Дата допуска  к защите

Оценка и  № протокола

 

 

Сургут, 2006

Содержание.

Введение……………………………………………………………………3-7

Глава 1. Развитие творческих способностей детей как психолого-педагогическая проблема

1.1 Условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………8-17

1.2   Виды аппликации. Её влияние на развитие творческих  способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………18-21

 

Глава    2.    Опытно-экспериментальное исследование по использованию аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

 

    1.    Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………22-23

 

2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности………………………………………………24-26

 

2.3   Анализ результативности проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности…………………………………………………………………….27

 

Заключение……………………………………………………………28-31

Список литературы…………………………………………………..32-33

Приложение……………………………………………………………34-60

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Творческие способности  – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти  во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

В формировании творческих способностей ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.

 Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности.

Аппликативная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Занимаясь  аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, клей, ткань и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение аппликативной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, аппликации. На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

Как указывают психологи, для осуществления  разных видов деятельности, умственного  развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе продуктивной деятельности в частности - аппликацией.

Таким образом, аппликативная  деятельность содействует и развитию наглядно-образного мышления. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

Также в процессе изобразительной  деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Аппликативная деятельность используется для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

В процессе продуктивной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков  связано с развитием таких  волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Значение аппликативной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе аппликации создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

В данной работе мы  рассмотрели проблему развития  творческих способностей в аппликации, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д. 

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И  вопрос о компонентах творческого  потенциала человека остается до сих  пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов, которые  большинство людей  знают и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Цель нашего исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в аппликации.

Объект - педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Предмет - аппликативная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Цель, объект, предмет  исследования предопределили постановку и решения следующих задач:

  • Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. 
  • Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

-     Определение   основных  направлений  и   педагогических  задач по развитию  творческих способностей в дошкольном  возрасте. 

    • Определение эффективности аппликативной деятельности в процессе развития творческих способностей детей. 

 

Глава 1. Развитие творческих способностей детей как психолого-педагогическая проблема

1.1 Условия  успешного развития творческих  способностей у детей дошкольного  возраста

 

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 

Очевидно, что рассматриваемое  нами понятие тесным образом связано  с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 

Если внимательно  рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом  которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

Таким образом, в самом  общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент  творчества может присутствовать в  любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12, 54-55/.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности