Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в аппликации.
Цель, объект, предмет исследования предопределили постановку и решения следующих задач:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-7
Глава 1. Развитие творческих способностей детей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………8-17
1.2 Виды аппликации. Её влияние на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………18-21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………22-23
2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности………………………………………………24-26
2.3 Анализ результативности проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности…………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………28-31
Список литературы…………………………………………………..32-33
Приложение……………………………………………………………34-60

Вложенные файлы: 1 файл

развитие творческих способностей в аппликативной деятельности Желтухина.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к  тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения. 

У младшего дошкольника  воображение идет за предметом и  все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения.

Из всего выше изложенного  мы можем сделать вывод, что главным условием успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста является развитие творческих мышления и воображения, которые в свою очередь тесно связаны с продуктивной деятельностью, включающей в себя рисование, лепку, аппликацию, конструирование. В нашей работе мы рассмотрели влияние аппликативной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды аппликации. Её влияние на развитие творческих  способностей у детей дошкольного возраста

 

 

Аппликация (от лат. applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Многие народы используют аппликацию для оформления национального костюма , предметов быта, жилища.

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания.

Все виды изобразительной  деятельности детей, в том числе  и аппликация, направлены на формирование у них определённых знаний развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации даёт детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая один на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, это важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для развития творческих способностей.

Аппликация- работа с  различными материалами, в процессе каждый ребёнок создаёт относительно полезные и эстетически значимые работы. Ребёнок видит, что его работами украшают группу, кукольный уголок, её можно также использовать в игре, инсценировке спектакля.

Аппликацией ребёнок  овладевает постепенно. В аппликативной деятельности возможно максимальное проявление самостоятельности и творчества дошкольников. К концу дошкольного возраста дети могут овладеть разными видами аппликации: созданием декоративного узора, изображением предмета или сюжета. Каждый из видов ставит перед ребёнком определённые задачи, которые заключаются в целенаправленном применении изобразительных и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию изображений в соответствии с условиями задания. Это по новому выявляет и активизирует опыт ребёнка в области аппликации, стимулирует и развивает его творческие способности.

В аппликации выделяют три основных вида:

- предметная аппликация

- сюжетно-тематическая аппликация

- декоративная аппликация

В предметной аппликации  дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силе специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений: в игрушках, картинках, образцах народного искусства. Для аппликации воспитатель отбирает такие предметы, которые отличаются отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской. В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезывания. Так предметы простой формы (шар, мяч, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей. Сложные криволинейные контуры предметов ассиметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру (птицы, животные, рыбы).

Сюжетно-тематическая аппликация  предполагает  умение вырезать и наклеивать различные предметы в соответствии с темой или сюжетом. При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:

  • Вырезать предметы, показать их различие по величине при сопоставлении друг с другом.
  • Выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой.
  • Передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску.
  • Расположить предметы на плоскости основы: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали.
  • Подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям.

Декоративная аппликация- вид орнаментальной  деятельности во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма,  симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На таких занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

 Уже в младшей  группе  дети способны элементарно  передать содержание, показать взаимосвязь между однородными предметами. Из готовых форм они выкладывают и наклеивают композиции. Для этого малыши используют яркие цветовые сопоставления на всем пространстве листа или размещают несколько предметов в ряд.

К концу дошкольного  возраста дети могут овладеть разными  видами аппликации: созданием декоративного  узора, изображением сюжета или предмета.

Дети старшего дошкольного  возраста могут использовать разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья, траву, цветы, семена, плоды. Детям доступна различная техника: сминание,   скатывание, различные разрезания, обрывание, плетение.

В аппликации применяется разная техника прикрепления деталей к основе: наклеивание и пришивание, то или другое доступно детям.

В процессе аппликативной  деятельности ребенок овладевает не только специальными, но и общими трудовыми умениями: ставит задачу отбирать необходимые материалы и средства для её реализации, планировать ход работы, контролировать и оценивать результаты.

Основное значение аппликативной  деятельности заключается в том, что она является средством эстетического  воспитания.

В процессе этой продуктивной деятельности создаются благоприятные  условия для развития эстетического  восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства,  содействующие формированию эстетического отношения к действительности, развитию творческих способностей. Так же для развития эстетического вкуса и творческих способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в аппликативной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию аппликации в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

 

2.1. Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная часть  исследования проходила на базе МДОУ №23 «Золотой ключик» г. Сургута. В эксперименте участвовали дети старшей группы «Почемучки». Цель констатирующего этапа эксперимента: определить уровень развития творческих способностей дошкольников.

Для исследования нами были использованы экспресс- методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова «Диагностика универсальных творческих способностей» (12, 52-59).

Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления творческих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка (Приложение 1).

Авторами были выделены универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей,   надситуативно – преобразовательный характер творческих решений. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.

Проведя диагностику, мы получили следующие результаты (Приложение 2). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей – среднем.  Развитие такой  способности как  надситуативно-преобразовательный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей  - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения.

У детей этой группы плохо  развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе «Детство», но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся  специальные  меры,  направленные  на  последовательное  и  систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика.

Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей слабо развита такая творческая способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности  перед детьми  необходимо ставить  различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы.

Результаты диагностики  творческого потенциала детей выявили  хорошее развитие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономерен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей.

Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях    необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческих способностей детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса.

 

2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности

С целью развития творческих способностей в аппликативной деятельности, нами был проведён формирующий этап эксперимента, который отображен в  перспективном плане работы (Приложение 3). Были проведены занятия по аппликации (Приложение 4). Целью этих занятий было развитие творческого воображения, фантазии - составляющих творческих способностей. Мы предлагаем анализ одного из таких занятий.

Тема занятия: «Петушок-золотой  гребешок». Мы преследовали цели- научить детей вырезать на глаз из листа бумаги силуэт петушка, передавая характерную контурную линию его фигуры; самостоятельно дополнять изображение различными деталями, выбирая цвет бумаги, способы вырезывания, развивать творческое воображение, фантазию. Во время предварительной работы с детьми были рассмотрены иллюстрации, игрушки с изображением петушка, в ходе которых обращалось внимание на характерные особенности фигуры птицы. В ходе занятия использовались художественное слово (загадка про петушка), детьми самостоятельно был проведён анализ игрушки-петушка. Дети активно включились в работу. В ходе анализа мы обратили внимание детей на контурную линию фигуры петушка, обводя силуэт, начиная со спинки- справа налево. После выделения характерных особенностей фигуры птицы мы показали способ вырезания силуэта на глаз т.е. сначала в верхней части квадрата необходимо сделать треугольный вырез почти до середины, затем закруглить угол треугольника- вырезать спинку петушка; дальше вырезать высокую шею, переходящую в грудь «колесом»; закруглить туловище, вырезать большой округлый хвост. В начале пробный силуэт детям было предложено сделать из простой бумаги, двум детям (Лапиной Юле и Прокоповой Ксении) была оказана частичная помощь в вырезании силуэта. Основное количество детей самостоятельно и хорошо справилось с вырезанием силуэта, после этого дети самостоятельно подбирали цветную бумагу для туловища, гребешка, клюва, хвоста. В ходе всего занятия у детей поддерживался интерес к аппликации, дети обменивались впечатлениями от проделываемой работы. Несколько детей (Бородай Володя, Вакулов Павел, Кольцова Женя, Никитин Алёша, Симакова Настя) в полной мере проявили свою фантазию. Их аппликативные работы составили одну сюжетную картинку. В конце занятия была организована выставка детских работ, дети самостоятельно рассмотрели и отметили качество вырезанных силуэтов, дали оценку цветовому решению тех или иных аппликативных работ, выразительности аппликаций, проявленному творчеству.

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности