Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в аппликации.
Цель, объект, предмет исследования предопределили постановку и решения следующих задач:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-7
Глава 1. Развитие творческих способностей детей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………8-17
1.2 Виды аппликации. Её влияние на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………18-21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………22-23
2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности………………………………………………24-26
2.3 Анализ результативности проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности…………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………28-31
Список литературы…………………………………………………..32-33
Приложение……………………………………………………………34-60

Вложенные файлы: 1 файл

развитие творческих способностей в аппликативной деятельности Желтухина.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Развивать творческое воображение  можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным  видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же «дочки – матери» или «войну», воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.(Приложение №5) 

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой /7, 135/.  

 Для развития надситуативно-образовательной способности  перед детьми  необходимо ставить  различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности /13,36-47/.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам  бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное  развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 

 

 

 

 

 

 

 

2.3  Анализ результативности проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности

После проведённой специальной работы, направленной на развитие творческих способностей детей нами была проведена повторная диагностика  по экспресс- методике кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова «Диагностика универсальных творческих способностей детей». (Приложение №1)     

Мы получили следующие результаты. Развитие реализма воображения у 52% детей находится на низком уровне, и у 40% детей – среднем, у 8% детей выявлен высокий уровень.  Развитие такой способности как надситуативно- преобразовательный характер творческих решений у 48% детей - на низком уровне, у 12% - на среднем уровне, и 40% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 28% детей развита на среднем уровне и у 72% детей на высоком.(Приложение №6) Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы , что проведённая нами работа по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликации имеет положительную тенденцию. Данные по констатирующему и контрольному этапам эксперимента занесены в сравнительную таблицу (Приложение №7).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что поставленные нами задачи решены и имеют положительный результат.

Мы считаем, что предложенные нами мероприятия будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей у старших дошкольников.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: 

  1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный возраст  имеет богатейшие возможности для  развития творческих способностей. К  сожалению, эти возможности с  течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. 

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями  являются: 

1. Раннее физическое  и интеллектуальное развитие  детей. 

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. 

3. Самостоятельное решение  ребенком задач, требующих максимального  напряжения сил, когда ребенок  добирается до "потолка " своих  возможностей. 

4. Предоставление ребенку  свободы в выборе деятельности, чередовании дел,  продолжительности занятий одни делом и т.д. 

5. Умная, доброжелательная  помощь (а не подсказка) взрослых. 

6. Комфортная психологическая  обстановка, поощрение взрослыми  стремления ребенка к творчеству. 

Но  создание  благоприятных  условий недостаточно  для  воспитания  ребенка  с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей старших дошкольников группы «Почемучки» детского сада №23 «Золотой ключик» города Сургута. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников: 

  1. Введение  в  программу  дошкольного  воспитания  специальных  занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 
  2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
  3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 
  4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
  5. Работа с родителями.

Как мы уже говорили творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Следует признать, что творческие способности являются самой существенной частью человеческого интеллекта и задача их развития в условиях воспитания современного человека неоспорима. Развитие творческих способностей у детей приобрело в настоящие время большое социальное значение. Нашему обществу нужны не только грамотные работники, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.

Творческий процесс  зависит от многих факторов. Трудно заставить ребёнка сочинять, изобретать, творить по принуждению. При выполнении аппликативных работ необходимо учить детей работать творчески: что-то дополнять, изменять в цвете, размере узора образца, придумывать новые узоры. Дополняя аппликацию отдельными деталями, дети получают навык композиции. Например если на цветные квадраты наклеить треугольники, полоски, части круга другого цвета, то получится много разнообразных узоров.

Интересно в творческом отношении работа по составлению  узоров из геометрических фигур для  оформления ковров.

Увлечение составлением симметричных узоров в замкнутых  фигурах (ковриках) развивает пространственное представление, умение составлять декоративные композиции с передачей отдельных элементов узора и цветового сочетания. Такая работа требует упорной мыслительной деятельности, точных расчётов и, конечно творчества. Чем больше разумной самостоятельности предоставляется детям, тем больше у них проявляется творчество, фантазия, инициатива. Очень красиво получаются аппликации с декоративными зверями, птицами, насекомыми. Выполнение таких аппликаций позволяет детям фантазировать, развивать свои творческие способности. Так же развитию творческих способностей способствуют задания на фантастические сюжеты.

В аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему. Задача педагога- научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не простому их копированию. Изобразительная деятельность, к которой относится и аппликация, только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми  для создания изображения навыками и умениями. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В аппликацию ребёнок не просто переносит то, что запомнил; у него возникают какие то переживания в связи с этим предметом, определённое отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого создаётся образ, который ребёнок выражает с помощью изобразительных средств.

Воспитатель предлагает такую тему для аппликативной  деятельности, которая вызывает необходимость  вспоминать, придумывать, воображать, что в свою очередь способствует развитию творческих способностей.

Характерная черта изобразительного творчества – создание выразительных изображений. Но дети не могут создать образ, не овладев хотя бы  в какой-то мере способности передавать в аппликации присущие предметом свойства: форму, строение, цвет. Красота и выразительность изображения зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в аппликации форму предмета. Отчётливо изображённая форма делает образ узнаваемым и вызывает у самого исполнителя удовольствие, положительные эмоции.

Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод, что влияние аппликативной деятельности на развитии творческих способностей очевидно.В аппликативной деятельности дошкольники получают возможность проявлять себя творчески, развивать фантазию, воображение и творческое мышление.

Список литературы

1. Березина В.Г., Викентьев  И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой  личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2. Богат В., Нюкалов  В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное  воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

3. Венгер Н.Ю. Путь  к развитию творчества. - Дошкольное  воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

4. Веракса Н.Е. Диалектическое  мышление и творчество. - Вопросы  психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

5. Выготский Л.Н. Воображение  и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.

6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

7. Дьяченко О.М., Веракса  Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

8. Ендовицкая Т. О  развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

9 . Ефремов В.И. Творческое  воспитание и образование детей  на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

10. Заика Е.В. Комплекс  игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

12. Кудрявцев В., Синельников  В. Ребёнок - дошкольник: новый  подход к диагностике творческих способностей. -1995. - № 9 С. 52-59, - № 10 С. 62-69.

13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

14. Лук А.Н. Психология  творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

15. Мурашковская И.Н.  Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

16. Нестеренко А. А.  Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.

17. Никитин Б., Никитина  Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.

18. Никитин Б. Развивающие  игры. - М.:3нание, 1994.

19. Палашина Т.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике. // Дошкольное воспитание. -1989. - №6. С. 69-72.

20. Полуянов Д. Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985. 50стр.

21. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5. С. 21-27.

22. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 1994. - 50с.

 

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в аппликативной деятельности