Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа
Цель нашего исследования - изучение проблемы развития творческих способностей дошкольников в аппликации.
Цель, объект, предмет исследования предопределили постановку и решения следующих задач:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
Введение……………………………………………………………………3-7
Глава 1. Развитие творческих способностей детей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Условия успешного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста…………………………………………………………8-17
1.2 Виды аппликации. Её влияние на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста………………………………………………18-21
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по использованию аппликации в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………………………………22-23
2.2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности………………………………………………24-26
2.3 Анализ результативности проведённой работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в аппликативной деятельности…………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………28-31
Список литературы…………………………………………………..32-33
Приложение……………………………………………………………34-60
Месяц |
Вид деятельности Тема |
Задачи | |
Январь |
1 |
Аппликация «Снежинки»
Наблюдение за снегопадом. |
Учить вырезать снежинки разных форм приемом складывания квадратно заготовки на части; наклеивать их на контрастный по цвету фон. Рассматривание снежинок, отметить многообразие форм. |
Январь |
2 |
Коллективная аппликация «Пингвины на льдине»
Чтение произведений об Антарктиде, рассматривание иллюстраций, организация просмотра телепередачи. |
Учить создавать композицию на основе прочитанного, увиденного на иллюстрациях; использовать знакомые приемы; развивать творческое воображение, фантазию. Познакомить детей с обитателями полюса, с особенностями их обитания. |
Январь |
3 |
Аппликация «Снегири»
Наблюдение за снегирями на участке. |
Учить передавать особенности строения, окраски снегиря приемом силуэтного вырезывания с дополнительными наклейками.
Выделение отличительных особенностей (окрас, форма туловища). |
Январь |
4 |
Аппликация по замыслу «Зима»
Беседа о зиме, её сезонных признаках, играх, зимних забавах. |
Учить отбирать содержание аппликации и красочно его реализовывать, применяя знакомые приемы вырезания, композиции и сочетания цветов.
Закреплять у детей знания о отличительных признаках этого времени года. |
КОПСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ
«КЛОУНЫ В ЦИРКЕ»
(КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА)
Программные задачи:
Продолжать учить детей выполнять общую работу в разных видах изобразительной деятельности (рисование и аппликацию); учить использовать знания и умения, полученные на предшествующих занятиях.
Материал:
-у воспитателя большой лист бумаги с изображенными на нем цирковой ареной, входом, рядами скамеек для зрителей; цирковая афиша с прошлого занятия; голова и плечи зрителя, нарисованные и вырезанные из бумаги; несколько фигурок клоунов от игрового упражнения «Палочные человечки » и реквизит для них: шары, кегли, зонтик, обручи, вырезанные из тонкого картона. У одних детей четыре-пять листов бумаги величиной в 1/2 альбомного листа, краски; у других по несколько листков розовой или светло-оранжевой бумаги, размером 5х6 см, для рисования зрителей, ножницы, краски и карандаш; у одного - двух цветная бумага для вырезывания занавеса для входа на арену.
Ход занятия: .
Воспитатель вывешивает цирковую афишу.
- Вот цирковая афиша,
которую мы с вами изготовили.
Прочли люди афишу и решили
пойти на цирковое
Помещает перед детьми большой лист с изображением цирка и продолжает рассказ.
- Цирк готов, но он пуст. Вот арена для выступления клоунов, вот ряды для зрителей, вот вход на арену, но он еще без занавеса. И артистов, и зрителей, и красивый занавес нам предстоит сейчас изобразить. Педагог раскладывает на столе несколько фигурок колунов, изображенных в разных движениях и реквизит: шары, обручи, зонтик и др. Приглaшает детей подойти к столу, посмотреть на позы клоунов и подобрать подходящие предметы для их выступления: дать в руки обручи, шары, зонтик, большой мяч и др. Говорит, что те дети, которые будут изображать клоунов на арене, должны нарисовать их в движении и с предметами в руках. Но большинство детей сегодня будут рисовать зрителей на небольших листках бумаги - не всю фигyру, а только по грудь или до пояса. Показывает детям такое изображение и прикладывает его к ряду для зрителей. Говорит, что дети будут рисовать зрителей разного возраста: детей, взрослых, стариков. Потом изображения клоунов и зрителей дети вырежут и приклеят в нужных местах. Находит одного-двух детей, которые хотят вырезать и наклеивать занавес для входа на арену.
На втором занятии дети вырезают высохшие изображения и размещают на общем листе бумаги. Обсуждают композицию общей работы. Наклеивать фигуры могут не все, а желающие.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПОAППЛИКАЦИИ
«ГОРОД»
(КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА)
Программные задачи:
Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, принимать участие в совместном обсуждении композиции), отражать в аппликации свои знания и представления о зданиях разного назначения (жилые дома, магазины, детские сады и др.); учить детей работать с шаблонами (деревья), обводить их карандашом и вырезать по контуру.
Материал:
-у воспитателя изображения
(фотографии, рисунки) разных домов,
две-три детские аппликации, карточки
от дидактической игры «
Ход занятия:
Педагог рассказывает: «В городах, на окраинах часто бывают большие стройки. Строители сразу возводят много жилых домов, а также очень нужные людям магазин, детский сад, школу, больницу, кинотеатр. Когда стройку заканчивают эту часть города называют микрорайоном. Сегодня вы тоже будете строителями и построите новый микрорайон. Конечно, изобразить такой микрорайон можно только всем вместе, коллективно. Вот какие здания вам нужно построить в микрорайоне».
Выставляет картины и детские работы с прошлых занятий на полочку доски, указывая на каждый дом, спрашивает детей о его назначении: «Что это? Как вы узнали, что это детский сад, магазин? Вам нужно распределить между собой работу. Одни будут изображать жилые дома, другие - детский сад, кинотеатр, школу, магазин. Кто какое здание хотел бы вырезать и наклеить?»
Педагог помогает детям распределить работу. Одно здание могут изображать трое детей. (если работа будет проводиться по подгруппам, то часть общественных зданий оставить для второй подгруппы детей.) Исходные формы для зданий разложить на отдельном столе, чтобы дети имели возможность выбрать нужные.
В процессе работы можно посоветовать детям сложить исходную форму для стены в несколько раз. Линии сгибов послужат ориентиром для ровного наклеивания окон и других архитектурных деталей. Кроме того, по этим сгибам можно отрезать лишние части стены, чтобы сделать дом уже или, например, чтобы середина здания была выше, чем боковые стороны фасада. Побуждать детей смотреть на изображения зданий на картинках, чтобы передавать в своих аппликациях те или иные особенности построек разного назначения.
В свободное от занятий время детям можно предложить в новом микрорайоне посадить деревья, озеленить его, и предложить по картонным шаблонам заготовить деревья. Для этого следует приложить шаблон на белую сторону зеленой бумаги и обвести его у самого края простым карандашом, держа его вертикально к бумаге, затем вырезать по нарисованному контуру крону, а ствол вырезать отдельно. Каждый ребенок изготовит несколько деревьев.
На сдвинутые вместе столы поместить большой лист бумаги (картона) зеленого или коричневого цвета и обсудить с детьми композицию общей картины - где какое здание разместить (в центре, ближе, дальше, рядом с каким). Разложить дома на общем листе несколько раз, пока не будет найдена наиболее выразительная композиция. 3атем между и перед домами «посадить»деревья, которые могут частично заслонять дома. .
Предложить одним детям
снимать изображения и
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ
«ДЕВОЧКА В ПАЛЬТО С КАПЮШОНОМ»
Программные задач и:
Учить детей вырезать симметричные предметы более сложной, чем ранее, формы, закрепить приемы парного вырезывания (сапожки, рукавички); учить самостоятельно дополнять аппликацию разнообразными деталями.
Материал:
У воспитателя образец из картона - девочка, одетая в бумажное пальто с капюшоном, лист бумаги. У детей прямоугольный лист бумаги величиной в 1/2 альбомного листа и разноцветные исходные формы для вырезывания частей аппликации: для пальто с капюшоном 12х10 см, для сапожек - 5х5 см, для лица - 3х2,5 см (бледно-розового или бледно-оранжевого цвета), для рукавичек - 3х1,5 см; обрезки цветной бумаги для дополнительных деталей и предметов (лопатка, ведерко и др.); ножницы, клей, фломастеры для изображения мелких деталей (пуговицы, части лица).
Ход занятия.
Воспитатель показывает образец: «Во что одета девочка? Как называется головной убор, пришитый к пальто? (Капюшон.) В какое время года гуляют дети в такой одежде? - спрашивает воспитатель. - Сегодня вы будете учиться вырезать девочку, одетую в пальто с капюшоном. Для этого давайте рассмотрим, как выглядит половина пальто с капюшоном» .
Прикрывает половину изображения листом бумаги и проводит пальцем по контуру, объясняя направление движения: «Сначала палец двигается по полукругу - по капюшону, потом поворачивает в сторону и движется вниз по рукаву, там, где рукав кончается, поворачивает и движется вверх, но, не доходя до сгиба, снова поворачивает и движется по боковому краю пальто до самого низа исходной формы. Движения в таких же направлениях вы будете производить ножницами. Сейчас я стану вырезать пальто с капюшоном, а вы помогайте мне - указывайте, куда надо поворачивать ножницы».
Показывает в замедленном темпе способ вырезывания. Перед каждым поворотом ножниц спрашивает, куда их теперь следует направить.
Можно предложить детям на их сложенных исходных формах показать пальцем направление движения ножниц. Перед тем как они начнут вырезывать, спросить о назначении каждой формы: «Что вы вырежете из маленького розового прямоугольника? (Лицо.) Каким приемом вы вырежете сапожки и варежки?» (Парным.)
В процессе работы, если потребуется, надо напоминать, чтобы дети целиком использовали поверхность исходных форм, иначе части фигуры девочки не подойдут по величине друг к другу, побуждать вносить дополнения в работу, например изобразить то, что девочка взяла с собой на прогулку (шарик, лопатку, ведерко и др.), или карманы и пуговицы у пальто, или шарф на шее у девочки. Части лица дети рисуют фломастерами.
В конце занятия можно предложить детям обменяться аппликациями и рассказать о работе друг друга, отметить, какие дополнения внесли товарищи в свою работу.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ
«ЯБЛОКИ И ГРУШИ»
Программные задачи:
Формировать умения передавать различие в форме яблока и груши; вырезать груши, передавая особенности их формы (внизу слегка закругленные, к верхней половине суженные, верхушка сильно закругленная); закрепить в речи детей названия оттенков зеленого и желтого цветов (светло-зеленый и темножелтый); в совместной работе со взрослым упражнять в разной компоновке (размещении) фруктов в вазах.
Материал:
моугольник темно-желтого цвета для показа способов вырезывания груши. Для каждой группы детей из трех-четырех человек лист картона с наклеенной на него низкой вазой, верхний край у которой не заклеен. У детей на выбор красные, желтые и светло-зеленые квадраты (примерно 5х5 см) для вырезывания яблок и светло-зеленые и темно-желтые прямоугольники (примерно 7х5 см) для вырезания груш; ножницы, клей, кисточки; дополнительный материал: узкие зеленые полоски бумаги, коробочки для обрезков.
Ход занятия:
«Слышали новость? - спрашивает педагог. - Наши куклы и мишка решили открыть магазин «ФРУКТЫ». Они уже завезли товар. Но не могут открыть магазин, так как еще не оформили витрину. Попросили меня помочь им. Я вырезала и наклеила большие низкие вазы для фруктов. Вот такие (показывает) А вас, дети, прошу сделать самую важную часть работы - вырезать фрукты: яблоки и груши. Как вырезать яблоки, вы, конечно, сами догадаетесь, а как вырезать грушу, надо поучиться. Давайте сначала сравним форму яблока и груши».
Педагог показывает вырезанные яблоко и грушу, проводит сравнение фруктов по форме. Отмечает, что нижняя половина груши похожа на яблоко, а верхняя постепенно сужается. Верхушка груши закругленная. Спрашивает, из какой исходной формы - квадрата или прямоугольника - следует вырезать грушу; какой цвет у груши. Предлагает детям показать исходную форму из которой они будут вырезать этот фрукт.
Воспитатель показывает и объясняет приемы вырезывания груши: «Начинать вырезать грушу следует с нижней половины. Закруглить два нижних уголка у прямоугольника (начиная с левого уголка), затем постепенно сужать и вести разрез к середине верхней стороны прямоугольника. Вверху сделать закругление и расширять форму книзу (можно показывать вырезывание груши начиная сверху».
Показ повторяется два раза. Первый раз приемы вырезывания демонстрируются в замедленном темпе, второй раз - в обычном.