Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:42, курсовая работа
Цель работы. Определить роль изобразительной деятельности в развитий творческого воображения детей дошкольного возраста
Задачи исследования .- раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
- определить особенности изобразительной деятельности детей и ее значение для развитие творческого воображения;
-определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изобразительной деятельности.
Введение…………………………………………………………
1. Теоритическое обоснование развитие творческого воображение у детей дошкольного возраста
1. творческое воображение: понятие, сущность, структура
2. методы, развитие и механизм творческого воображения у детей дошкольного возраста
3. оссобенности развития творческого воображения у детей 5-6 лет в предметном рисовании
II. описание содержание этапов элемента
2.1 описание содержание констатирующего эксперимента
2.2 описание содержание формирующего этапа эксперимента
2.3 описание содержание контрольного этапа эксперимента
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………..
2. Этапы развитие творческого воображения
у
детей дошкольного
возраста
Человек не рождается с развитым воображением. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существует примеры раннего развития воображения . Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображение не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне.
Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у ребенка, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети раннего возраста не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в самолет, коробка – а машину. Нужно отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность – игра.
Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Этап овладения речью
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т.д), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех -пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.
Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения.
Вывод, что развитие
- возникновение творческой идеи;
- «вынашивания» замысла;
- реализация
замысла .
3. Роль изобразительной деятельности в развитий творческого воображения.
Дошкольное детство, когда
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности – организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Детское рисование вызывает
Еще одним условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом ( мотивов, способ действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). В сферу обучения входят и формирования способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребность в творчестве и стремление выполнять работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была воспринята ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка на занятии.
Еще
одно условие развития
Учет
индивидуальных особенностей
Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование- это не только забава, но и творческий труд. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображение, эмоционально-волевой сферы. Занятие рисованием приносит пользу, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая взрослым действиям, ребенок уже в раннем возрасте начинает манипулировать карандашом и бумагой, создавая каракули. Постепенно его движения становятся более точными и разнообразными. Словесное формирования намерения являются началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изображать с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. постепенно он начинает искать новые графические образы. Значительный скачок в развитии, как самого ребенка, так и рисование, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослого появляются дома, деревья и т.д.
Рисование как игра помогает
ребенку освоить его
Влияние должно обогащать и
уточнять восприятие и
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать; творческие способности, художественный вкус, воображение, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятия, основанное на развитии мышления. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной деятельности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.
Роль воображения в научном
творчестве очень высоко
Специфическая роль
Фантазия – важная условие
нормального развития личности
ребенка, она необходима для
свободного выявления его
Очень важно использовать для развития у дошкольников творческого воображения имитационные упражнения или пластические этюды. В любом занятии, будь то рисование животного. Дымковская роспись возможно превращение в изображаемый объект или явление. Процесс воображение особенно интенсивно выражен в детстве, однако постепенно он утрачивает свою яркость и силу. Это происходит за счет того, что в период традиционного обучения утрачивает свою значимость и не развивается, чтобы запомнить какое-либо правило или информацию, воображение и фантазия не нужны.
Целенаправленное и