Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель работы: определить творческий потенциал различных возрастных групп.
Задачи:
- выявить теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала личности;
- определить возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностика;
- ознакомиться с историей становления системы экологического образования;
- определить творческий потенциал группы школьников.
Введение………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты изучения развития творческого потенциала..5
Педагогическая наука о сущности творческого потенциала и особенностях его развития……………………………………7
Экологическое образование и творческий потенциал……....14
История становления системы экологического образования..22
Современные системы экологического образования и воспитания из отечественного и зарубежного опытов………25
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования…………………………………..27
Возрастные особенности становления личности, влияющие на формирование экологической культуры, и ее диагностик…31
Исследование развития творческого потенциала в экологическом образовании. …………………………………………………………..33
Диагностика творческого потенциала школьников.………..33
Изучение критериев творческого потенциала и развития интеллекта………………….…………………………………..35
Особенности проявления творческого потенциала школьников различных возрастных групп………………………………..46
Заключение…………………………………………………………………49
Список использованной литературы…………………………………51
Приложение 1…………………………………………………………..52
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Экологическое образование становится приоритетным направлением государственной стратегии устойчивого развития России. Оно должно способствовать решению экологических проблем населением страны в быстро меняющихся условиях окружающей среды.
Экологию должен отличать нравственный аспект, что потребует пересмотра современного состояния педагогической системы.
Экологического образования и воспитания - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности . Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников.
Из многообразия подходов экологического образования можно выделить два полярных. Это естественнонаучный подход, в рамках которого обучение проходит через знания по предметам: биология, химия, география и т.д. Этот подход отражает видение экологического кризиса как недостаток знаний об экосистемах разного уровня, о влиянии на них человека, о взаимосвязях. Ценностный подход рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными. "Человек
должен прочувствовать свое родство с природой, умерить свои потребности и развивать духовную сферу" - основная задача этого направления.
Значительным фактором решения экологических проблем должно стать глобальное воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата.
Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитание. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно.
Экология – не просто научная дисциплина и название одного из школьных предметов. Экология – это весь строй отношений с жизнью каждого конкретного человека. И формируется экологическое мышление вместе со всеми прочими представлениями о жизни, то есть уже в раннем детстве, а не тогда, когда ее начинают проходить в школе. Тем более, что подросток, впервые встретившийся с экологией как школьным предметом, имеет все шансы ее действительно «пройти». Мимо. Какие бы теоретические знания по экологии ни получил человек в школе, они не будут им реально использоваться при отсутствии личной заинтересованности, включенности в проблему. Как можно более раннее знакомство с азами экологической проблематики в целом не вызывает сомнений. Другое дело – как именно происходит это знакомство.
Все возможные способы можно условно разделить на три основных направления. Первое, научное, предполагает углубленное изучение биологии, проведение самостоятельных полевых наблюдений и исследований, написание научных работ. При втором дети, не особо углубляясь в научные дебри, занимаются очисткой городов, лесов и рек от мусора. Наконец, третье направление – это разнообразное творчество на экологические темы: театры и газеты, стихи, рассказы и фотографии о природе.
В ходе работы
провели тестирование на
На сегодняшний день назрела потребность в разработке новых оригинальных авторских программ и интерактивных форм, привлечение в систему дополнительного образования высокопрофессиональных специалистов, внедрению новых технологий развития.
Список использованной литературы.
6. С.В. Рослякова «Развитие познавательной активности учащихся подросткового возраста в учебном процессе»
Приложение 1
ТЕСТ "Творческий потенциал".
ИНСТРУКЦИЯ:
Выберите один
из предложенных вариантов
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чём.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях
окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что
некоторые из ваших идей
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а)да,наверняка;
б)это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите своё начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы
желание заняться делом,
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) всё зависит от характера этого дела.
7. Вам приходиться заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а)да;
б) удовлетворяюсь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нём всё:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите
удовлетворить своё
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;
б) махнёте рукой
на эту затею, так как
в) продолжаете делать своё дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей,
дальнейших перспектив для
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только
там, где местность вам
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вспомнить всё, что говорилось;
а) да,без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите
слово на незнакомом вам языке,
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете;
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие, когда:
а) дело закончено
и кажется вам отлично
б) вы более-менее довольны;
в) вам ещё не всё удалось сделать.
16. Когда вы один (одна):
а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой
пытаетесь найти себе
в) иногда любите
помечтать, но о вещах,
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своём мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка теста:
1. К выбранным вами ответам по тесту присвойте
за ответ "а" - 3 балла;
за ответ "б" - I балл;
за ответ "в" - 2 балла.
2. Сложите полученные
вами баллы. Общая сумма
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества .
От 24 до 48 очков. У
вас вполне нормальный творческ
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысам, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Критерии креативности:
- любознательность (вопрос 1, 6, 7, 8);
- уверенность в себе (вопрос 2, 3, 4, 5)
- амбициозность ( вопрос 10)
- способность абстрагироваться (16, 17)
- стремление быть независимым (14)
Критерии развития интеллекта:
- зрительная память (вопрос 11)
- слуховая память (вопрос 12, 13)
- степень сосредоточенности (18)
Информация о работе Развитие творческого потенциала школьников в экологическом образовании