Развитие творчества у детей 5-6 лет в аппликации с элементами конструирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 03:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение творческих способностей дошкольников в аппликации с элементами конструирования.
Объект исследования: творческие способности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников в аппликации с элементами конструирования.
Гипотеза исследования: аппликации с элементами конструирования у дошкольников способствует развитию творческих способностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.1.Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов
1.2. Критерии оценки развития изобразительного творчества дошкольников
1.3. Условия развития творчества
Глава 2. Занятия аппликацией с элементами конструирования как средство развития творчества у детей 5-6 лет
2.1. Значение аппликации в воспитании и развитии ребенка-дошкольника
2.2. Аппликация как вид изобразительного прикладного искусства
2.3. Аппликация как вид изобразительной деятельности в старшей группе ДОУ
2.4. Методы и приемы обучения аппликации с элементами конструирования в старшей группе
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие творчества у детей 5-6 лет в аппликации с элементами конструирования.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

аппликация  дошкольник обучение

В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев  бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха.

Развитию навыков  вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется.

 

    1. Методы и приемы обучения аппликации с элементами конструирования в старшей группе

 

Основная задача обучения аппликации детей шестого  года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники  изображают предметы, имеющие различные  очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении  или с передачей несложного движения.

Опираясь на представления детей и используя  натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая  соотношения их друг с другом.

Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Если детям  дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а  затем и в подготовительной группах  рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. [4]

Как правило, новые  приемы старшие дошкольники осваивают  по показу воспитателя.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание  симметричных форм из бумаги, сложенной  вдвое. Как уже отмечалось, освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И.Л. Гусарова рекомендует  при первом ознакомлении детей с  этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением.

В старшей группе некоторые аппликационные работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице») выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне [3].

Распределение работы между детьми воспитатель  делает в соответствии с их желаниями.

Аппликация  – один самых увлекательных видов  детского творчества. В процессе создания аппликации у ребенка совершенствуется мелкая моторика, развиваются фантазия, пространственное мышление, усидчивость. Все это делает  аппликацию необходимым звеном в подготовке ребенка к школе. Если в раннем возрасте основную работу по созданию аппликации выполняла мама, то в дошкольном возрасте практически всю работу выполняет ребенок (сам вырезает,  сам делает фон и дорисовывает необходимые детали и т.д.). Во многом качество аппликации зависит от умения ребенком аккуратно клеить и вырезать. Важно, чтобы ребенок умел вырезать не только по прямой линии, но и по волнистой, и по округлой.   Чтобы получить много одинаковых элементов, например, листьев деревьев, шаров для елки, покажите ребенку, как вырезать из бумаги, сложенной гармошкой. А для того, чтобы получить симметричное изображение, например, вазу, бабочку, елку, матрешку, научите вырезать из листа бумаги, сложенного вдвое. Если у ребенка возникнут трудности с представлением половины предмета, можно показать ему рисунок целого предмета, а затем закрыть половину листом бумаги.

 Вместо вырезания   деталей можно использовать метод  обрывания бумаги пальцами.  При  этом левая рука  придерживает  бумагу, а правая рука большим  и указательным пальцами обрывает  ее по задуманной линии.  Этот  прием используется в декоративных  работах, а также для изображения пейзажей и пушистых животных.  Метод обрывания бумаги очень полезен для развития мелкой моторики.

В процессе работы над аппликацией обращайте внимание ребенка на пространственное расположение предметов: ребенок должен различать, что значит «вверху», «внизу», «на», «под», «рядом», «около», «посередине», а также «справа», и «слева». Учите ребенка сравнивать предметы,  видеть различия в их пропорциях и размерах. Важно, чтобы были усвоены такие понятия, как «высокий - низкий», «узкий – широкий», «длинный- короткий». Перед тем, как изобразить  с помощью аппликации какой – либо предмет, обследуйте его в реальной жизни, обратите внимание малыша на его особенности, выделите в предмете знакомые формы.

Основной способ создания аппликации в дошкольном возрасте – конструирование  из бумаги на плоскости.  Аппликация может быть:

- предметной, например, изображение различных игрушек  (пирамидки, неваляшки),  растений (цветы, елочка), транспорта (машина, кораблик, ракета),

- декоративной, где требуется  что- либо украсить узорами, например, полотенце, платок, скатерть, тарелку, косынку,

-сюжетной, где  нужно изобразить какую –либо  сценку, например, колобок и лиса, мышка в теремке, машина едет  по улице,

-пейзажной ( листопад, зеленая лужайка, зимний  лес),

-портретной, где  ребенку предлагается изобразить  свой портрет, портрет своих  родителей или друзей, а можно  попросить склеить просто забавных  человечков, например, клоунов.

Объемная аппликация: из полосок цветной бумаги  (шириной до 1 сантиметра) склейте колечки. Из этих колечек можно сделать веселую гусеницу,  а можно лепестки у цветка или лучики у солнышка.

Можно сделать  аппликацию из песка или какой- либо крупы: нарисуйте на бумаге контуры  будущего изображения, промажьте клеем  необходимые места, а затем насыпьте на них нужный материал так , чтобы бумага под ним не просвечивала, стряхните лишнее , а затем переходите к следующему участку.

Аппликации из засушенных листьев и ягод. Для того, чтобы листья после высыхания оказались гладкими, положите их на несколько дней в  толстую книгу или прогладьте через газету утюгом. Используйте листья разнообразной формы – березы, клена, рябины, дуба. Из листьев можно составить какое – либо изображение, например, сказочную птицу,  а можно на бумаге устроить настоящий листопад!

Аппликаця из ткани. Обязательно собирайте в отдельный мешочек кусочки ткани разнообразных расцветок и фактур (шелк, вельвет, замша, бархат, хлопок). Используйте подходящие по фактуре и цвету ткани для изображения нужных фрагментов сюжета. Так, кусочек вельвета поможет создать изображение избушки, коричневая замша – шкуру медведя.  Вырежьте из ткани цветы и украсьте ими поляну в лесу.

 

 

Заключение

 

Творчество  рассматривается учеными как  человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

На сегодняшний  день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Анализ современных  концепций творчества, представленных в книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» (1997), демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к решению проблемы творчества, выявлению его механизмов.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к изобразительной  деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Одно из условий  проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности  в отображении впечатлений ребенка  об окружающем мире.

В процессе занятий  аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором  сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная  обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших  цветовых пятен.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного  возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.

В последнее  время в детских садах стали  практиковаться занятия занимательного характера, в которых аппликативной  техникой является техника коллажа, которая заключается в том, что в изображении сочетаются различные по фактуре материалы. Эта техника может сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и все это делается для создания неповторимого художественного образа.

Занятия аппликацией с элементами конструирования носят интегрированный характер так как воспитатель знакомит с новой техникой, демонстрирует ее возможности, обучает детей техническим приемам. Для развития интереса используется интеграция с другими видами деятельности: развитие речи, музыка, ознакомление детей с художественными произведениями.

Информация о работе Развитие творчества у детей 5-6 лет в аппликации с элементами конструирования