Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:58, отчет по практике
Данная коррекционно-развивающая работа направлена на развитие учебной мотиваци, ребенка старшего школьного возраста (Дмитрий А.). Коррекционно-развивающая программа основывается на результатах ранее проведенного диагностического обследования, в ходе которого было выявлено, что у данного подростка присутствуют проблемы, связанные с низким уровнем учебной мотивации.
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие учебной мотивации, формирование постановки жизненных целей, стимулирование положительного отношения к школьному обучению, развитие учебно – познавательных мотивов у учащихся подросткового возраста.
ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Факультет Педагогики и Психологии
Кафедра общей и возрастной психологии
Коррекционно-развивающая программа на тему:
«Развитие учебной мотивации детей старшего школьного возраста»
Выполнила студентка 5 курса 57 группы: Сальникова Е.Н.
Преподаватель: Картукова Т.Н.
Орел 2013
Пояснительная записка.
Данная коррекционно-
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие учебной мотивации, формирование постановки жизненных целей, стимулирование положительного отношения к школьному обучению, развитие учебно – познавательных мотивов у учащихся подросткового возраста.
Задачи:
1. Формирование интереса к себе и другим; развитие интереса к процессу учёбы; определение границ своего «Я»; развитие внутренних критериев самооценки.
2. Актуализация представлений о личностных чертах, знаниях и навыках, необходимых для достижения жизненных целей
3. Осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимого времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем
4. Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее
5. Накопление эмоционально-положительного опыта и повышение внимания к происходящим в себе изменениям, осознание ценности и значимости обучения в школе.
При составлении данной коррекционной программы были учтены следующие принципы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
Данный принцип отражает целостность психического развития и оказание психологической помощи. Каждый шаг коррекционной работы психолог должен оценивать с точки зрения его воздействия на ребенка с учетом конечных целей коррекционной программы.
2.Принцип системности
коррекционных,
• Коррекционных - исправление отклонений развития, разрешение трудностей.
• Развивающих - обогащение, стимулирование и оптимизация содержания развития.
• Профилактических - предупреждение отклонений и нарушений развития.
3. Принцип учета эмоциональной
сложности коррекционного
Каждое задание, включенное
в коррекционно - развивающую программу,
должно вызывать положительные эмоции
и создавать положительный
4.Принцип учета возраста
психологических и
• соответствие хода психического и личностного развития ребенка нормативно;
• признание уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждой личности.
5. Принцип усложнения / возрастания сложностей.
В коррекционную работу включены
задания, имеющие несколько уровней
сложности. Данное обстоятельство будет
поддерживать интерес ребенка к
занятиям. Сначала планируется
6. Принцип комплектности
методов психологического
В процессе коррекции используются различные системы методов, техник и приемов психологического воздействия. Учитываются не только психологические требования к проведению коррекционной работы, но и общие дидактические требования работы с детьми.
Форма проведения занятий индивидуальная.
Данная программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью от 10 до 20 минут. Частота встреч – 3- 4 раза в неделю.
Каждое занятие состоит из 3 частей:
1) Вводная часть предполагает
установление контакта с
2) Основная часть предполагает решение цели и задач программы
3) Заключительная часть
предполагает обсуждение
Основное содержание программы.
Занятие 1.
Цель: Создание положительной мотивации на работу, развитие интереса к заданиям, развитие креативности.
Упражнения |
Содержание упражнений |
Вводная часть Упражнение №1. «Ритуал приветствия» Цель: Настрой на положительное взаимодействие, снятие напряжения. |
«Здравствуй, меня зовут Елена Николаевна. С сегодняшнего дня я буду с тобой заниматься. Мы будем выполнять различные упражнения и задания, которые в дальнейшем помогут тебе хорошо учиться. Давайте познакомимся и сделаем это таким образом. Каждый по очереди скажет «Здравствуйте» и назовет свое имя, а также одно из своих реальных хобби или увлечений, а затем в нескольких словах попробует объяснить, почему ему так нравится свое увлечение. Давайте начнем с меня. Здравствуйте, меня зовут Елена. Я люблю психологию – науку о душе, потому что мне очень интересно, как устроена моя душа и души других людей. Изучать психологию – мое хобби. Поэтому я выбрала психологию своей профессией. |
Основная часть Упражнение №2 «Это мое имя» Цель: Создать мотивацию на самопознание |
Подростку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он бы мог дать свое имя. После того как он сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки. |
Упражнение №3 «Круг воли» Цель: Развитие интереса к самопознанию, стимулирование развития волевых качеств |
Ученик отвечает на вопросы о том, как он понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам он может определить, что перед ним безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств. Заполнение бланка «Круг воли» Ф.И.____________ возраст______дата_____ Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли. Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих: 1.Решительность 2.Настойчивость 3.Смелость 4.Самосоятельность 5.Целенаправленность 6.Инициативность 7.Выдержка 8.Дисциплинированность |
Упражнение №4 «Что в портфеле» Цель: стимуляция креативности и любознательности.
|
Психолог передает портфель подростку и задает ему весьма неожиданный вопрос. Получивший портфель должен очень быстро придумать остроумный и оригинальный ответ, после чего должен передать портфель обратно, задав новый вопрос. Этот новый вопрос должен отличаться от моего, но не слишком, то есть фактически он должен быть его вариантом. Например, я передаю тебе портфель и спрашиваю: «Почему ты держишь курицу в портфеле?» Ты быстро отвечаешь мне и передаешь портфель обратно, спросив: «Почему у тебя в портфеле гвозди?» |
Заключительная часть Упражнение №5 «Ритуал прощания» Цель: Снятие напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Рефлексия занятия Подведение итогов. |
«Мне очень приятно с тобой заниматься, а тебе?» Давай поделимся друг с другом своими впечатлениями. Понравилось ли тебе наше занятие? Что понравилось больше всего? Что не понравилось? «Я попрошу тебя в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления». «Спасибо, до встречи!» |
Занятие 2.
Цель: Создание положительной мотивации на работу, знакомство с социальными ролями, развитие интереса к заданиям, стимулирование достижения высокого результата и успеха.
Упражнения |
Содержание упражнений |
Вводная часть Упражнение №1. «Ритуал приветствия» Цель: Настрой на положительное взаимодействие, снятие напряжения. |
«Здравствуй, сегодня мы продолжим наши занятия» А начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить. |
Основная часть Упражнение №2 «Мое имя» Цель: Стимулирование самопознания |
Подросток пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую. |
Упражнение №3 «Ролевая карта» Цель: знакомство с социальными ролями, определение своих социальных ролей |
Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем? Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем. |
Упражнение №4 « Достижение цели »
Цель: ориентирование на достижение высокого результата и успеха. |
Подростку нужно представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы эту цель достичь. Психолог на каждый шаг выбирает участника, который символизирует этот шаг. Когда доброволец проходит шаг, то есть преодолевает первое препятствие, то этот шаг становится уже его помощником. И если встречается препятствие, то помощники могут посоветовать, что делать. После выполнения этого упражнения подросток рассказывает о своем впечатлении, чувствах, переживаниях, что ему помогло что было сложным, и что он чувствует, когда достиг своей цели |
Заключительная часть Упражнение №5 «Ритуал прощания» Цель: Снятие напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Рефлексия занятия Подведение итогов. |
«Мне очень приятно с тобой заниматься, а тебе?» Давай поделимся друг с другом своими впечатлениями. Понравилось ли тебе наше занятие? Что понравилось больше всего? Что не понравилось? «Я попрошу тебя в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления». «Спасибо, до встречи!» |
Занятие 3.
Цель: развитие мотивации, осознание своих сильных и слабых сторон, стимулирование постановки жизненных целей.
Упражнения |
Содержание упражнений |
Вводная часть Упражнение №1. «Ритуал приветствия» Цель: Настрой на положительное взаимодействие, снятие напряжения. |
«Здравствуй, сегодня мы продолжим наши занятия» А начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить. |
Основная часть Упражнение №2 «Китайская рулетка» Цель: осознание своих сильных и слабых сторон. |
Подростку предлагается закончить предложения Если бы я был деревом, то хотел бы быть…. То не хотел бы быть… Если бы я был одеждой, то хотел бы быть, то не хотел бы быть… Если бы я был животным, то хотел бы быть…, то не хотел бы быть… Если бы я был писателем, то хотел бы быть, то не хотел бы быть… Если бы я был киногероем, то хотел бы быть… то не хотел бы быть… Интерпретация такова: то, кем или чем ты хотел бы быть, - это ты в будущем, а то, кем или чем не хотел, - такой ты в настоящем. |
Упражнение №3 «Положительная реклама школы» Цель: Стимулирование положительного отношения к школьному обучению |
Ученику предлагается нарисовать рекламу для школы, включив в нее короткий текст. По окончании он представляет свой проект и рассказывает, что хорошего ему дает школьное обучение. |
Упражнение №4 «Мое будущее »
Цель: формирование постановки жизненных целей. |
Подростку предлагается записать на лист бумаги свои планы на будущее в следующей форме: «Что делать (цель)?»,«Когда (сроки)», «Что нужно (средства, действия)». Например: запланировать поступление в военный ВУЗ? Или как запланировать хорошую работу в будущем? (образование, реальный опыт работы, знакомые |
Заключительная часть Упражнение №5 «Ритуал прощания» Цель: Снятие напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Рефлексия занятия Подведение итогов. |
«Мне очень приятно с тобой заниматься, а тебе?» Давай поделимся друг с другом своими впечатлениями. Понравилось ли тебе наше занятие? Что понравилось больше всего? Что не понравилось? «Я попрошу тебя в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления». «Спасибо, до встречи!» |
Информация о работе Развитие учебной мотивации детей старшего школьного возраста