Развитие учебной мотивации детей старшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 10:58, отчет по практике

Краткое описание

Данная коррекционно-развивающая работа направлена на развитие учебной мотиваци, ребенка старшего школьного возраста (Дмитрий А.). Коррекционно-развивающая программа основывается на результатах ранее проведенного диагностического обследования, в ходе которого было выявлено, что у данного подростка присутствуют проблемы, связанные с низким уровнем учебной мотивации.
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие учебной мотивации, формирование постановки жизненных целей, стимулирование положительного отношения к школьному обучению, развитие учебно – познавательных мотивов у учащихся подросткового возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

развитие мотивации упражнения.docx

— 54.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Занятие 4.

Цель: Ориентация подростков на поиск истинных целей жизни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее, формирование школьной мотивации, развитие самопознания.

Упражнения

Содержание упражнений

Вводная часть

Упражнение №1.

«Ритуал приветствия»

Цель: Настрой на положительное взаимодействие, снятие напряжения.

«Здравствуй, сегодня мы продолжим наши занятия»

А начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

Основная часть

Упражнение №2

 «В поисках смыслов  жизни»

Цель: Ориентация на поиск истинных целей жизни

Каждый человек для  чего-то

рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми  людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл  жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от времени эта мысль его посещает. Даже самый недалекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. Попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1.   Что я даю жизни  (творчество, учеба, труд)?

2.   Что я беру  от жизни (ценности, переживания,  опыт)?

3.   Как я отношусь  к тому, как я живу?

4.   Хотелось бы что-то  поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большинства ребят. Можно обсудить, почему?

Упражнение №3

«Мои достижения в школе»

Цель: ориентирование на достижение высокого результата и успеха. Развитие положительного отношения к обучению в школе.

 

Ученику предлагается записать и рассказать о том, что ему удалось в жизни, благодаря школе. То, чего он достиг в школе.

Упражнение №4

«Зачем я учусь?»

 

Цель: Формирование школьной мотивации, развитие мотивов обучения

Подростку предлагается представить его главные мотивы обучения в школе. Рассказать, почему необходимо обучение в школе. Как обучение в школе может повлиять на будущее.

Заключительная  часть

Упражнение №5 «Ритуал  прощания»

Цель: Снятие напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Рефлексия занятия Подведение итогов.

«Мне очень приятно  с тобой заниматься, а тебе?»  Давай поделимся друг с другом своими впечатлениями. Понравилось  ли тебе наше занятие? Что понравилось  больше всего? Что не понравилось?

«Я попрошу тебя в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления».

«Спасибо, до встречи!»


 

Занятие 5.

Цель: Развитие самопознания, формирование мотивов обучения, развитие интереса к школе, развитие учебной мотивации.

Упражнения

Содержание упражнений

Вводная часть

Упражнение №1.

«Ритуал приветствия»

Цель: Настрой на положительное взаимодействие, снятие напряжения.

«Здравствуй, сегодня мы продолжим наши занятия»

А начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

Основная часть

Упражнение №2

 «Карточки»

Цель: Развитие мотивов обучения, формирование интереса к школьному  обучению

участнику предлагаются карточки с  незаконченными предложениями, подросткам необходимо дописать то, что он считает  наиболее подходящим. Примеры фраз:

- Образование важно, так как…….

- Я думаю, что в будущем  знания пригодятся мне хотя  бы для того, чтобы…..

- Учиться все равно необходимо, поскольку иначе…….

Далее предлагается обсудить с группой все варианты окончаний  предложений.

Упражнение №3

«Позитивный урок»

Цель: Формирование интереса к обучению, развитие школьной мотивации

Подростку предлагается рассказать (записать) об уроке, на котором у него было максимальное количество положительных эмоций, пояснить, чем запомнился данный урок, проанализировать, почему так произошло. На листе бумаги записываются все причины позитивного урока.

Упражнение №4

«Я - великий мастер»

 

Цель: Ориентирование на достижение целей, формирование интереса к собственным умениям.

Выбирается тема, на которую  будет проводиться упражнение (например, школа). Каждый участник по очереди выходит в центр круга и объявляет о своих умениях в школе: «Я — великий мастер делать ... в школе (классе)» или «В школе (классе) мне лучше других удается…». Задача выступающего - убедить в том, что он делает что-то лучше других.

 

Заключительная  часть

Упражнение №5 «Ритуал  прощания»

Цель: Снятие напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Рефлексия занятия Подведение итогов.

«Мне очень приятно  с тобой заниматься, а тебе?»  Давай поделимся друг с другом своими впечатлениями. Понравилось  ли тебе наше занятие? Что понравилось  больше всего? Что не понравилось?

«Я попрошу тебя в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления».

«Спасибо, до встречи!»


 

Занятие 6.

Цель: Развитие учебной мотивации, формирование осознания значимости обучения в школе, развитие самопознания.

Упражнения

Содержание упражнений

Вводная часть

Упражнение №1.

«Ритуал приветствия»

Цель: Настрой на положительное взаимодействие, снятие напряжения.

«Здравствуй, сегодня мы продолжим наши занятия»

А начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

Основная часть

Упражнение №2

 «Блиц-опрос»

Цель: развитие учебной мотивации

Психолог передает лист, на котором подросток должен написать несколько способов получения радости от урока.

Упражнение №3

«Хочу, могу, умею»

Цель: Формирование постановки простейших целей и развитие умения определять свои способности к их достижению.

Подростку раздается бланк для заполнения.

Хочу   Могу          Умею

 

В колонке "Хочу" нужно написать свое желание, при этом не стоит ставить глобальные цели, ведь это только тренировка. Рядом в колонке "Могу" напишите свое личное мнение по поводу того, возможно ли достижение намеченного. Здесь же отметьте, насколько осуществимо задуманное, в процентах или одним из трех вариантов: "уверен", "несколько неуверен", "не уверен". В колонке "Умею" напишите свои качества, которые необходимы для достижения поставленной цели и которые у вас уже есть».

Упражнение №4

«Рассказ об успешном ученике»

Цель: Развитие школьной мотивации, формирование осознания значимости обучения в школе

Подростку предлагается придумать рассказ о том, как ученик, которого преследовали неудачи, стал успешным человеком

Заключительная  часть

Упражнение №5 «Ритуал  прощания»

Цель: Снятие напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Рефлексия занятия Подведение итогов.

«Мне очень приятно  с тобой заниматься, а тебе?»  Давай поделимся друг с другом своими впечатлениями. Понравилось  ли тебе наше занятие? Что понравилось  больше всего? Что не понравилось?

«Я попрошу тебя в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления».

«Спасибо, до встречи!»


 

Занятие 7.

Цель: Развитие учебной мотивации, формирование осознания значимости обучения в школе, развитие самопознания.

Упражнения

Содержание упражнений

Вводная часть

Упражнение №1.

«Ритуал приветствия»

Цель: Настрой на положительное взаимодействие, снятие напряжения.

«Здравствуй, сегодня мы продолжим наши занятия»

А начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

Основная часть

Упражнение №2

 «Тропинка к мечте»

Цель: Развитие навыков постановки жизненных целей

Подростку предлагается выбрать любую свою мечту. Далее нужно представить свою мечту в виде какого либо объекта.

Он должен нарисовать на листе тропинку, в начале которой находится он, а в конце — его «мечта». На этой тропинке могут оказаться преграды и ухабы — те препятствия, которые могут встретиться на пути достижения поставленной цели. Эти препятствия нужно преодолеть. Тропинка может оказаться и без «ям» — значит, к цели будет двигаться легко.

 Трудно ли было увидеть  «тропинку» и «препятствия»? Если  были затруднения, то почему? Может  быть, мы иногда бываем несколько самонадеянны, и нам кажется все легким? Нужно ли уметь видеть препятствия?

Упражнение №3 «Противоположности»

Цель: развитие осознания ценности и значимости учения

Задача подростка убедить вымышленного ученика, испытывающего непримиримую внутреннюю борьбу, что нужно идти заниматься - делать уроки, задача психолога – убедить этого же ученика, что нужно развлекаться. Свои доводы они приводят по очереди

Упражнение №4

««Придумай предложение»»

Цель: Развитие школьной мотивации, повышение мотивации обучения в школе.

Подростку даются начальные буквы (например, В -С -Е -П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, касающиеся обучения в школе.

Для облегчения работы можно  использовать словарь.

Заключительная  часть

Упражнение №5 «Ритуал  прощания»

Цель: Снятие напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Рефлексия занятия Подведение итогов.

«Мне очень приятно  с тобой заниматься, а тебе?»  Давай поделимся друг с другом своими впечатлениями. Понравилось  ли тебе наше занятие? Что понравилось  больше всего? Что не понравилось?

«Я попрошу тебя в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления».

«Спасибо, до встречи!»


 

Занятие 8.

Цель: Развитие учебной мотивации, формирование умения преодолевать трудности.

Упражнения

Содержание упражнений

Вводная часть

Упражнение №1.

«Ритуал приветствия»

Цель: Настрой на положительное взаимодействие, снятие напряжения.

«Здравствуй, сегодня мы продолжим наши занятия»

А начнем сегодняшний день так: встанем (психолог встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное – никого не пропустить.

Основная часть

Упражнение №2

 «Когда я многое умею»

Цель: формирование мотивации к обучению

Подростку предлагается описать, что он мог бы уметь делать (чего смог бы добиться), если бы хорошо учился.

Упражнение №3 «Трудный учитель»

Цель: формирование умения преодолевать трудности, развитие школьной мотивации.

Подросток рассказывает, с каким из учителей ему труднее всего общаться и выдвигают свою версию «почему так получается». Далее предлагает свои версии преодоления трудностей общения с учителем.

Упражнение №4

«Цели и дела»

Цель: Создание плана действий для достижения целей.

Сейчас тебе необходимо будет в течение двух минут придумать максимум способов, как ты можешь отдохнуть после школы. Не останавливай свою фантазию, пиши без остановок».

Психолог предлагает подростку составить список дел, которые необходимо выполнить, чтобы хорошо отдохнуть. Затем предстоит определить, сколько времени он предполагает затратить на выполнение дел и к какому сроку эти дела должны быть завершены.

 Трудно ли было составить  план действий?

Какие внутренние и внешние ресурсы учитывались при составлении плана достижения цели?

Заключительная  часть

Упражнение №5 «Ритуал  прощания»

Цель: Снятие напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Рефлексия занятия Подведение итогов.

«Мне очень приятно  с тобой заниматься, а тебе?»  Давай поделимся друг с другом своими впечатлениями. Понравилось  ли тебе наше занятие? Что понравилось  больше всего? Что не понравилось?

«Я попрошу тебя в трех словах, как в короткой телеграмме, высказать свои впечатления».

«Спасибо, до встречи!»

Информация о работе Развитие учебной мотивации детей старшего школьного возраста