Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 02:36, контрольная работа

Краткое описание

Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Цвета - это самое богатое и уникальное украшение нашей жизни. Именно восприятие цвета - одна из первых и важных ступеней в развитии малышей.

Содержание

Введение
Основная часть
Особенности деятельности детей, связанные с цветом
Пути развития эстетического чувства цвета у детей в рисование
Сводная таблица образовательных задач по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажем.
План-конспект
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. мдк 02.03..docx

— 84.84 Кб (Скачать файл)

Становление и развитие чувства дифференциации цветовых тонов происходит в различных видах деятельности: изобразительной и игровой. 
При выполнении рисунка дети ставят на первый план графическое решение, т. е. стремятся изобразить то, что требует педагог. Колористическая же задача самим ребенком может и не быть поставлена, он просто о ней не думает и не знает, что правильное, удачное решение делает рисунок интересным, выразительным.

В детском саду с самого младшего возраста детей обучают нанесению линий, штрихов, кружков, овалов цветными карандашами, красками. Педагог при этом порой недостаточно уделяет внимания эстетической характеристике выполнения этих линий. В дальнейшем малыш использует уже карандаш или краску как орудие труда, для того чтобы что-то изобразить, не всегда обращая внимание на цвет карандаша, на сочетание цветов. Ребенок 6—7 лет не может давать эстетическую оценку тому или иному цвету. Он, как правило, выбирает цвет, ориентируясь лишь на его внешний признак — яркость тона (краска красная, желтая, зеленая), и не умеет отмечать его оттенки, нюансы.

Занятия по рисованию разнообразны по содержанию и художественному выполнению, и не всегда можно пользоваться только одним способом подачи изобразительного материала, что нередко имеет место в практике. Воспитатель, руководствуясь личным выбором, заранее подбирает краски к занятию, тем самым отстраняет ребенка от увлекательного творческого процесса поиска цветов и их оттенков, оживляющих рисунок. При этом у ребенка закрепляется пассивное отношение к цвету, иногда вырабатывается прочное представление, что одной краской можно выполнить любое задание. Подобная «забота» педагога вредна, особенно в том случае, когда речь идет о воспитании эстетического отношения к цвету.

Одной из задач изобразительной деятельности является развитие у детей эстетического отношения к цвету, краскам, их гармонии. Поэтому самостоятельное составление, смешивание красок ребенком может быть одним из действенных методов развития чувства цвета на занятиях. 
Однако надо отметить и то, что воспитатель, как правило, не располагает разнообразными красящими материалами. Кроме цветных карандашей, гуаши и акварельных красок, обычно используемых в детском саду, существует пастель, соус, уголь, сангина, темпера, цветные мелки, наборы цветных карандашей с большим количеством цветов, фломастеры. Тонированная бумага используется редко. Между тем художественная педагогика и практика призывают применять разнообразные изобразительные материалы. Н. П. Сакулина отмечает, что впечатление, полученное детьми от цвета материала, которым они пользуются, огромно. 

Рисовать яркими, красивыми красками или вырезывать из цветной бумаги детям доставляет большое удовольствие. В детских учреждениях Чехословакии, Польши, Франции, Японии дети рисуют цветными фломастерами. Рисунки детей говорят о том, что применение различных цветных художественных материалов обогащает цветовое решение детских работ.

Описывая свой метод работы с дошкольниками, польские педагоги Мария и Анна Фольтес уделяют большое внимание развитию чувства цвета. Они направляют внимание ребенка на изменения цветов в природе, отмечая выразительность колорита разных времен года. Для рисования дают детям большие листы бумаги и различные цвета гуашевых красок. Рисунки получаются декоративными, выразительными. Регулируя цветовой материал, педагоги тщательно подбирают оттенки цветов, бумаги, дают наборы красок, цветных карандашей, мелков в соответствии с характером задания. Большой формат иногда простой оберточной бумаги, приятный тон и фактура, удачно подобранные краски делают работы детей оригинальными. 
На занятиях по рисованию действия ребенка с цветом требуют не только определенных знаний, представлений об окружающем, но и умения передать графический и цветовой образ.

В большинстве случаев, как показала практика, цвет рассматривается воспитателем как признак предмета. Отсюда работа по развитию чувства цвета сводится к выработке у детей умения различать цвета и правильно называть их. Этого, однако, недостаточно, чтобы осуществлять художественное развитие детей в области цвета в условиях детского сада. 
Между тем в работе детей с цветом ярко выступает роль педагога, организующего эмоциональное и художественное восприятие ребенка. Воспитатель должен сам иметь представление не только о свойствах и качествах цвета, но и учитывать его изобразительные особенности, уметь подчеркнуть выразительность цвета, создавая различные цветовые оттенки при смешении красок.

Успех работы с детьми во многом зависит от желания и специальной подготовки педагогического коллектива детского сада. Творческая деятельность детей 5—7 лет в различных видах художественно-продуктивной деятельности, а также данные исследований восприятия цвета дошкольниками убедительно доказывают, что эстетическое чувство цвета можно развивать и тем самым способствовать общему художественному развитию ребенка.

Задача развития у детей чувства цвета предусматривается «Программой воспитания в детском саду». Но эта задача сформулирована в форме общих указаний, которые не раскрывают конкретных путей ее решения.

Прежде чем предложить детям специальные занятия по цвету, необходимо выяснить характер и особенности их эмоционального отношения к цветам, разным группам цветовых сочетаний, сенсорные навыки детей — какие и сколько цветов могут назвать, каким цветам отдают предпочтение, знают ли цвета спектра, какую цветовую тональность предпочитают: контрастную (яркую) или мягкую (пастельную).

Дети старшего дошкольного возраста хорошо ориентируются s цветах: могут свободно назвать 8—11 тонов. Это преимущественно яркие, контрастные цвета теплой части спектра. Среди любимых цветов дети называют красный, малиновый, розовый, желтый, сиреневый, бордовый, голубой, салатовый, реже зеленый, синий, фиолетовый. Совсем не называют они коричневый, черный, серый, т. е. цвета мрачные, темные, которые обычно соотносят с недобрым персонажем сказки, темным лесом, грозовым небом.

Дети довольно тонко улавливают оттенки цвета, но не знают их названия. Поэтому легко понять, почему ребенок иногда называет сложный цветовой тон, наделяя его предметной характеристикой, например «лисичкин цвет» и т. д.

Чтобы закрепить у детей знание цветов спектра, научить правильно устанавливать их последовательность, можно провести игру «Цветик-семицветик».

Большинство детей любят яркие цвета и предпочитают их тусклым. Это одна из интересных особенностей восприятия и отношения детей к цвету. Глаз ребенка улавливает свойство цвета терять свою насыщенность при разбелке. Приобретая сероватый оттенок, раз белённый цвет рядом с насыщенным выглядит действительно сероватым.

Однако это совершенно не значит, что подобные тона не заслуживают внимания. Ознакомление детей с ними значительно обогащает их цветовую палитру, расширяет представление о многообразии цветов, их оттенков в окружающем. Дети по-своему оценивают: сочетания нескольких цветов: «Чуть-чуть похуже», «Это чуточку получше».

Эти высказывания о различных вариантах сочетаний цветов говорят о способности детей видеть и чувствовать цвет, его красоту в сопоставлениях с другими цветами. Но в то же время ребенок еще не умеет самостоятельно действовать с сочетаниями цветов. Поэтому следует показать детям, что цвет и его сочетания могут быть красивы не только в среде окружающих его предметов, но и внутри того пространства, в котором находятся эти предметы.

Совершенно очевидно, что дети понятие о красивых и некрасивых цветах соотносят с конкретными обстоятельствами их применения, с теми функциями, какие цвета и цветовые сочетания выполняют в данный момент. Они чувствуют и красоту пастельных сочетаний цветов. Так, из двух макетов кукольных комнат с одинаковой планировкой мебели, но решенных в ярком и пастельном тонах, дети предпочитают макет в пастельных тонах. 

 

 

  1. Пути развития эстетического чувства цвета у детей в рисование

 

Эстетические чувства дошкольника развиваются в процессе его разносторонней деятельности и главным образом художественной — при знакомстве с произведениями прикладного и изобразительного искусств, слушания музыки, стихов и сказок, при передаче получаемых впечатлений в рисунках, изделиях прикладного творчества, пении и танцах, рассказывании и чтении стихов.

Воспитание чувств — это тонкий и сложный психолого-педагогический процесс, касающийся не изолированной сферы интеллектуальной жизни дошкольника, а ребенка как целостной личности. 
Поскольку чувства ребенка тесно связаны с его потребностями, интересами и прошлым опытом, то при воспитании новых чувств необходимо воспитывать новые потребности и интересы путем глубокого и широкого ознакомления ребенка с окружающим, путем создания условий для получения новых впечатлений, расширения круга эмоционально значимых явлений. 
Воспитание эстетического чувства цвета у ребенка-дошкольника, с одной стороны, предполагает наличие соответствующего окружения — среды, вызывающей у ребенка яркое, эмоционально окрашенное ее восприятие. С другой стороны, появлению эстетических переживаний у детей содействует их непосредственная художественная деятельность, протекающая в форме художественных игр и ситуаций.

Особая роль в развитии чувства прекрасного отведена искусству — произведениям искусства, несущим в себе динамику художественного образа.

Однако восприятие дошкольника еще несовершенно. Ребенок, в силу своих возрастных особенностей, не может глубоко и осознанно воспринимать красивое. Скорее это только готовность откликнуться на прекрасное. Е. А. Аркин писал: «Эпитет «красивый» дошкольник придает чаще всего предметам, краскам, животным, реже человеку, и только к 6—7 годам ему начинают открываться красоты природы. Таким образом, для эволюции чувства прекрасного характерно не только качественное уточнение и углубление этого чувства, но и расширение сферы прекрасного, т. е. увеличение стимулов, возбуждающих чувство красоты».

Эти положения являются основными предпосылками, которые учитываются при создании условий формирования эстетического чувства цвета.

Развитие чувства цвета у старших дошкольников включает ознакомление с основными свойствами цвета и его образной выразительностью в различных видах деятельности (декоративном рисовании, художественном конструировании), ознакомление с окружающей средой (явлениями природы, ее отдельными элементами, повседневным бытом), произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства (рисунки, книжные иллюстрации, репродукции, изделия из глины, ткани).

В данном случае рисование интересно не только как вид изобразительной деятельности, а как деятельность, где цвет является декоративным моментом в сочетании с изобразительно-выразительными его качествами и возможностями, но одного рисования недостаточно. Необходимо соотношение разных видов деятельности. В работе с детьми следует широко использовать художественное конструирование, где цвет и его сочетания являются одним из главных компонентов построения цветовых композиций. Под термином «художественное конструирование» понимается практическая работа детей с цветом, цветовыми плоскостями, объемами, составление сложных цветовых объемно-пространственных композиций (например, оформление интерьера кукольного домика), где ребенок не только манипулирует цветом, но и сравнивает, соотносит цвета между собой, подбирает различные группы цветовых сочетаний. Художественное конструирование включает в себя и приемы аппликативной работы. 
Методика занятий по изобразительной деятельности требует творческого отношения детей. Основным принципом занятий является органичное сочетание обучения (сообщение детям необходимых знаний о цветах, выработка определенных приемов и навыков в работе с цветом — красками) с созданием творческой обстановки, увлекающей ребенка, активизирующей его фантазию и воображение.

На занятиях последовательно, в доступной форме раскрывается красота цвета и его сочетаний, начиная с самой простой группы, в которую входят 2—3 цвета, постепенно увеличивая количество цветов, усложняя красочный состав цвета (например, не просто красный, а чуть розоватый, с малиновым оттенком) и кончая комплексом цветовых сочетаний.

Процесс развития чувства цвета у детей должен проходить при активном восприятии явлений природы, предметов быта и обстановки, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также специальных художественно-иллюстративных материалов. Отбирая иллюстративный материал, следует учитывать особенности дошкольного возраста, доступность восприятию детей 5—7 лет и художественные качества образца.

Проверка результатов работы по развитию чувства цвета может проводиться путем выполнения детьми образно-творческих заданий для всей группы. Такими заданиями может быть рисунок для летнего красивого маминого платья, выполняемый в яркой и пастельной гамме. 
Сначала необходимо дать представление о спектральной гамме цветов и их свойствах: тон, светлота, насыщенность, познакомить детей с процессом получения нового цвета при смешении красок (смешение двух хроматических цветов, смешение хроматически-ахроматическое).

С этой целью надо провести с детьми подготовительные занятия в форме бесед, которые познакомят их с особенностями различных красящих материалов (гуаши, акварели, цветных карандашей, пастели, фломастера), дадут представление о разнообразии оттенков одного цвета (на предметах и явлениях окружающей среды). Воспитателю желательно иметь мольберт, этюдник с красками и белую и цветную бумагу различных форматов. Организация педагогических условий вызовет соответствующую эмоциональную реакцию детей, создаст творческую атмосферу в совместной работе воспитателя с детьми.

Активизируя творческую деятельность детей с цветом при ознакомлении с системой спектральных цветов и основными их свойствами, необходимо ориентироваться прежде всего на то, что краска для детей должна стать цветом необыкновенным, живым, выразительным, красивым. 
Изобразительные качества и особенности различных красящих материалов. В детском саду и дома дети рисуют цветными карандашами, красками. Но выбор технических средств изображения гораздо шире. Каждый вид изобразительного материала имеет свои особенности — выразительный почерк штриха или мазка. Каждый из этих материалов является для художника средством воплощения замысла и выразительности. 
Работая над произведением, художник знает, что один рисунок надо выполнить гуашью или акварелью, тему, содержание другого можно передать, рисуя лишь масляными красками, и т. д.

Информация о работе Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности