Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 02:36, контрольная работа
Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Цвета - это самое богатое и уникальное украшение нашей жизни. Именно восприятие цвета - одна из первых и важных ступеней в развитии малышей.
Введение
Основная часть
Особенности деятельности детей, связанные с цветом
Пути развития эстетического чувства цвета у детей в рисование
Сводная таблица образовательных задач по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажем.
План-конспект
Заключение
Литература
Такие занятия и беседы расширяют представления детей о цветах, дают необходимые знания и постепенно развивают у детей эстетическое отношение к цветам и их оттенкам. В занятиях по изобразительной деятельности, в художественном конструировании у детей будет более осознанно проявляться отношение к цвету, цветовым градациям, гамме в целом.
Раскрытие динамики усложнения способов
смешения красок позволяет детям практически
познакомиться с тонкостью и своеобразием
красочной палитры цветовых сочетаний.
Художественная педагогика всегда придает
большое значение ознакомлению со способами
смешения красок. Иногда можно проводить
занятия по изобразительной деятельности
в виде уроков живописи: использовать
соответствующее оборудование (один, два
мольберта с бумагой, красками, кистями,
палитрами для красок, фартуки и пр.). Дети
работают как в маленькой художественной
мастерской. Такая творческая атмосфера
положительно влияет на развитие колористических
способностей детей, а сами занятия всегда
желанны, интересны и увлекательны не
только для детей, но и для педагогов.
В
связи с более высокими требованиями воспитательных
задач сегодняшнего дня и более высокими
творческими возможностями дошкольников
необходимо пересмотреть вопрос о подготовке
красок к занятию. Как правило, воспитатель
сам подготавливает краски и раздает их
детям.
Уже
в младшем возрасте следует обратить внимание
не только на способы изображения, но и
на выразительность цветового тона, цветового
пятна. Это подтверждается в работе Т.
Г. Казаковой. В книге «Рисуют младшие
дошкольники» автор раскрывает методику
развития образных представлений в рисовании
детей 2—4 лет.
Развитию чувства цвета, тональных отношений в работе с красками уделяли в свое время большое внимание такие замечательные русские педагоги и художники, как П. Н. Чистяков, Н. Н. Куинджи, И. И. Левитан. В живописной мастерской Московского училища ваяния и зодчества И. И. Левитан организовывал уголки живой природы (натурные композиции из берез, пней, мхов и пр.).
Работая с детьми в своей студии, наблюдая
за их развитием, художник Е. Чарушин отмечает
необыкновенную увлеченность детей, возникающую
при самостоятельном поиске нужного цвета
в смешении красок. При этом он считает
краски «побудителем к созданию образа».
Процесс смешения красок Е. Чарушин называет
увлекательнейшим, настоящим творческим
процессом.
При
ознакомлении детей с процессом получения
нового цвета при смешении красок в процессе
занятия ставится задача — обратить внимание
детей на красоту цвета. Ребенок не должен
быть равнодушным к цвету, ему необходимо
понять, что он сам может изменить его,
сделать лучше, красивее. Так, чтобы зеленый
цвет стал ярче, можно добавить немного
желтой краски, получится цвет молодой
весенней зелени. Подобные эксперименты
помогают детям понять, что важен не сам
процесс смешения, а результат этого процесса
— получение нового цвета.
Способ смешения красок рекомендуется как метод творческого овладения многообразием цветовой палитры, в которой заложено начало художественного, эстетического отношения к цветам, гармонии их сочетаний.
Смешение хроматического цвета с ахроматическим (локального с белилами) дает возможность получить любые оттенки цвета, начиная с темного и кончая самым светлым.
Работа художника предполагает не только смешение яркого цвета с другим ярким цветом. На его палитре рядом с яркими красками всегда лежат черная и белила. Благодаря белой краске цвет сильно изменяется, приобретает мягкий оттенок (в художественной практике такой цвет называют пастельным). Все это многообразие вариантов смешения красок может проделать ребенок на своей палитре.
Ребятам, несомненно, интересен процесс
преобразования красок, производимый
ими. Каждое занятие по смешиванию красок
необходимо заканчивать каким-либо конкретным
заданием, например, раскрасить таблички,
на которых даны контурные изображения
цветов, содержащие в своей окраске пастельные
тона. Это могут быть подснежники, анютины
глазки, ноготки, душистый горошек и т.
д. Задания на смешение красок проводятся
на занятиях рисованием, в свободное от
занятий время.
Работа
детей с красками является одним из наиболее
сильных и результативных приемов в развитии
чувства цвета как художественной способности.
В качестве усложнения заданий на развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста можно ввести метод контурного рисунка, когда раскрашивается готовый графический рисунок. Дети не отвлекаются на передачу замысла композиции рисунка, а больше проявляют умения в овладении многообразием цвета.
Сначала детям показывают живые букеты цветов, обращается внимание на красоту каждого цветка и его различие по оттенкам и сочетаниям красок с другими цветами в букете.
Воспитатель подбирает три типа букетов,
разных по цветовой гамме. Один из букетов
составляется из трех цветков (ярко-красной
гвоздики, светло-розового, чуть оранжеватого
тюльпана и желтого тюльпана, т. е. букет
подбирается так, чтобы ребенок видел
разницу двух оттенков красных и желто-оранжевых
цветов и определил холодный и теплый
тона зеленых листьев. Другой букет составляется
из ландышей и незабудок (голубовато-зеленоватый
колорит). Третий букет составляется из
контрастных сочетаний анютиных глазок
(яркие желтые, фиолетовые, синие с голубым).
Дети рассматривают букеты. Воспитатель
помогает правильно определить оттенки,
увидеть насыщенность цвета одних или
мягкость других.
Затем
детям предлагается раскрасить контурное
изображение букетов (каждому дается графический
рисунок). Перед детьми ставится задача
правильно подготовить краску из всего
набора.
На столах расставляются розетки с краской основных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая, белая, черная). Путем смешивания дети должны составить нужный тон.
Во время занятия воспитатель помогает
каждому ребенку правильно найти соответствующее
сочетание красок, подсказывает, какие
краски взять, чтобы получился необходимый
оттенок. На отдельном листке бумаги воспитатель
показывает ребенку, как смешать краски,
и предлагает ему повторить это действие.
В данном случае это не просто копирование
образца. Ребенок учится процессу превращения
красок, созданию нового цвета.
В
практике эстетического воспитания дошкольников
метод копирования образца применялся
Е. А. Флериной. Она предлагала копирование
с образца (орнамента) способным, но небрежно
выполняющим свою работу детям с целью
«научиться четкости и стройности рисунка».
Здесь также происходит процесс обучения распознаванию холодных и теплых оттенков. Конечно, копирование не слишком вдохновляет ребят, но этот прием организовывает их внимание на конкретном цвете, на цветах, рядом с ним расположенных. Ребенок наблюдает сочетание этих цветов, переносит их в цветовую гамму на свою работу, замечая и вовремя поправляя ошибки. Он учится соотносить цвета между собой, развивается чуткость глаза к цвету.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» |
«Детство» |
«Радуга» |
Развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание её внимательно рассматривать; вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, радость и удовольствие от встречи с ней; помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу. |
Подводить детей к пониманию того, что пейзажная живопись отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание детей на то, что пейзаж окружает нас всюду, он доставляет людям радость и удовольствие. |
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к пейзажной живописи. |
На доступном уровне дать представление детям о пейзаже как о виде изобразительного искусства и о некоторых его видах: природном, городском, сельском. |
Учить видеть особенности и отличительные черты пейзажа и его видов; знакомить детей с разными видами пейзажа. |
Учить выделять, называть, группировать произведения живописи по видам и жанрам. |
Познакомить с выразительными средствами живописи: цветом (колоритом) как средством передачи состояния природы, настроения отражённого в пейзаже; рисунком, передающим характерные особенности форм, величины объектов природы; композицией. |
Учить детей использовать средства выразительности пейзажной живописи в своих работах. |
Учить выделять и использовать в своей изобразительной деятельности средства выразительности пейзажной живописи. |
Познакомить с произведениями пейзажной живописи следующих авторов: Шишкин И., Левитан И., Серов В., Грабарь И., Кончаловский П., Васильев И.; расширять знания детей о пейзажистах как о людях творческой профессии, ее особенностях. |
Познакомить детей с художественной профессией пейзажиста, с индивидуальной манерой некоторых пейзажистов; познакомить с изображением родной природы в картинах художников. |
Дать представления о творческой профессии пейзажиста и ее значении и особенностях; познакомить с произведениями пейзажной живописи известных авторов. |
Помогать детям, увидеть художественный образ – единство содержания и средств выразительности живописи. |
Через художественные образы, обращенные в чувства и к сердцу, помочь детям приобрести ориентацию в общечеловеческих ценностях. |
Формировать умение соотносить художественный образ и средства его выразительности в пейзаже. |
Развивать у детей ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других видов искусства по выраженному в них настроению. |
Продолжать развитие последовательного, целостного художественного восприятия подлинно художественных произведений пейзажной живописи. |
Формировать основы художественной культуры; развивать интерес к пейзажной живописи. |
Проведя анализ содержания представленных программ по блоку изобразительная деятельность, можно сделать вывод, о том, что программами предусматривается приблизительно одинаковый объем знаний, умений и навыков по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью. Этот объем заключатся в следующем: познакомить с произведениями пейзажной живописи, их авторами, индивидуальной манерой авторов, развивать эмоциональный отклик на произведения, умение выразить своё отношение к произведению через речь, или через художественную деятельность, формировать нравственно-эстетические ценности средствами пейзажного искусства. Это подтверждает то, что пейзажная живопись является активным средством воздействия на образовательный процесс формирования всесторонне развитой личности.
6. Приемы и методы
развития умений в работе
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказа), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
. наглядные;
. словесные;
. практические.
Это традиционная классификация.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:
. информативно - рецептивный;
. репродуктивный;
. исследовательский;
. эвристический;
. метод проблемного изложения материала.
В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец воспитателя;
> показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов
> художественное слово.
Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
> прием повтора;
> работа на черновиках;
> выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление, самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только
самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает
самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть
использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.
Так в рисовании основной прием для первой младшей группы - показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием - пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.
Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда - сюда», «сверху - вниз» и т.д. Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.
Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях - важнейший методический прием.
Еще один прием работы в первой младшей группе - сотворчество
педагога с детьми.
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно - рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.