Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 02:36, контрольная работа
Цвет — это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. И они заявляют об этом в своих рисунках. Описание воздействия цвета — физиологического, оптического и эмоционального — относится, скорее, к детскому восприятию, чем ко взрослому. Дети ведь более чувствительны к запахам, звукам и краскам.
Цвета - это самое богатое и уникальное украшение нашей жизни. Именно восприятие цвета - одна из первых и важных ступеней в развитии малышей.
Введение
Основная часть
Особенности деятельности детей, связанные с цветом
Пути развития эстетического чувства цвета у детей в рисование
Сводная таблица образовательных задач по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажем.
План-конспект
Заключение
Литература
Непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в средней группе.
Тема: «Помощники Капитошки»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация»
Задачи:
1) опытно-экспериментальная деятельность («Познание»)
2) закрепить
представления о цвете в
3) развивать
связанную речь, закрепить умение
действовать по словесным
Методы и приемы:
- Сюрпризный момент (появление куклы - Капитошки) ;
- Беседа о цвете;
- Заучивание поговорки;
- Д/и «Собери радугу правильно»;
- Проведение опытов с окрашиванием воды в разные цвета (методика Коротковой Н. А.) ;
- Рассматривание радуги в мыльных пузырях;
- Раскрашивание «Капитошек».
Материалы и оборудование:
Оборудование: ноутбук, проектор, фонарик, зеркало, стеклянные колбы, стеклянная призма, гуашевые краски, вода, кукла - варежка Капитошка.
Раздаточный материал (на каждого ребенка) : конверты, цветные полоски, спектр цветов (круг, кисти, краски, палитра.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность. Формы и методы организации совместной деятельности
(соотнести с методикой Н. А. Коротковой).
Игровая: Дидактические игра
Продуктивная: Изготовлению предметов детского творчества
Познавательно-
Коммуникативная: Беседы, вопросы.
Чтение художественной литературы (восприятие). Чтение, обсуждение (на подготовительном этапе).
Трудовая: познавательные опыты и задания
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты.
1) Сюрпризный момент: воспитатель рассматривает куклу. Предлагает детям познакомиться с Капитошкой. Мотивация детей к познавательной активности.
2) Беседа о цвете
Рассмотреть с детьми каждый слайд, акцентирует их внимание на то какие предметы и явления изображены данным цветом Рассматривают слайды, отвечают на вопрос: Что изображено на картине, каким цветом? Погружение в проблему детей, появление желания узнать откуда берутся цвета и радуга
3) Комментарий воспитателя: Все эти цвета мы встречаем в радуге (слайд 10). Рассмотрите, что радуга состоит из 7 основных цветов. Чтобы их запомнить мы выучим волшебные слова: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Повторяют поговорку. Заучивание поговорки.
4) д/и «Собери радугу правильно»
Цель: закрепить последовательность цветов в радуге. Дети выкладывают сверху вниз соответствующие цветовые полоски, повторяя поговорку.
Закрепление порядка цветов в радуге.
5) Вопросы к детям:
Но откуда берутся цвета?
Почему появляется радуга? Высказывают свои предположения Развитие монологической речи
6) Капитошка:
Источником цвета является свет. Чтобы продемонстрировать это детям проведем вместе с ними простой опыт (слайд 12) .
Воспитатель предлагает детям провести опыты, чтобы подтвердить слова Капитошки
Опыт 1
Погрузить в ванночку с водой зеркало, направить свет фонарика на зеркало под водой. Поймать на бумагу свет от зеркала, и дети с удивлением обнаружат радугу. В научном мире радуга называется спектр.
Опыт 2
Детям быстро покрутят на палочке имеющийся у них круговой спектр. В результате вращения цвета постепенно начнут смешиваться. В итоге образуется белый цвет. Дети получают знания от том, что источником цвета является свет.
Дети закрепляют свои знания о том, что источником цвета является свет; обращают свое внимание на то, что цвета в спектре смешиваются, и образуется белый цвет.
7) Капитошка рассказывает детям свою проблему о том, что он рисовал картину и у него закончились краски. Просит детей найти ему нужные цвета (демонстрирует картину, на которой не раскрашены: морковь, баклажан, огурец) Рассматривают картину, обсуждают, как помочь Капитошке Погружение детского внимания в проблему
8) Вопросы к детям:
Дети, а цвета могут превращаться в другие? Каким образом? Высказывают свои предположения. Решение проблемной ситуации.
9) Чтобы изменять цвета и получать новые их необходимо смешивать. Давайте проведем эксперимент.
Вопрос:
какой цвет в результате получился? (Оранжевый).
Опыт 3
Дети растворяют в одном стакане с водой красную краску в другом желтую, и вливают содержимое стаканов в другую ёмкость. Провести эксперимент с желтой и голубой краской (получится зелёный цвет, с красной и синей краской (фиолетовый).
Опыт 4
Детям смешивают такие же цвета в палитре и раскрашивают овощи на картине Капитошки Формирование представления о том, что цвета могут смешиваться;
Изобретение «новых» цветов – оранжевый, зеленый, фиолетовый
10) Сюрпризный момент.
Воспитатель:
Ребята вы хотите, что бы у вас был свой Капитошка? Нам помогут в этом мыльные пузыри. Мыльные пузыри друзья Капитошки, они переливаются на солнышке, и, кажется как будто у них внутри радуга. Воспитатель надувает несколько мыльных пузырей. Дети рассматривают мыльные пузыри и радугу появляющуюся в них Закрепление знаний детей о том, как появляется радуга.
11) Откройте конверты, посмотрите что внутри. Это маленькие Капитошки, только они пока не разноцветные. Вам нужно их раскрасить.
Воспитатель опрашивает каждого ребенка о том, как он получил данный цвет, предлагает детям прикрепить Капитошек на мольберт. Раскрашивают Капитошек.
Закрепляют приемы и правила смешивания цветов.
Итоговое мероприятие:
- Изготовление макета «Радуга»;
- Создание альбома «Цветные приключения Капитошки».
Примерные творческие задания по развитию чувства цвета
Красивое платье для мамы
Задача.
Дать представление о контрастной гамме
красок. Выбрать цветной фон для рисунка,
уметь наносить узор равномерно по листу
бумаги.
Задание
1.
К занятию воспитатель готовит гуашевые краски пяти цветов (киноварь красная, кадмий оранжевый, кадмий желтый, ультрамарин, травянисто-зеленая); бумагу (каждому ребенку по листу): цветную яркую (размером 20X30 см) и черную для силуэта платья; образцы тканей ярких (контрастных) расцветок с узорами на цветном фоне.
Воспитатель объясняет детям, как нарисовать платье для мамы; показывая образцы тканей, говорит, что узоры для летнего нарядного платья нарисованы художником; затем берет лист черной бумаги, на котором вырезан силуэт платья, и накладывает его на ткань. Воспитатель предлагает всем придумать и нарисовать свой узор ткани для красивого маминого платья.
Дети должны сами выбрать цветовой фон
бумаги. Воспитатель следит, чтобы все
рисовали аккуратно, используя различные
цвета красок, удачно подбирали их к цвету
фона, предлагает сопоставить между собой
образцы тканей, отмечает соотношение
цвета фона и красок узора, обращает внимание,
что красиво выделяются красные, желтые
и оранжевые цвета на темно-синем фоне
ткани. Когда работа закончена, на рисунок
накладывается лист черной бумаги с вырезанным
на нем контуром платья. Дети обсуждают
свои работы и выбирают наиболее красивые
узоры для летнего платья.
Задание
2.
Содержание и тема занятия остаются прежними, только дети учатся передавать пастельную (неяркую) гамму красок. Воспитатель готовит для занятия краски семи цветов, добавляя к комплекту голубую, фиолетовую и белила, с помощью которых дети будут смешивать подготовленные краски на палитре (пластмассовая белая пластинка или листок плотной белой бумаги). Это дает возможность значительно расширить красочную палитру, которой работают дети. Для рисования платья пастельными тонами красок воспитатель готовит бумагу светлого тона (сиреневого, бледно-зеленого, розового, персикового и т. д.).
Разноцветная радуга-дуга
Задача.
Дать представление о гамме спектральных
тонов, их расположении в определенном
порядке.
Воспитатель заранее готовит для каждого ребенка по листу белой бумаги с нанесенными карандашом дугами радуги. Их семь. Дети должны закрасить дуги в соответствующие цвета гуашевыми красками (киноварь красная, кадмий оранжевый, кадмий желтый, травянисто-зеленая, кобальт синий, чуть разбавленный белилами ультрамарин, лак фиолетовый). Кисти № 12—14.
До занятия воспитатель рассматривает с детьми картинки, читает стихи, рассказы о радуге.
На занятии воспитатель предлагает детям вспомнить, в какое время года бывает радуга, сколько цветов в ней можно заметить. Дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Не всегда быстро и правильно дети называют промежуточные цвета — оранжевый (он стоит между красным и желтым), голубой (между зеленым и синим), фиолетовый (между темно-синим и красно-малиновым). Для лучшего закрепления знания цветов радуги воспитатель предлагает детям назвать на каждый оттенок садовый или полевой цветок, предметы. Затем дети рисуют радугу. При обсуждении рисунков выясняется, все ли правильно расположили цвета.
Коврик для домика куклы
Задача.
Построить с детьми аппликативный узор
на цветном фоне. Подобрать гамму теплых
и гамму холодных тонов.
К занятию воспитатель готовит цветную
бумагу, нарезанную на прямоугольники
размером 10X15 см, и узкие разноцветные
полоски размером 1X10 см, ножницы и клей.
Бумага холодных тонов — голубая, синяя,
фиолетовая, сиреневая, изумрудно-зеленая;
бумага теплых тонов — красная, розовая,
оранжевая, желтая, салатовая; 2—3 образца
ковриков.
Воспитатель
предлагает детям рассмотреть коврики,
где узор состоит из цветных полос, квадратиков
и выполнен в определенной гамме, и выбрать
какую-либо цветовую гамму, в соответствии
с которой сделать коврик. В конце занятия
дети выбирают лучшие работы и ими украшают
кукольный уголок. 2—3 коврика, сложенные
вместе, составляют красочную дорожку.
В
свободное от занятий время дети могут
выполнить любые разноцветные коврики
или салфетки, нарисовать ткань для занавесок
и т. д.
Мозаика „Цветные стеклышки"
Задача.
Научить детей использовать в работе разные
цвета, подбирая их в теплой или холодной
гамме, составить узор из различных фигур.
Развивать у них воображение и фантазию.
К занятию воспитатель вместе с детьми готовит полоски цветной бумаги, нарезывает геометрические формы (цветные стеклышки), составляя наборы цветных геометрических фигур (такой набор дается на каждый стол), листы белой или цветной (светлых тонов) бумаги размером 20X30 см, кисточки и клей, образцы различных мозаичных фигурок. Перед занятием детям можно показать калейдоскоп.
Воспитатель предлагает детям придумать свой узор из цветных стеклышек.
Заключение
Цвет - одно из свойств
объектов материального мира, воспринимаемое
как осознанное зрительное ощущение. Тот
или иной цвет «присваивается» человеком
объектам в процессе их зрительного восприятия.
Восприятие цвета может частично меняться
в зависимости от психофизиологического
состояния наблюдателя, например, усиливаться
в опасных ситуациях, уменьшаться при
усталости. Цвет начинает восприниматься
у детей с рождения, так для восприятия
цвета необходим зрительный анализатор, к моменту
рождения он развит. Дети знакомятся с
окружающим миром и цветовыми эталонами,
это знакомство происходит при участии
взрослого.
Так при изучении восприятия детей-дошкольников
удалось установить, что цвет предмета
является для ребенка опознавательным
признаком лишь тогда, когда другой, обычно
сильный признак (форма), почему-либо не
получил сигнального значения (например,
при составлении коврика для цветной мозаики).
В настоящее время существует несколько
мнений о там, как и когда нужно знакомить
детей с цветом. По традиционной методике
Т.С. Комаровой детей знакомят с семи цветами
радуги так: в 3 года ребенок должен различать
четыре основных цвета, в 5 лет цвета радуги.
Но в данном исследовании мы опирались
на мнение Н.Зайцева, он предлагает знакомить
сразу с двенадцатью цветами на любом
возрастном этапе, начиная с трехлетнего
возраста, и словами обозначающими их.
В ходе исследования
было подтверждено мнение о том, что дети
не умеют пользоваться цветом как средством
выразительности, только после специального
обучения они используют цвет в своих
работах и необходимо целенаправленно
учить детей различать и называть цвета
и их оттенки.
Данная работа направлена изучение влияния
знаний детей о цвете на уровень изобразительных
умений. В дальнейшем можно будет продолжить
работу и рассмотреть другие авторские
взгляды на ознакомление детей с цветом.
А также предложить некоторые пути развития
изобразительных умений через ознакомление
с цветом детей младшего дошкольного возраста.