Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:25, курсовая работа
Цель исследования:
Проанализировать особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ развития эмоций детей дошкольного возраста.
3. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР в сравнении с нормальным психическим развитием.
4. Проведение сравнительного анализа по результатам экспериментального исследования.
Введение …………………………………………………..…………..............3
Глава I Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста с ЗПР ……………………………………………………..................7
1.1.Общие закономерности развития эмоций ……………...…..………….7
1.2. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте ….............12
1.3. Понятие, причины и классификация задержки психического развития
………………………………………………………………………………...18
1.4. Особенности эмоционального развития дошкольников с ЗПР..…....22
Выводы по I главе ……………………………………………………………27
Глава II Экспериментальное исследование и коррекция особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР ……………….29
2.1. Описание методик исследования ……………………………………….29
2.2. Интерпретация и анализ полученных данных………………………..35
Выводы по II главе ………………………………………………………….42
Заключение ……………………………………………………………..........44
Список литературы …………………………………………………………..46
Имя: Серёжа (группа Б) Возраст: 5лет Дата 14.01.2010. | |||
Рисунок |
Высказывание |
Выбор | |
Весёлое лицо |
Грустное лицо | ||
1.Игры с малышами |
Он с маленьким играет, ему весело |
+ |
|
2.Ребёнок и мать с младенцем |
Он хочет ребёнка потрогать в коляске, они гуляют |
+ |
|
3.Объект агрессии |
Мальчик стулом замахнулся, хочет его ударить |
+ | |
4.Одевание |
Идёт заниматься спортом |
+ |
|
5.Игра со старшими детьми |
Ему весело, он играет |
+ |
|
6.Укладывание спать в |
Он не хочет спать один |
+ | |
7.Умывание |
Умоется и будет улыбаться, будет красивым |
+ |
+ |
8.Выговор |
Его мама наказывает |
+ | |
9.Игнорирование |
Он тоже хочет поиграть |
+ | |
10.Агрессивное |
Он тоже хочет машинкой играть |
+ | |
11.Собирание игрушек |
Он наводит порядок |
+ |
|
12.Изоляция |
С ним не хотят играть |
+ | |
13.Ребёнок с родителями |
Они гуляют все вместе |
+ |
|
14.Еда в одиночестве |
Скучно ему одному |
+ |
Количественный анализ Серёжи (группа Б) показал, что ребёнок обладает высоким индексом тревожности (57%). Это связано с тем, что он имеет богатый эмоциональный опыт общения с другими детьми и взрослыми. И в этом общении присутствует отрицательная окраска в подобных предложенным ребёнку ситуациях. Из бесед с родителями и воспитателями выяснилось, что Серёжа не очень хорошо переносит одиночество, любит общаться, адекватно реагирует на агрессию в отношении себя, игнорирование, изоляцию, выговор. В семье строгие родители, иногда предпочитающие авторитарный стиль общения. Иногда в общении агрессивно может себя вести по отношению к другим. Хотя в рисунке №10 он воспринял действие ребёнка, имеющего лицо, как агрессию по отношению к ребёнку без лица. В зависимости от ситуации и настроения, ребёнок в повседневной жизни может с удовольствием собирать игрушки, особенно когда эта деятельность коллективная, или без удовольствия, когда это идёт, как указание взрослого. Ситуации, моделирующие повседневные действия показали средний уровень тревожности (опять же это связано с нежеланием ребёнка находиться в одиночестве). Высокий ИТ свидетельствует о том, что ребёнок в силу своего возраста не достаточно приспособлен к тем или иным социальным ситуациям.
Количественный анализ Даниила (группа А) показал, что ребёнок обладает низким уровнем тревожности (14%). И хотя в предыдущем наблюдении, он выявил плаксивость, неуверенность, беспокойство, в этом тесте почти на все ответы были выбраны с весёлым лицом. Иногда возникало ощущение, что ребёнок не совсем понимает, что изображено на картинке: на игнорирование, изоляцию, на еду и укладывание в одиночестве Даниил выбрал радостное лицо. Возможно, это связано с ситуацией в семье. Из бесед с родителями, воспитателями и педагогом – психологом детского сада выяснилось, что в семье имеет место гиперопека над сыном. Он единственный ребёнок в семье. Его оберегают от лишних потрясений, напряжённых ситуаций. И в то же время существует педагогическая запущенность – отсутствуют жёсткие требования к ребёнку, всегда выполняются любые его капризы. Вероятно, что мальчик не был в тех ситуациях, которые были предложены на картинках в тесте. А, возможно, что в силу развитого инфантилизма, эмоциональной незрелости, он просто не смог прочувствовать эти ситуации.
На окончание эксперимента были получены следующие результаты.
1.Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности, что приводит к отставанию в развитии эмоциональной сферы и личностного развития. Состояние эмоциональной сферы у детей с ЗПР обусловлено типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. Для этих дошкольников характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, лёгкая внушаемость.
2. Тревожность детей дошкольного возраста с ЗПР в первом тесте, где проходило наблюдение за шестью детьми, показало в целом 43 ответа, говорящем об их предрасположенности к беспокойству. А у шестерых обследованных дошкольников общеобразовательной группы – только 28 тревожных ответов (притом, что один ребёнок имеет очень высокий индекс тревожности).
3. Дети общеобразовательных групп легко понимают смысл основных эмоциональных состояний. А для дошкольников с ЗПР характерна эмоциональная незрелость, инфантильность слабой степени, и с этим связано то, что некоторые дети спокойно относятся к тревожным ситуациям, они безразличны к тому, что может вызвать у них страх. У них наблюдается отсутствие разнообразия, яркости и живости эмоциональных проявлений, эмоции мало дифференцированы. Наличие проблем в общении с близкими родственниками у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствия любознательности.
Эмоции играют важную роль в жизни каждого ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Различные формы переживания чувств образуют в совокупности эмоциональную сферу, которая на протяжении всей жизни человека развивается и изменяется,
Дошкольное детство - особый в этом отношении период, когда любая деятельность имеет эмоциональную окраску. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. Oт базовых эмоций, страха, радости он переходит к более сложной гамме чувств: удивляется и восторгается, ревнует и грустит.
Важным показателем внутреннего мира малыша, свидетельствуют о его психическом благополучии, является способность ребёнка выражать свои чувства. Своеобразие эмоциональных проявлений детей изучается в ходе наблюдения и ними в организованной и свободной деятельности, ориентируясь на возрастные показатели развития.
Ребенок развивается поэтапно, проходя определенные стадии своего становления как личность. На каждом этапе развития возникают новые свойства и явления, поэтому перед ребенком ставятся определенные задачи. Если ребенок не справляется с ними, формируются отрицательные черты личности, которые затрудняют дальнейшую социальную адаптацию. При благоприятном исходе ребенок приобретает новую идентичность.
Дети с задержкой психического развития отличаются своеобразием проявлением эмоциональных проявлений, среди которых можно выделить эмоциональную лабильность, тревожность, слабость волевых усилий, несамостоятельность, личную незрелость в целом. Данные особенности снижают формирование умения сохранять цель в условиях затруднения успеха.
Своевременная коррекционно-развивающая работа, изучение психолого – педагогической литературы по проблеме позволяет скорректировать отрицательные проявления в развитии эмоционально-волевой сферы. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР в сравнении с нормальным психическим развитием выявило не усидчивость, раздражительность, инфантилизм у детей дошкольного возраста с ЗПР. Доказало, что наличие проблем в общении с близкими родственниками у дошкольников с ЗПР провоцирует возникновение патологических черт характера, которые выражаются в их тревожности, неуверенности, безынициативности, отсутствия любознательности. В эмоциях дошкольников с ЗПР наблюдается отсутствие разнообразия, яркости и живости эмоциональных проявлений, эмоции мало дифференцированы.
Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей дошкольников с ЗПР