Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 00:34, реферат

Краткое описание

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования…………………………………………………………….………..4

Глава 2. Содержание общего образования

2.1. Содержание, принципа и критерии отбора содержания

общего образования…………………………………………………………………..6

2.2. Государственный образовательный стандарт и его функции………………..8

2.3 Нормативный документы, регламентирующие содержание общего среднего образования…………………………………………………………………………..10
Глава 3 Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы………………………………12

Заключение…………………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферет по теоретической педагогики..docx

— 45.30 Кб (Скачать файл)

     Успех преобразований в России во многом связан с обеспечением перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу.

     В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все  больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса  страны.

     В этих условиях обновление общеобразовательной  школы становится необходимым для  достижения нового качества общего среднего образования.

     Детерминанты  перехода на 12-летнее общее образование.

  • Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.
  • Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и, соответственно, к переутомлению детей.
  • Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
  • Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.
  • Повышение качества общего образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.
  • Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования.
  • Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.

     Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлены на решение указанных проблем.

     Структура 12-летней общеобразовательной  школы. В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.

     В дошкольный период ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью, в процессе которой у него формируются  допонятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. К концу дошкольного возраста формируется познавательный интерес к изучению окружающего мира и "образу себя", а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоятельности. Учитывая психолого-возрастные особенности дошкольников, недопустимо переносить в дошкольные учреждения содержание и формы организации обучения и воспитания, характерные для общеобразовательных учреждений.

     I ступень - начальное  общее образование (обязательное), I-IV классы. Начальный возраст обучающихся - не менее 6 лет на 1 сентября (продолжительность обучения 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.

     В I -IV классах происходит становление  личности младшего школьника, выявление  и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания  учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой  речи и поведения, основами личной гигиены  и здорового образа жизни.

     II ступень - основное  общее образование  (обязательное), V-X классы. Продолжительность обучения 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.

     Формируется образ Я, составляющий основу для  самоопределения. Основная школа предоставляет  условия для освоения знаний о  природе, обществе, человеке, развивает  умения и навыки в разнообразных  видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.

     Увеличение  возраста выпускников второй ступени  обеспечивает более высокий уровень  их социализации, соответствует возрастному  рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется первичная ориентировка в различных сферах деятельности.

     Десятилетняя  основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразовательной  или профессиональной школе, создает  условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа  дальнейшего образования, их социального  самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности  и склонности учащихся, образовательные  учреждения могут осуществлять профильное обучение.

     В 16 лет учащиеся более осознанно  относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего  профессионального образования.

     III ступень - среднее  (полное) общее образование  (общедоступное), XI-XIIклассы. Продолжительность обучения 2 года. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные и профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения.

     На  старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации, в том числе через индивидуальные образовательные программы. Профильное обучение может реализовываться  в следующих формах: профильные образовательные  учреждения, классы, группы и иные формы. При этом могут сохраниться непрофилированные общеобразовательные классы.

     Определение профилей обучения (естественнонаучного, гуманитарного, художественно-эстетического  и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

     Профильный  характер старшей ступени реализуется  на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования путем формирования индивидуальных образовательных программ.

     Таким образом, педагогические функции средней (полной) 12-летней школы отличаются от существующей модели завершенностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

      
 

Заключение

     Достижение  нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных  производств значительно повышаются требования к научной, технологической  и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования  как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.

     Обновленная структура общего среднего образования  дает возможность более полно  учесть интересы, потребности и возможности  участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный  материал по ступеням обучения, устранить  имеющиеся диспропорции в компонентах  содержания образования, создать условия  для индивидуализации обучения.

     Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992 г.), преобладающей  международной практикой является 12-летнее школьное образование.

     В большинстве развитых стран общее  среднее образование обеспечивается за 12-14 лет. Двенадцатилетнее общее  образование введено во всех странах  Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, а также в Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные  по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10-11 лет.

     Введение  в России общепринятой в мировом  сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить  увеличения технологического разрыва  с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную  подготовку выпускников и предоставит  им дополнительные возможности для  выбора индивидуальной образовательной  программы.

     Влияние демографических и социально-экономических  факторов. По прогнозам, в 2011 г. в школах будет обучаться не 21 млн учащихся, как сейчас, а только 13 млн, что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обеспечение этого перехода.

     В новых социально-экономических условиях обострились проблемы трудоустройства  выпускников школ, их социальной адаптации. Десятилетнее обязательное обучение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается "на улице", образуя "резерв" для вовлечения в криминальную деятельность. Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-летним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики заканчивают школу в 18-19 лет и будут обладать всеми конституционными правами граждан России.

     Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему  образованию создает предпосылки  для решения проблемы преемственности  уровней образования.

     Увеличение  периода обучения в основной школе  способствует повышению уровня общеобразовательной  подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.

     Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин  в старших классах средней  школы позволяет обеспечить достаточную  подготовку выпускников к продолжению  образования. Вместе с тем профильное обучение в старших классах не должно подменять начальное профессиональное образование. В 2009 г. число выпускников  средней школы составит приблизительно 1,3 млн человек, а сегодня число мест для поступающих в учреждения профессионального образования (начального, среднего и высшего) - 1,7 млн. Это дает возможность ввести прием в большинство высших учебных заведений на новых принципах вступительных испытаний (например, централизованное тестирование и др.), способствующих реализации равных прав на образование, социальной справедливости.

     Таким образом  различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения привели к созданию новой конкурентоспособной структуры образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Различные подходы к конструированию содержания образования на разных ступенях обучения