Разработка алгоритма составления плана воспитательной работы классного руководителя (мастера производственного обучения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 09:26, практическая работа

Краткое описание

Цель данной работы- всестороннее и гармоничное развитие личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
развивать познавательную активность учащихся;
содействовать формированию нравственной позиции ученика;
способствовать формированию основ культуры общения и построение межличностных отношений

Содержание

Введение……………………………………………………………….5
Теоретические основы воспитательной работы классного руководителя………………………………………………..6
Воспитание как общественное явление…………………...6
Общие методы и средства воспитания…………………….6
Практические аспекты воспитательной работы…………..9
Технология оставления плана воспитательной работы…..9
Планирование программы воспитательной работы………10
Алгоритм разработки плана проведения воспитательной работы………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………….19
Список используемых источников…………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

praktika_1.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Ф. И. учащегося класса

Здоровье

Отношение к труду

Воспитат. влияние 
семьи

Воспитат. влияние

социума

Уровень культуры

Примечание

             

В таблице  могут быть и другие разделы по усмотрению классного руководителя.

С помощью  этой таблицы можно определить задачи ближайшей перспективы и спланировать формы воспитывающей деятельности для достижения этих задач.

Затем можно  приступить к составлению плана-сетки.

Таблица 3

Задачи

ближайшей перспективы

Месяц

Милосердие

Игра – дело серьезное

Азбука добрых дел

От физкультуры и спорта – к здоровому образу жизни

Свой голос

Каникулы

Мир красотой спасется

1.

2.

3.

сентябрь

октябрь

ноябрь

             

В план-сетку  в течение четверти можно постоянно  вписывать возникающие дела, индивидуальную работу, беседу с родителями. В таблицу  можно включать и другие программы, по которым работает школа.

Классный  руководитель выбирает из всех программ те, которые ему и классу наиболее близки.

Последний пункт «Реализация программ воспитания». Он включает в себя все итоги, и  промежуточные, и конечные, то есть результаты работы по программам воспитания: анализ, что удалось, а что нет за год, необходимые отчеты, проделанные в классе (результат участия в конкурсах, в олимпиадах, в походах и другие).

Постоянно изобретать новые формы работы кажется  совершенно немыслимым. Но ведь хороший  кулинар из одних и тех же ингредиентов может приготовить столько разных блюд, а модельер из старого платья сооружает новомодные вещи. Вот и  классному руководителю можно научиться  конструировать новые формы работы.

Алгоритм  прост:

• определите возрастные особенности участников (одного возраста или представители  разных);

• решите, каким должно быть дело в зависимости  от воспитательных задач (познавательное, творческое, прикладное, подвижное);

• пересмотрите всякие известные формы, добавляя к  ним необходимое содержание;

• остановитесь на приглянувшемся сочетании и посмотрите, что диктует форма (определенные детали, роли, атрибуты), насколько это  соответствует желаемому содержанию и привлекательно для учеников.

Если  все пришло в соответствие, нужно  браться за сочинение сценария. Для  конструирования пользоваться своеобразными  карточками-подсказками. Их можно составить  самим по какому-либо принципу. Проще  всего начать с того, что детям  хорошо известно благодаря телевидению  и бывает очень привлекательно для  них.

Например:

 

TV ИГРЫ:

«Что? Где? Когда?»

«Брейн-ринг»

«Поле чудес»

«Звездный час»

Игру «Что? Где? Когда?» можно проводить  в классе, в параллели или делать смешанные «шестерки». В классе может  быть создан клуб знатоков и группа организаторов (совет дела, штаб игры). При подготовке каждый будет занят  своим: одни – тренировками и формированием команд, другие – отбором вопросов, соответствующим оформлением зала, подготовкой «музыкальных пауз».

Содержание, предположим, «Звездного часа» может быть посвящено литературе, музыке, спорту и т. д. Выбирать стоит  такую игру, которая более всего  популярна среди ребят, а содержание педагог определит сообразно  воспитательным задачам

TV ПЕРЕДАЧИ:

«Время»

«Тема»

«Аншлаг»

«Клуб

путешественников»

Также легко работать с телевизионными передачами. Например, «Аншлаг» может  стать формой проведения  последнего звонка. Тогда ученики, учителя, родители должны выступать в роли юмористов, острословов. Значит, со сцены зазвучат рассказы о забавных случаях из жизни  выпускников, шуточные песни, розыгрыши

ИГРЫ:

Футбол

Хоккей

Лото

Домино

«Крестики-нолики»

«Морской бой»

Нетрудно представить «Музыкальный футбол» или «Интеллектуальный  хоккей». Участники – две команды, в которых есть определенные роли: тренер, капитан, вратарь, защитники, нападающие. В правилах надо оговорить, какие вопросы «хоккеисты» готовят на своих тренировках. «Голом», видимо, будет считаться неправильный ответ или его отсутствие. Зато, проводя аналогию с хоккеем, можно интересно организовать игру: задавать вопросы противнику могут только «нападающие», отвечают сначала «защитники», если они не справились, ответ может дать, не совещаясь с ними, «вратарь». «Тренер» может использовать «запасных игроков» для замены. «Арбитр» – удалять с поля за нарушение правил. Организаторам необходимо не забыть все мелочи, характерные для настоящего хоккея, придумать расстановку в зале


ПЕЧАТНЫЕ

ИЗДАНИЯ:

Газета

Журнал

Книга

Альманах

Словарь

«Живая газета», «Журнал-молния», «Книга рекордов Гиннеса», «Новогодний альманах», «Музыкальный словарь»




 

 

Вариант №2

 

План  воспитательной работы класса

     Класс:______

Классный руководитель _________________________________

Цель воспитательной работы:____________________________

 

Направление

воспитательной работы

Задачи

Формы работы

Мероприятия

Сроки реализации

           

 

Пример шаблона плана-сетки.

 

Время

          исполнения

 

Направление

воспитательной работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март  

Апрель

Май

«Ученье»

                 

«Здоровье»

                 

«Мой край родной»

                 

«Профессия»

                 

«Семья»

                 

«Моя гражданская

позиция»

                 

«Досуг»

                 

«Забота»

                 

 

Пример шаблона плана-сетки.

Iполугодие

 

Направления деятельности

Неделя

Содержание деятельности, название мероприятия

Дата

Отметка

о выполнении

Интеллектуальная (познавательная)

1 неделя

     

2 неделя

     

3 неделя

     

4 неделя

     

Спортивно-оздоровительная

1 неделя

     

2 неделя

     

3 неделя

     

4 неделя

     

Ценностно-ориентированная

(нравственная, гражданско-патриотическая)

1 неделя

     

2 неделя

     

3 неделя

     

4 неделя

     

Проектно-творческая

1 неделя

     

2 неделя

     

3 неделя

     

4 неделя

     

Социально-психологическая

1 неделя

     

2 неделя

     

3 неделя

     

4 неделя

     

Индивидуальная работа с учащимися

1 неделя

     

2 неделя

     

3 неделя

     

4 неделя

     

Взаимодействие с родителями учащихся

1 неделя

     

2 неделя

     

3 неделя

     

4 неделя

     

ПДД

1 неделя

     

2 неделя

     

3 неделя

     

4 неделя

     

Другое

1 неделя

     

2 неделя

     

3 неделя

     

4 неделя

     

 

 

 

    1. Алгоритм разработки плана  проведения воспитательной работы.

Алгоритм представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно  выполняемых действий руководителя и других участников планирования. Основными звеньями этой цепи являются:

  • определение классным руководителем порядка и сроков действий по планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе;
  • педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;
  • моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;
  • коллективное планирование;

уточнение, корректирование и конкретизация  педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы. 

Анализ и оценка воспитательной работы

В современной школе эффективность  воспитательной работы анализируется  и оценивается в зависимости  от того, как педагогам удается  решить следующие задачи:

- содействия процессам самопознания  личности, самореализации;

- формирование культуры;

- поддержка творческой активности;

- нравственная и эстетическая  развитость;

- физическая развитость;

-освоенность образовательных программ;

- познавательная активность;

- развитость коммуникативности .

Анализ и оценка воспитательной работы оценивается с помощью  тестирования, в том числе компьютерного, экспертной оценки, социометрии, статистического  анализа, анкетирования, использования  различных опросников, многочисленных разработанных методик. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Воспитательная работа классного  руководителя - работа творческая. Успех  ее зависит от педагогического мастерства руководителя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и педагогических задач коллектива. План - это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя. Он должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности - оказать оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни.

Работа над планом начинается с  определения основных задач воспитательного  процесса; он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные  направления деятельности классного  руководителя.

Форма плана может быть самой  различной, составить ее можно на четверть, полугодие, год... Чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения.

Проведённое исследование технологий планирования воспитательной работы в  школе приводит к следующим выводам:

  • Планирование позволяет значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания учеников;
  • Сложность и многогранность работы классного руководителя обусловливают необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования.

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:

  • предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые способствовали бы всестороннему развитию учащихся;
  • включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);
  • система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
  • выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее решению;
  • план должен содержать положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.

Выбор варианта плана зависит:

  • от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка;
  • от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и организации воспитательной деятельности;
  • от личного и чужого педагогического опыта классного наставника.
  • от возрастных и психологических особенностей учащихся.

Информация о работе Разработка алгоритма составления плана воспитательной работы классного руководителя (мастера производственного обучения)