Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 08:08, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и определить особенности разработки лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.
Объект исследования: разработка лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла.
Введение………………………………………………………………...............3
Глава 1. Анализ состояния проблемы разработки лабораторно-практических работ в научной литературе
Лабораторно-практические занятия как форма организации занятий в процессе преподавания предмета профессионального цикла с учащимися учреждений СПО………………………………………......6
Особенности проведения лабораторно-практических занятий с учащимися учреждений СПО………………………………………......9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….15
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке лабораторно-практических работ и их методического сопровождения в процессе преподавания предмета профессионального цикла
2.1. Дидактические функции лабораторных работ в системе подготовки учащихся учреждений СПО………………………………………………….16
2.2. Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ учащимися учреждений СПО………………………………………………...19
2.3. Лабораторно-практические работы в процессе преподавания предметов профессионального цикла……………………………….………21
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………
План изучения каждого пособия.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОГО, ТЕКУЩЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖЕЙ
Цели работы:
- научить будущих преподавателей разрабатывать и проводить вводный, текущий и заключительный инструктажи;
- прививать будущим
Справочно-информационный блок
Инструктажи проводятся перед началом, во время выполнения и после окончания практической работы учащихся учреждений СПО. Каждый из них характеризуется специфическими особенностями, хотя в целом они создают стройную канву занятия, достигающего поставленную цель.
Наиболее распространенной ошибкой является включение в вводный инструктаж нового теоретического материала.
Разъясняем: вводный инструктаж - это конкретный рассказ о технологической последовательности изготовления конкретного изделия или содержание конкретных действий, которые будут выполняться учащимися учреждений СПО при самостоятельной работе. Конечно, учитель вправе проверять, в том числе и в ходе вводного инструктажа, как учащиеся готовы реализовать теоретические знания на практике, но у вводного инструктажа строго конкретная направленность.
При проведении вводного инструктажа перед учащимися учреждений СПО ставится отчетливо, ясно цель предстоящей работы и пути ее достижения. Здесь важно соблюсти несколько условий.
1. Зная индивидуальные свойства личности каждого своего ученика, так построить объяснение технологических (или иных аспектов) приемов работы, чтобы каждый учащийся проникся уверенностью в посильности задания и четким представлением о последовательности своих действий при его выполнении. Если так провести объяснение, то учащиеся психологически будут настроены на активную реализацию установок педагога.
2. Непременное условие вводного инструктажа - предупреждение о типичных ошибках, которые могут быть допущены в процессе самостоятельной работы. Ведь все работы по программе - типовые, а следовательно, из года в год ученики испытывают примерно одни и те же трудности и допускают одинаковые ошибки, которые учитель способен предвидеть. Предупреждение о них стимулирует мотивацию качественного выполнения приемов, стремления к технологической дисциплине.
3. Обязательным элементом
На вводном инструктаже закладывается фундамент успеха (или неудачи) вашего занятия.
Вводный инструктаж учащихся учреждений СПО на занятиях профессионального цикла является обязательным и может включать следующие вопросы:
Текущий инструктаж по времени совпадает с самостоятельной работой учащихся и проводится во время работы. Он может быть фронтальным, групповым, индивидуальным и имеет свои особенности.
Заключительный инструктаж проводится после выполнения практической работы. Традиционно он включает в себя:
Вместе с тем имеется ряд моментов этого этапа занятия, на которые педагог должен обратить внимание.
Задание
Для своего выбранного занятия (на лабораторно-практической работе № 4) разработать ход проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.
Порядок выполнения работы
1. Продумать, как ознакомить учащихся:
а) с содержанием работы и средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления и т.п.);
б) с технической документацией;
в) с последовательностью выполнения отдельных элементов и работы в целом, способами контроля;
г) с возможными затруднениями, ошибками;
д) с предупреждением возможных нарушений правил безопасности труда.
Представить, как лучше провести показ приемов работы.
Продумать, возможна ли активизация познавательной деятельности учащихся учреждений СПО в ходе вводного инструктажа и как ее обеспечить. Записать вводный инструктаж в план-конспект.
2. Продумать, как обеспечить
С этой целью:
а) записать целевые обходы, их содержание;
б) предусмотреть формирование навыков самоконтроля за выполняемой работой;
в) учесть, какие из выполняемых операций активизируют знания учащихся по основам наук, наполняют физический труд интеллектуальным смыслом, могут стимулировать творческий поиск.
3. Продумать возможность
4. Записать текущий инструктаж в план-конспект.
5. Выделить для себя, какие дидактические и воспитательные цели должны быть достигнуты на заключительном инструктаже.
С этой целью:
а) продумать критерии объективной оценки результатов труда;
б) установить, какие из возможных ошибок могут быть исправлены на следующем занятии;
в) наметить, какие стороны анализа могут касаться формирования ответственности за качество труда; экономического мышления; чувства удовлетворения от выполняемой работы;
г) предложить литературу для внеклассного чтения по теме (программы, раздела, урока).
6. Записать заключительный
Выводы по 2 главе
Проведя опытно-экспериментальную работу по обучению учащихся учреждений СПО оформлению и интерпретации результатов лабораторно-практических работ, можно сделать следующие выводы.
Лабораторно-практические работы, развивая у учащихся учреждений СПО познавательные и конструкторские способности, наблюдательность, внимание, навыки самостоятельных решений педагогических проблем, которые возникают ежеминутно в быстро меняющейся ситуации урока, являются серьезным инструментом профессиональной подготовки.
Нами разработаны рекомендации по оформлению и интерпретации лабораторно-практических работ.
Приведены следующие лабораторно-практические работы.
Лабораторно-практическая работа № 1. Изучение и анализ методической и учебной литературы.
Лабораторно-практическая работа № 2. Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.
Заключение
Лабораторно-практические занятия – метод обучения, при котором учащиеся под руководством педагога или самостоятельно выполняют практическую работу и исследования с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования.
Цель лабораторных занятий – практическое освоение учащимися учреждений СПО научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими новейшей техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами – установление связи теории с практикой.
Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
Лабораторно-практические работы, развивая у учащихся учреждений СПО познавательные и конструкторские способности, наблюдательность, внимание, навыки самостоятельных решений педагогических проблем, которые возникают ежеминутно в быстро меняющейся ситуации занятия, являются серьезным инструментом профессиональной подготовки.
Нами разработаны рекомендации по оформлению и интерпретации лабораторно-практических работ.
Приведены следующие лабораторно-практические работы по швейному делу:
Лабораторно-практическая работа № 1. Изучение и анализ методической и учебной литературы.
Лабораторно-практическая работа № 2. Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.