Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:25, курсовая работа
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. В своей работе я буду придерживаться следующих понятий: контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы контроля знаний, умений, навыков студентов техникума………………………………………………………………………...6
1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе….6
1.2. Виды, формы и методы контроля……………………………………....10
1.3. Сущность рейтинговой системы оценки как средства контроля знаний, умений, навыков …...…………………………………………………………..22
2. Разработка рейтинговой системы оценки на примере учебной дисциплины « Клиническая диагностика животных» …..…………..……...26
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………...….
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»
Кафедра профессиональной педагогики, истории и философии
Курсовая работа
на тему: Контроль знаний, умений, навыков студентов
Выполнила: ???
Смотрите, как в методичке
«Троицк-2014 г.»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Основная часть……………………………………………………………….
1. Теоретические основы контроля знаний,
умений, навыков студентов техникума………………………………………………………
1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе….6
1.2. Виды, формы и методы контроля……………………………………....10
1.3. Сущность рейтинговой системы оценки как средства контроля знаний, умений, навыков …...…………………………………………………………..22
2. Разработка рейтинговой системы оценки на примере учебной дисциплины « Клиническая диагностика животных» …..…………..……...26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...….34
Приложения……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
«Все люди одинаково успешно могут овладеть любыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации процесса обучения»
Сеймур Пейперт
Актуальность исследования. Одним из важных условий повышения эффективности и качества обучения в среднем специальном заведении является объективная информация об исходном уровне знаний учащихся и их пополнении в различные периоды обучения. Источником такой информации является педагогический контроль знаний.
На протяжении всей истории создания и развития современной системы образования проблеме оценивания качества знаний всегда уделялось первоочередное внимание. В педагогической науке неоднократно подчеркивалась важность достоверного выявления истинных знаний как с позиции диагностики процесса обучения, так и в целях развития, воспитания студентов и стимулирования их к получению знаний. Актуальность этой проблемы не снижается и в настоящее время, особенно в свете наблюдаемой тенденции ко всё большему внедрению средств компьютерной техники в образовательный процесс и передачи техническим устройствам обучающих и контролирующих функций преподавателя.
Проблема контроля и оценки учебных достижений студентов постоянно находится в центре внимания, как теоретиков, так и практических работников сферы образования. Наиболее актуальными на современном этапе развития являются вопросы организации контроля усвоения учебного материала и разработки инструментария, обеспечивающего объективность оценки.
Проблема контроля и оценки учебных достижений студентов является актуальной в настоящее время, что отражено в нормативных документах, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ», «Программа развития воспитания», проект «Концепции содержания непрерывного образования» и другие, где подчёркивается актуальность проблемы.
В современном научном знании накоплен значительный опыт, создающий предпосылки для исследования контроля знаний, умений и навыков студентов. Так, проблема оценки знаний, умений и навыков студентов рассматривается в трудах Кузнецова Л. М., Лашук А.Д., Маркова Ю. П., Панюкова Г. А., Плотниковой Е. Г и др.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. В своей работе я буду придерживаться следующих понятий: контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Использование разнообразных форм и методов контроля знаний позволяет избежать однообразия, которое снижает ценность проверки и делает уроки монотонными, разнообразие форм контроля на одном занятии, на разных его этапах менее утомляет, лучше активизирует мыслительную, познавательную деятельность учащихся. Работа в парах является такой формой контроля, которая осуществляется средством взаимодействия учащихся.
Объект исследования –
образовательный процесс в техникуме.
Предмет исследования
– контроль знаний, умений и навыков студентов.
Цель данного исследования состоит в
теоретическом обосновании и проверке
контроля знаний, умений и навыков студентов.
В соответствии
с целью, объектом и предметом исследования
были поставлены следующие задачи:
1. Изучить цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе.
2. Изучить виды, формы и методы контроля знаний, умений и навыков студентов.
3. Рассмотреть эффективность рейтинговой системы оценок.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА
1.1 Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения студентов в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по предмету. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением студентов приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы [15].
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
1. Контролирующую
2. Обучающую
3. Диагностическую
4. Прогностическую
5. Развивающую
6. Ориентирующую
7. Воспитывающую
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых преподавателем методов, форм и средств обучения.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
Сущность диагностической функции контроля - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду [16].
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс [13].
Перечисленные функции контроля знаний
реализуются на основе специфических дидактических
принципов. В теории обучения принято
говорить о таких принципах контроля знаний:
всесторонности, индивидуальности, дифференцированности,
систематичности, гласности, объективности
и научности.
Принцип всесторонности требует при проверке
и оценке знаний студентов охватывать
различный по содержанию материал, вскрывать
наличие не только знания фактов, понятий,
закономерностей, но и умения пользоваться
ими для анализа новых сведений в практических
действиях.
Принцип индивидуальности предполагает оценку
успехов студентов или недостатков их
труда, исходя из индивидуальных особенностей,
проявляющихся как стиль умственной работы,
способ изложения.
Дифференцированность
контроля и оценки знаний нацеливает преподавателей
на учет специфики учебного материала,
подлежащего проверке, и на выражение
выявленных и оцененных знаний, умений,
навыков в баллах.
Результаты контроля знаний
должны быть гласными. Лишь гласная оценка
имеет воспитательный смысл, способствует
развитию здоровой конкуренции в студенческом
коллективе, препятствует возникновению
неформальных отношений между преподавателем
и студентом. В соответствии с этим необходимо
обеспечить открытость всех этапов контроля,
своевременность ознакомления с результатами
контроля, проведение испытаний всех обучаемых
по одним и тем же критериям.
Принцип объективности реализуется
устранением субъективности в измерении
и оценивании результатов обучения. Объективность
оценки знаний отражает требование давать
ясную, точную, а не относительную картину
уровня и характера успеваемости студента.
Только в этом случае оценка поможет внести
необходимые коррективы в работу студента
и преподавателя.
В соответствии с принципом
научности результаты контроля
должны быть надежны и валидны. Научность
является необходимым условием достижения
эффективности контроля и реализуется
путем соответствующих мероприятий по
организации контроля.
Таким образом, рациональная организация учебного процесса
невозможна без правильной постановки
контроля знаний студентов. На
контроль знаний возлагается целый ряд
функций, успешная реализация которых
во многом определяет и успешность всего
процесса обучения. Также при контроле
знаний, умений и навыков студентов обязательно
соблюдать все вышеперечисленные принципы,
так как они тесно связаны с целью контроля
– определением качества усвоения учащимися
учебного материала.
1.2 Виды, формы и методы контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся среднего специального заведения бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: