Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:25, курсовая работа
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. В своей работе я буду придерживаться следующих понятий: контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы контроля знаний, умений, навыков студентов техникума………………………………………………………………………...6
1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе….6
1.2. Виды, формы и методы контроля……………………………………....10
1.3. Сущность рейтинговой системы оценки как средства контроля знаний, умений, навыков …...…………………………………………………………..22
2. Разработка рейтинговой системы оценки на примере учебной дисциплины « Клиническая диагностика животных» …..…………..……...26
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………...….
Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдается учащимся для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом учащегося, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.
В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверить двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.
При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдаёт оценку.
При безмашинном контроле ответы учащихся на вопросы заданий тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов.
Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех учащихся. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность учащихся (знакомство с учебным материалом и его воспроизведение), поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля [7].
Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.
К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования:
- индивидуальный характер
- систематичность, регулярность проведения
контроля на всех этапах
- разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);
- всесторонность контроля (обеспечивает
проверку теоретических знаний,
интеллектуальных и
- объективность контроля (дает
возможность исключить субъекти
- дифференцированный подход (необходимо
учитывать индивидуальные
- единство требований со стороны обучающих [4].
Очень важно на всех этапах оценки знаний
проявлять полную объективность. Нельзя
связывать оценку результатов деятельности
с оценкой личности студента. Если преподаватель
негативно оценивает личность студента,
да еще в присутствии сокурсников, воспитательный
эффект от этих действий будет нулевым
и, возможно, отрицательным.
Студент уходит от всякого общения
с таким преподавателем и перестает воспринимать
в дальнейшем его советы, даже самые добрые
и полезные.
Надо уметь оценивать личность
студента без обидных высказываний, деликатно.
Студенты очень ценят те отношения между
ними и преподавателями, в которых их принимают
без личностных оценок, без условий, независимо
от того, как они учатся, при всех ошибках
и недостатках.
И уж совершенно недопустимо, когда
оценочные суждения превращаются в морализованные.
Объективные оценочные суждения должны
помочь студенту глубже разобраться в
каком-то вопросе, увидеть свои сильные
и слабые стороны, найти правильный путь
для достижения знаний.
В деликатной форме, учитывая индивидуально
– типологические особенности студента,
ему нужно дать понять, каковы его действительные
знания, избавить его от иллюзий, если
он переоценивает свои силы, или поддержать,
если он их недооценивает.
Объективно выставленная оценка
развивает у студентов чувство уважения
к науке, учебному заведению и к преподавателю,
стимулирует их на дальнейшую учебу. При
этом необходимо помнить, что завышение
преподавателем оценки безнравственно,
так как он приучает студентов думать,
что можно учиться без трудовых усилий.
Заниженная оценка знаний студентов
вызывает у них ощущение несправедливости,
может убить желание учиться. Следует
помнить, что контроль знаний, оценивание
результатов обучения (особенно зачет
и экзамен) – самые эмоциональные и весьма
сложные формы обучения. Поэтому задача
преподавателя – делать все, чтобы побольше
было положительных эмоций; быть доброжелательным
и объективным к студентам [1].
Преподавателю следует помнить, что
главная цель конкретной оценки – вознаградить
студента за его трудолюбие, а не наказывать
за слабые знания
или их отсутствие.
Вместе с тем, педагогическая практика
показывает, что многие преподаватели,
несмотря на стремление быть объективными,
при опросе и оценке ответов студентов
допускают некоторые ошибки. В их числе
чаще других встречаются следующие:
– проявление снисходительности приводит к завышению оценки;
– строгое отношение к студенту ведет к занижению оценки;
– при высоких знаниях проявляется тенденция к снижению уровня оценки, а при слабых – возникает некоторая жалость к студенту, что нередко ведет к завышению оценки.
– студенты, устойчивые к экзаменационному стрессу, умеют вступать в контакт с экзаменатором, те у кого хорошо развита речь, как правило, получают оценки выше, чем они того заслуживают;
– студентам застенчивым и обладающим повышенным чувством ответственности, к тому же не умеющим приспосабливаться к экзаменационной ситуации, часто оценки занижаются.
– правильность ответа на вопросы (грамотное и достаточно глубокое изложение законов, принципов, правил, конкретных фактов);
– полнота ответа;
– творческое применение знаний в сложных практических ситуациях;
– логика изложения материала в процессе
ответа (оцениваются не только знания, но и умения их излагать, логика
рассуждений);
К дополнительным факторам,
которые влияют на оценку, относятся:
– культура речи (или ее отсутствие);
– убежденность или безразличие;
– прочность знаний или их поверхностность;
– трудолюбие, проявленное при изучении курса или леность в учебе;
– сообразительность или тугодумие.
Всесторонний учет и
гибкое использование данных факторов
и обстоятельств позволит преподавателям
с достаточно высокой объективностью
оценить ответы студентов и выставить
каждому студенту такую оценку, какую
он по праву заслужил [19].
Изучив виды, формы и методы контроля знаний, умений и навыков студентов я сделала вывод, что главное в контроле знаний студентов — не простое количество проверок, а выявление подлинных знаний и умений учащихся, научная организация их учебной деятельности, стимулировании ее.
Я считаю, что в педагогической практике необходимо правильно организовать и применять различные виды и формы контроля знаний, умений, навыков, что позволит наиболее четко и объективно оценивать знания студентов.
Также я могу сделать вывод, что не один из методов в отдельности не совершенен. У каждого метода есть свои достоинства и недостатки. Но только совокупность использования всех исследуемых методов контроля знаний студентов, позволяет получить достаточно точную и объективную картину обученности учащихся.
При правильном совмещении методов контроля появляется возможность, во-первых, дифференцированно оценить знания студентов, во-вторых, объективно определить способность студентов использовать теоретические знания в конкретной педагогической ситуации.
1.3 Сущность рейтинговой системы оценки как средства контроля знаний, умений, навыков
Традиционная система не стимулирует студентов для более глубокой самостоятельной работы, ко всем студентам предъявляются одинаковые требования без учета их профессиональной ориентации и способностей. Перечисленные недостатки свидетельствуют о том, что необходим механизм, позволяющий повысить мотивы учебной деятельности студентов - я предлагаю в данной курсовой рассмотреть рейтинговую систему, которая предполагает активизацию познавательной деятельности студентов путем стимулирования их творческой деятельности.
Одним из условий реализации компетентного подхода к проектированию образовательного процесса является модернизация системы контроля и оценивания образовательных результатов. Это заставило меня, задуматься об использовании новой системы текущего контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов как показателей сформированности их профессиональной компетентности.
Анализ психолого-
Что же послужило причиной изучения рейтинговой накопительной системы контроля и оценивания профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательный процесс?
1. Студенты относятся к учебе как к системе отдельных блоков (лекций, семинаров, практических работ и т.д.), когда учеба – это единое целостное образовательное пространство, в котором, при правильной организации образовательного процесса формируются профессиональные компетенции.
2. Образовательный процесс проектируется на основе компетенций, каждая из которых формируется посредством определённых видов деятельности. Разные виды деятельности имеют разную ценность с точки зрения образовательного результата, и поэтому их оценка не должна быть одинаковой, в связи с этим возникает необходимость в определении рейтинга каждого вида деятельности, его «цены» - соответствующим количеством баллов, по строго разработанным критериям.
3. Существующая пятибалльная оценка во многом противоречит тенденциям развития современного образования, так как не соответствует образовательным потребностям общества.
4. Понимание необходимости вхождения Российского образования в Европейское образовательное пространство, в котором рейтинговая накопительная система является формой аттестации студентов.
Для обеспечения непрерывного контроля над работой студента и качеством усвоения материала преподаватель для каждой дисциплины должен:
- выполнять разделение учебного материала на структурно - логические самостоятельные модули;
- определять уровень усвоения ка
окончания изучения каждого модуля с выставлением рейтинговой оценки по модулю;
- в конце семестра выставлять общую оценку за работу в семестре,
представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
В качестве модулей, составляющих рейтинговую оценку за работу в семестре, могут рассматриваться:
- отдельная тема или раздел (теоретический
курс совместно с
- самостоятельный цикл
- индивидуальные домашние задания, вводимые в курс для закрепления теоретического материала;
- индивидуальная
- разделы, выделенные для
Оценка работы студента в семестре осуществляется в соответствии с разработанной преподавателем системой оценок по каждому модулю.
Таким образом, рейтинговая система контроля позволяет стимулировать систематическую деятельность студентов, направленную на освоение знаний, умений, навыков и приобретение практического опыта в процессе изучения учебных дисциплин, что способствует сформированности профессиональной компетентности выпускника.
Также рейтинговая система контроля повышает самостоятельность студентов в овладении профессией, способствует развитию положительной мотивации к самообразованию, формирует ответственность студентов за собственное обучение, а также способствует выявлению «пробелов» студентов и определению способов их ликвидации.
Перспективу дальнейшей деятельности по внедрению рейтинговой накопительной системы в образовательный процесс выражу словами известного педагога М.П. Щетинина: « … Успех сегодня не гарантирует успеха на завтра. Ибо завтра – новое испытание. Добытое в педагогическом поиске сегодня - это лишь основа для поиска завтрашнего».