Разработка рейтинговой системы оценки на примере учебной дисциплины « Клиническая диагностика животных»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. В своей работе я буду придерживаться следующих понятий: контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Основная часть………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы контроля знаний, умений, навыков студентов техникума………………………………………………………………………...6
1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе….6
1.2. Виды, формы и методы контроля……………………………………....10
1.3. Сущность рейтинговой системы оценки как средства контроля знаний, умений, навыков …...…………………………………………………………..22
2. Разработка рейтинговой системы оценки на примере учебной дисциплины « Клиническая диагностика животных» …..…………..……...26
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………...….

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_po_pedagogike_Pravka_1 (2).doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РАЗРАБОТКА РЕЙТИНГОВОЙ  СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ НА ПРИМЕРЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «КЛИНИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА ЖИВОТНЫХ»

   Процесс разработки рейтинговой системы оценки состоит из нескольких этапов:

1 этап – выделение теоретических и практических занятий. То есть разделение учебного плана на лекционные и практические занятия. На лекционных занятиях нужно давать теоретические основы клинической диагностики животных, а на практических занятиях проводить непосредственно клиническую диагностику животного.

2 этап – определение перечня  знаний, умений,  навыков и практического опыта студентов по каждой теме в соответствии с федеральной государственной  образовательной системой на основе компетентного подхода. Например, по теме « План клинического исследования животного», студент должен знать теоретически, что представляет собой план и уметь практически проводить клиническое исследование животного по плану (приложение 3) 

3 этап – разработка рейтинговых  показателей освоения тем по  каждой  контрольной точке.

    Рейтинговыми показателями являются виды деятельности, сформированные в виде результатов. Среди них могут быть обязательные, которые определены программой профессионального модуля. Но есть и вариативные,  включаясь в которые  студенты набирают, то количество баллов, которое им  необходимо, чтобы выйти на желаемый уровень компетентности. Обязательными баллами оценивается: выполнение самостоятельных работ, сдача зачетов, решение задач и т.п.

Дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения учащихся при: 1) выполнении творческих заданий (написание рефератов, участие в олимпиадах, решение задач повышенной трудности и т.п.); 2) своевременном выполнении учебных и контрольных заданий, активном участии в практических и семинарных занятиях.

    Например, по завершении изучения темы «План клинического исследования животного» студенты пишут самостоятельную работу: проводят (самостоятельно) клиническое исследование животного и сдают план в письменном виде. После проверки самостоятельной и дополнительной работы студент набирает определенный балл по данной теме.  Общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенных на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими. Так, например на тему: «Введение в клиническую диагностику» отводить всего 2 часа, тема это не так значима по сравнению с другими, поэтому и баллов за нее давать меньше.

4 (завершающий) этап рейтинговой системы контроля заключается в определении условий работы:

-переработать с учётом требований федеральной государственной  образовательной системой и  рейтинговой системы контроля: программа занятий,  практические занятия, список основной и дополнительной литературы, презентации содержания тем, тематика сообщений, практических и проектных работ, банк методических задач, карты сопровождения студентов по темам;

-определить дополнительные параметры оценивания.  (Например, отзывы преподавателей других дисциплин о проведённых студентами уроках в ходе прохождения производственной практики).  Тем самым, студенты получали бы возможность заработать дополнительные баллы к тем, которые были заработаны в процессе освоения тем.

-определить критерии оценки заданий (видов деятельности), учитывающие их сложность, качество выполнения, сроки сдачи;

- разработать перечень дополнительных заданий (видов деятельности) по изучаемым темам для получения студентами дополнительных баллов (подготовка сообщений, помощь преподавателю, оформление портфолио.)

- составить шкалу перевода рейтинговых показателей в отметку;

Я предлагаю, весь курс дисциплины «Клиническая диагностика животных» разделить на 8 основных разделов:

1. Введение в клиническую диагностику. Понятие об общих клинических  исследованиях (осмотр, аускультация, пальпация, термометрия).

2. Клиническая диагностика дыхательной системы

3. Клиническая диагностика сердечнососудистой  системы 
4. Клиническая диагностика пищеварительной системы

5. Клиническая диагностика мочевыделительной  системы, органов размножения и  молочной железы

6. Клиническая диагностика  нервной  системы, системы крови и иммунной системы. 
7. Клиническая диагностика болезней обмена веществ, эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата.

8. Специальные исследования.

   Далее по каждому разделу определить подразделы. По завершению изучения каждого раздела максимальное количество баллов, набранное студентом 12,5. Исходя из того что максимальное количество баллов набранное студентом по окончании изучения всей дисциплины 100%, а основных разделов 8.  
     Преподавателю, чтобы осуществить предлагаемую систему оценки, необходимо:  
1) определить основные темы (модули) изучаемого курса, выделить при этом все виды учебной работы (в моем примере это 8 разделов); 
2) иметь наборы заданий по каждой теме (самостоятельные работы, тесты); 
3) определить содержание индивидуальных и творческих заданий (контрольные, курсовые работы, история болезни и т.п.) 
4) составить вопросы к зачету (если проведение такого предполагается) или сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме; 
5) сообщить правила соотнесения результатов учебной работы учащихся с их рейтингом; 
6) разработать методические указания для учащихся по изучению темы курса; 
7) разработать интерпретацию результатов рейтинговой системы оценки.

Перевод баллов в традиционную отметку производить в соответствии со шкалой, представленной в программе профессионального модуля «Преподавание по программам среднего специального образования», из следующих процентных соотношений: если студент набрал

93 - 100 баллов - отлично;

80 - 92 балла - хорошо;

53 - 79 баллов – удовлетворительно;

менее 53 баллов – не удовлетворительно.

По усмотрению преподавателя могут быть поощрительные и штрафные баллы.

- разработать перечень документов, в которых фиксировались образовательные результаты  студентов  (карты рейтинговой оценки освоения тем, дневник).

   Всю проделанную работу я свела в технологическую карту текущего контроля и оценки знаний, умений, навыков и практического опыта студентов.

   В процессе использования рейтинговой накопительной системы контроля и оценки знаний, умений, навыков и практического опыта студентов нужно руководствоваться следующими принципами:

-единство требований, предъявляемых  к работе  студентов;

-регулярность и объективность  оценки результатов работы студентов;

-открытость и гласность результатов деятельности  студентов для всех участников образовательного процесса;

-разнообразие форм, способов контроля  и оценки образовательных достижений  студентов.

   По каждой теме запланировать различные виды учебной деятельности. Это может быть решение методических задач, проблемных ситуаций, выполнение практических работ, составление опорного  конспекта, подготовка сообщений, разработка фрагментов урока и другое.

   Каждой теме присваивать определённое количество баллов (коэффициент значимости), которое зависит от отдельных видов работы,  контролируемых знаний, умений, навыков и практического  опыта студентов и результатов освоении на данном уровне.  Наибольшее количество баллов присваивать таким видам работ, которые позволяют выявить уровень формирования  профессиональной компетентности: разработка фрагмента урока, решение методических задач, участие в имитационных ситуациях, разработке и защита проектов и другое.

   В зависимости от коэффициента значимости темы определить минимальный и максимальный рейтинг по каждой теме. Есть ещё и накопительные (бонусные) баллы, которые могут «заработать» студенты, самостоятельно выполняя задания, разрабатываемые преподавателем по каждой теме, выполняя функцию дублёра (ассистента) преподавателя при организации групповой работы.

  Учебная и производственная практика является отдельной контрольной точкой,  которая также имеет высокий  коэффициент значимости. Сумма баллов за учебную практику добавляется к той, которая образовалась после освоения тем учебных дисциплин. Устанавливается максимальная сумма баллов, которую студент может набрать после прохождения текущего контроля и учебной и производственной  практики, и минимальная, которая позволяет считать студента успевающим.

   По рейтингу можно выставить итоговую оценку по предмету и тогда отпадает необходимость проведения экзамена для студентов с высоким рейтингом. Студенты, которые набирают не менее 90 % от установленного общего  количества баллов (при выполнении обязательной и накопительной части заданий), освобождаются от экзамена. Студенты, набравшие не менее 80% от общего количества баллов, также могут освобождаться от экзамена, но при желании повысить свой рейтинг сдают экзамен во время сессии. Студенты, набравшие при выполнении обязательной и накопительной части заданий  меньше 80% от общего   количества баллов, сдают экзамен.

  Итак, определив сущность рейтинговой системы можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу как учащихся, так и преподавателей.

Это подтверждается тем, что при внедрении рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:

· снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для учащихся, так и для преподавателей;

· обучение становится личностно-ориентированным;

· рейтинговая система исключает всякое унижение личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.

Рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя.  
Рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, рейтинговая система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе.   
  Таким образом, внедрение рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивает постоянное стремление студентов набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу студентов и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.) но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает активную работу каждого студента. Контроль для учащихся должен быть обучающим.

    Сочетание традиционных видов контроля знаний и умений учащихся с новыми видами контроля, способствует оперативному и эффективному управлению процессом обучения, выявлению тенденции на повышение или понижение уровня усвоения знаний, принятию оперативных мер по повышению качества обучения, повышению мотивации учащихся к овладению знаниями.

    Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что правильная организация системы контроля знаний учащихся на каждом уровне в отдельности и за все время обучения в целом приводит к повышению качества обучения.

 Таким образом, сделав данную  работу, я изучила и проанализировала  цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе, изучила и проанализировала виды, формы и методы контроля, а также рассмотрела эффективность рейтинговой системы оценок.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос, 2004. - 208 с.
  2. Балабан, М.К. Системное решение проблемы учебных стандартов: открытый экзамен / М.К. Балабан //Демократическая школа - 2004. - №2.- с.12
  3. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.  - СПб.: Питер. -  2001. - с. 214-215.
  4. Бойко, Е.М. Психология и педагогика / Е.М. Бойко, Е.А. Садовникова. - М.: Колос, 2005. - 108 с.
  5. Волкова, А.А. Психология и педагогика для студентов вузов / А.А. Волкова, Л.В. Димитрова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 249 с.
  6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
  7. Григорович, Л.А. Педагогическая психология / Л.А. Григорович. - М.: Гардарики, 2003. - 314 с.
  8. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.
  9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич - М.: ЮНИТИ, 2005. - 320 с.
  10. Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Учеб. пособие для вузов / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. - М: Академический проект, 2005.- 848 с.
  11. Кузнецов, Л. М. Оценка знаний студентов // Специалист. - 1997. - № 5. - С. 14-15.
  12. Лашук, А.Д. Формы, методы и технологии обучения / А.Д. Лащук. - М.: Просвещение, 1999. – 346 с.
  13. Марков, Ю. П. Нетрадиционные формы контроля достижений студентов// Специалист. - 2004. - № 4. - С. 31-32.
  14. Нуркова, В.В. Психология [Текст]: учеб. для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - М.: Высш. образование. - 2005. - 464 с.
  15. Оганесян, Н.Т. Педагогическая психология: Вопросы образования и обучения: Система разно уровневых контрольных заданий / Н.Т. Оганесян. - М.: КноРус, 2006. - 324 с.
  16. Панюков, Г. А. Еще раз о контроле усвоения знаний// Специалист. - 2002. - № 3. - С. 16-17.
  17. Плотникова, Е. Г. Оценка успешности обучения студентов// Специалист. - 2002. - № 3. - С. 32-33.
  18. Сластенин, В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2004. - 477 с.
  19. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 250 с.
  20. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения / Р.Л. Хон. - М.: Академический проект, 2005. - 735 с.
  21. Якунин В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.

Информация о работе Разработка рейтинговой системы оценки на примере учебной дисциплины « Клиническая диагностика животных»