Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа
Цель курсовой работы: выявить специфику реабилитации подростков в условиях детского дома и разработать рекомендации направленные на адаптацию подростков в детских домах и приютах.
Задачи данной курсовой работы:
Изучить состояние проблемы в педагогической, психологической и методической литературе.
Определить понятие реабилитация, раскрыть сущность реабилитации
Определить понятие педагогического общения, его значения в деятельности педагога.
Охарактеризовать процесс овладения навыками педагогического общения.
Провести исследование, направленное на выявление особенностей педагогического общения.
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Разработать рекомендаций, направленных на развитие профессионально – педагогического общения.
Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность реабилитации…………………………………………………….7
1.2 Виды реабилитации………………………………………………………..8
1.3 Социально - психологический аспект подросткового возраста………10
ГЛАВА I I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
2.1 Описание методов исследования…………………………………………..19
2.2 Диагностика социально – психологической адаптации детей в детском доме……………………………………………………………………………....20
2.3 Анализ результатов исследования ………………………………………....34
Заключение………………………………………………………………………3
Список литературы………………………………………………………………………39
В настоящее время технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Очень интересной представляется модель коррекции отклоняющегося поведения, разработанная и апробированная под руководством профессора Г.К. Селевко, доцента кафедры педагогики Ярославского технического университета, кандидата педагогических наук Ю.Ю.Черво. Я-концепция-система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе. Модель коррекции отклоняющегося поведения подростков охватывает все области жизнедеятельности ребёнка и включает три детерминированные подсистемы воздействия на личность:
-целенаправленное и
целесообразное с учётом
- вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности;
- воздействие на эмоциональную
сферу подростка (повышение
В условиях массовой школы применяется технология коррекционно-развивающенго обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции (выравнивания), которые охватывает более широкая технология - компенсирующего обучения.
Социально - педагогической реабилитацией и поддержкой детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов) занимаются в специальных учреждениях, где применяются технологии, включающие обучение по специальным программам, использование индивидуальных методов и специальных технических средств обучения, инвалидам оказываются различные психологические, медицинские и социальные услуги, создаётся соответствующая среда жизнедеятельности.
Существуют также
Специальное образование детей с особыми потребностями проводится в спецшколах и интернатах. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: неслышащие (глыхие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально- волевой сферы.
Технологию их образования (содержание, методы) разрабатывает специальная педагогика (дефектология). Кроме специалистов-педагогов, к учебно – вопитательно - реабилитационному процессу подключается целая команда специалистов - реабилитаторов : медики, психологи, социальные педагоги.
Особую группу детей с проблемами составляют дети, утратившие социальные связи с семьёй и школой, оставшиеся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию, подвергшиеся физическому или психическому насилию. Реабилитацией детей с нарушением социальных связей и отношений занимаются : органы социальной защиты; органы опеки и попечительства; специализированные учреждения социальной защиты, социально- реабилитационные центры; социальные приюты; центры занятости населения; органы культуры, физкультуры; отделы милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), учреждения временного содержания (детские приёмники), пенитенциарные (лат.корень - «раскаяние» учреждения; система здравоохранения; в системе образования действуют: советы профилактики, советы общественности; детские дома. интернаты для детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей: спец.учреждения для несовершеннолетних с девиантным поведением, нуждающихся в изоляции; УДО, центры психолого - педагогической помощи и медико- социальной помощи ( ППМС ); психолого педагогические консультации, центры экстренной психологической помощи.
Мы уже упоминали об исправительных учреждениях (колониях) для малолетних правонарушителей в России (В.Н. Сорока-Росинский. С.Т. Шацкий, М.М.Пистрак) накопили большой опыт. Широкую известность получила работа колоний им. М.Горького и им. Ф.Э.Дзержинского, которой руководил А.С.Макаренко. Например, в г. Хабаровске есть Центр социальной реабилитации А.Г. Петрынина - полный комплекс психолого - педагогической и медицинской реабилитации, включающий интернат, приют, общеобразовательную школу, ПТУ, кабинеты медико- педагогической помощи (врачами всех детских профилей). Подросток погружается в ситуацию выбора. Первый шаг он сделал, поступив в центр, затем выбирает себе деятельность. Кто-то только учится, а большинство получают ещё и профессиональную подготовку. Следующий шаг - выбор кружка или секции.
В г. Владивостоке находится Школа - интернат народного учителя РФ Н.Н. Дубинина В качестве главного пути в процессе исправления малолетних правонарушителей используется воспитание интереса к занятиям, к учению, что помогает подростку стать личностью. Без индивидуального подхода этого достичь невозможно, поэтому каждый из воспитанников вовлечён в какой-то из видов искусства: хор, пение, танцы, живопись.
Глава ΙΙ. Социально - психологическое исследование адаптации детей в детском доме.
2.1. Описание методов исследования.
Анкетирование – целенаправленный письменный опрос определяется как псевдобеседа в письменной форме.
Анкетирование необходимо для сбора информации, в процессе которого испытуемый не только отвечает на вопросы но и сообщает кое-какие социально –демонстрационные данные о себе.
Беседа – метод сбора
Сфера применения:
1. при первичном знакомстве на начальном этапе
2. при комплексном
изучении личности испытуемого:
3. как дополнительный способ при применении других способов исследования
4. на последнем этапе исследования беседа выступает в форме постэксперементальное интервью.
Успешность проведения беседы зависит от степени подготовленности, учета индивидуальных и возрастных особенностей, учет и место проведения, а так же такта проведения самого исследования. Правильно построенные и задаваемые вопросы, а так правильно построенная схема проведения и анализ результатов беседы помогают успешно провести сбор необходимой информации по заданной теме.
Таким образом, применение
данных методов помогли установить
доверительный контакт с испыту
2.2. Диагностика социально-
Социально- психологическое исследование адаптации детей проходило на базе МОУ «Детский дом «Радуга» г. Салехарда (Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей». В исследовании принимали участие 25 подростков в возрасте 13-15 лет. Исследования уровня социально-психологической адаптации детей подросткового возраста проходило в 3 этапа:
На констатирующем этапе было проедено исследование социально психологической адаптации подростков из МОУ Детский дом «Радуга».
Мы применили методику диагностики социально - психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.
Цель применения данной методики:
выявление степени
Методика диагностики
социально-психологической
Инструкция. В опроснике содержаться высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.
Прочитав или прослушав высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ на бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок от 0 до 6:
0 – это ко мне совершенно не относится;
1 – мне это несвойственно в большинстве случаев;
2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
3 – не решаюсь это отнести к себе;
4 – это похоже на меня, но нет уверенности;
5 – это на меня похоже;
6 – это точно про меня.
Выбранный вариант ответа отметьте на бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.
Детям были выданы бланки опросника, разъясненили инструкции и приступили к их заполнению после озвучения вопросов. Вопросы проговаривались в среднем темпе, что бы всем был понятен смысл вопроса, на ответ так же давалось некоторое время для обдумывания. После заполнялись бланки в соответствии с номером вопроса и ответа.
Проведенные исследования по
методике диагностики
Таблица 1. Адаптация
Уровень адаптации |
Количество испытуемых |
% |
Высокий |
- |
- |
Средний |
16 |
64% |
Низкий |
9 |
36% |
Из таблицы 1 видно, что адаптация у подростков проживающих в условиях детского дома в норме 16 человек (64%). У 9 подростков (36 %) – низкий уровень адаптации (дезадаптация). На наш взгляд это связано с нарушениями в эмоциональной сфере.
Таблица 2. Самопринятие
Уровень самопринятия |
Количество испытуемых |
% |
Высокий |
- |
- |
Средний |
21 |
88% |
Низкий |
3 |
12% |
Из таблицы 2 видно, что у 21 (88%) подростков качество самопринятия в норме, а у 3 (12%) подростков – низкий уровень. Такие подростки не умеют правильно оценивать себя, свои поступки, презирают себя за безволие, а сделать с собой ничего не могут.
Таблица 3. Принятие других
Уровень принятия других |
Количество испытуемых |
% |
Высокий |
||
Средний |
19 |
76 |
Низкий |
6 |
24 |
Из таблицы 3 видно, что у 19 (76%) подростков средний уровень «принятия других». Данная группа подростков общительная, у них добрые отношения с окружающими, они терпимы к людям и принимают каждого таким, какими являются все на самом деле, умеют налаживать отношения с окружающими. Другая группа 6 подростков (24 %) имеет низкий уровень «принятия
Таблица 4. Эмоциональная комфортность
Уровень эмоциональной комфортности |
Количество испытуемых |
% |
Высокий |
- |
- |
Средний |
16 |
64% |
Низкий |
9 |
36% |
Из таблицы 4 видно, что большинство (64%) подростков испытывают эмоциональный комфорт, они спокойны, нет ничего, что сильно бы их тревожило. 36% подростков испытывают эмоциональный дискомфорт. Данная группа подростков чувствует неуверенность в себе, они считают, что часто не могут собраться, взять себя в руки, т.е. организовать себя.
Таблица 5. Интернальность
Уровень интернальности |
Количество испытуемых |
% |
Высокий |
18 |
72 |
Средний |
5 |
20 |
Низкий |
2 |
8 |
Информация о работе Реабилитация подростков в условиях детского дома