Реабилитация подростков в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: выявить специфику реабилитации подростков в условиях детского дома и разработать рекомендации направленные на адаптацию подростков в детских домах и приютах.
Задачи данной курсовой работы:
Изучить состояние проблемы в педагогической, психологической и методической литературе.
Определить понятие реабилитация, раскрыть сущность реабилитации
Определить понятие педагогического общения, его значения в деятельности педагога.
Охарактеризовать процесс овладения навыками педагогического общения.
Провести исследование, направленное на выявление особенностей педагогического общения.
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.
Разработать рекомендаций, направленных на развитие профессионально – педагогического общения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность реабилитации…………………………………………………….7
1.2 Виды реабилитации………………………………………………………..8
1.3 Социально - психологический аспект подросткового возраста………10
ГЛАВА I I СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
2.1 Описание методов исследования…………………………………………..19
2.2 Диагностика социально – психологической адаптации детей в детском доме……………………………………………………………………………....20
2.3 Анализ результатов исследования ………………………………………....34
Заключение………………………………………………………………………3
Список литературы………………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая№2.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 5 видно, что 18 подростков с высоким уровнем (72%) внутреннего самоконтроля умеют  управлять собой и собственными поступками, самоконтроль для них не проблема. К ним присоединяются еще 5 подростков (20%), которые имеют средний уровень самоконтроля, но вполне справляются с умением управлять собой и собственными поступками.  Подростки с низким уровнем самоконтроля  2 человека (8%) – подолгу не могут принять решение, а потом сомневаются в его правильности, когда нужно что-то сделать, охватывает страх, что могут не справиться с проблемами.

 

 

 

 

Таблица 6. Стремление к  доминированию

 

Уровень стремления к  доминированию

Количество испытуемых

%

Высокий

5

20

Средний

12

48

Низкий 

8

32


 

Из таблицы 6 видно, что  при исследовании «стремления к  доминированию» у 5 (20%) подростков высокий  уровень. Такие подростки по натуре лидеры и умеют влиять на других, они не равнодушны к успеху и похвале.  У 12 человек (48%) выявлен средний уровень доминирования. Эти дети вполне смогут быть лидерами, но влияние некоторых причин не дают проявить эти качества, они также не равнодушны к успеху и похвале. У 8 (32%) подростков – низкий уровень. Они не всегда могут мыслить и действовать самостоятельно, но в тоже время, принимая самостоятельные решения, они не могут освободиться от влияния других людей.

 

Таблица 7. Лживость

 

Уровень лживости

Количество испытуемых

%

Высокий

                            

 
 

Средний

16

64

Низкий 

9

36


 

Из таблицы 7 видно, что  подростки с низким уровнем лживости не всегда выполняют свои обещания, иной раз любят прихвастнуть, не всегда говорят правду.

Таблица 8. Экспатизм (уход от проблем)

 

Уровень экспатизма

Количество испытуемых

%

Высокий

1

4%

Средний

22

88%

Низкий 

2

8%


 

Из таблицы 8 видно, что  большинство подростков (92%) умеют  самостоятельно принимать решения, разрешать различные проблемы. Лишь 2 (8%)  подростков с низким уровнем разрешения этих проблем. Они пасуют перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

Таким образом, проведенные исследования по методике диагностики социально-психологической  адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда  показали, что большая часть воспитанников МОУ «Радуга» имеют среднюю степень адаптированности. Эти дети могут решать самостоятельно  возникшие проблемы, они активны, общительны и доброжелательны к окружающим, имеют навыки самоконтроля и владения собой и своим поведением. Такие  дети испытывают эмоциональный комфорт, адекватно оценивают себя и свои поступки, в меру лживы и правдивы. У таких детей имеется больший потенциал к способности адаптироваться в современном взрослом мире. Но существует другая группа подростков,  которые имеют низкую степень адаптированности. Эти дети не всегда могут решать возникшие проблемы без посторонних, они часто испытывают эмоциональный дискомфорт, они менее общительны, плохо воспринимают других людей, чаще  идут на конфликтные ситуации. Эта категория детей не всегда адекватно оценивает себя, свои поступки и действия других. Они более агрессивны, не могут контролировать себя и свои поступки, они склонны быть ведомыми, т.е. часто попадают под чье-то влияние. Это влияние иногда имеет асоциальный характер.

На формирующем этапе эксперимента проводилась работа по программе  адаптации детей подросткового  возраста.

Проводили мероприятия согласно программе  разработанных мероприятий.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся

Содержание деятельности

Цель, задачи

Дата

Участники

1

Тренинговые занятия для подростков

- профилактика социально-психологической  дезадаптации школьников в новом  коллективе;

-создание благоприятного психологического  климата в классе

1-10 сентября

Психолог, ученики, соц. педагог, педагоги

2.

Индивидуальные или групповое  психологическое консультирование родителей

- психологические особенности  старшеклассников;

-проблема профессионального самоопределения

сентябрь

Психолог, родители

3.

Диагностика социально-психологической  адаптации учащихся

-изучение степени и особенностей  приспособления школьников к  новому школьному коллективу;

-сравнение реального статуса  ученика с содержанием психолого  –педагогического статуса 

октябрь

Психолог, соц.педагог, педагоги

4.

Углубленное диагностическое  обследование школьников для уточнения гипотез  о причинах нарушения

- изучение эмоционального состояния;

-выявления системы отношений;

октябрь

Психолог

5.

Психолого-медико-педагогический консилиум

-оценка психолого-педагогического  статуса ребенка;

-констатация вида и степени  выраженности отклонения в развитии;

-определение стратегии сопровождения,  путей решения проблем обучения  и личностного развития ребенка

октябрь

Администрация, психолог, соц. педагог, педагоги

6

Индивидуальная и групповая  коррекционо - развивающая работа с  детьми «группы риска»

-целостное воздействие на личность  ребенка;

-коррекция психологических проблем,  которые выявлены в обучении, поведении или внутреннем психологическом состоянии ребенка

По потребности

Психолог, соц. педагог

7

Развивающая работа с «психически  благополучными» детьми (психологические  часы, тренинги и др.)

-создание социально-психологических  условий для  целостного психологического  развития школьников

В течение года

Психолог, соц. педагог, педагоги

8

Психологическое консультирование родителей  детей «группы риска»

-рекомендации по преодолению  выявленных отставаний или нарушений  в психическом или личностном  развитии детей

По потребности

Психолог, соц. педагог

9

Индивидуальное и групповое  консультирование педагогов, классных руководителей

-разработка и реализация психологически  адекватных программ обучения  и воспитания школьников;

-преодоление школьной дезадаптации

По потребности

Психолог, соц. педагог.

10

Психологическое просвещение родителей (родительские собрания, клубы, тренинги)

-создание ситуации сотрудничества, формирование установки ответственности  родителей по отношению к проблемам  школьного обучения и развития  ребенка

В течение года

Администрация, психолог, соц. Педагог

11

Работа по запросам (просвещение, консультирование, диагностика, диспетчерская работа)

-проверка запроса на обоснованность;

-выдвижение гипотезы о причинах  проблемы;

-выбор тактики сопровождающей  работы

По потребности

Психолог, соц.

педагог

12

Диагностика детей «группы риска»

-отслеживание динамики развития, эффективности коррекционной работы

апрель

Психолог, соц.

педагог

13

Итоговый психолого-медико –педагогический  консилиум

-оценка актуального состояния  учащихся и динамики предыдущего развития;

-выработка общей линии дальнейшего  обучения и воспитания

Апрель,

май

Администрация, психолог, соц.педагог,

педагоги

14

Профессионально-аналитическая деятельность

- разработка коррекционных и  развивающих занятий для учащихся;

-статистический анализ информации;

-составление рекомендаций для  учителей и родителей по коррекции  нарушений у детей;

-планирование психодиагностических  исследований, корректный подбор  методик, интерпретация данных;

-участие в работе педсоветов, семинаров, совещаний и т. д.

В течение учебного года

Психолог,соц. педагог.


 

Задачей социальной работы детского дома является не только решение социальных проблем, но и педагогическая работа по преодолению негативных тенденций  в психике, обусловливающий асоциальные  варианты адаптации. Работа была направлена на содействие к переходу из состояния дезадаптации к более позитивным формам социального приспособления. Для решения целей и задач социальная работа планировалась и проводилась по следующим направлениям:

1. Деятельность по обеспечению социальной помощи и защите прав несовершеннолетних.

Технологии социально- правовой защиты:

- работа со школами и учебными  заведениями;

- деятельность по трудовой адаптации;

- профориентация;

- правовая защита воспитанников.

2. Предупредительно профилактическая работа с воспитанниками.

Технологии предупредительной  работы:

- индивидуальная и групповая  работа с воспитанниками;

- профилактика правонарушений;

- приобщение к культуре через  досуг;

- организация среды общения.

3. Работа с документацией  (согласно установленной номенклатуре дел по вопросам социальной работы).

4. Взаимодействие со службами  и ведомствами г. Салехарда  (Управление образования, ГОВД, военный  комиссариат, УТСЗН, ЦЗ, СЖСЖ, БТИ  и т. п.)

5. Работа с выпускниками.

Технологии работы:

- патронаж (до 23 лет) по месту  жительства;

- посещение училищ, ССУЗов, ВУЗов,  в которых выпускники продолжают  обучение;

- помощь при трудоустройстве.

6. Работа с родителями и родственниками  воспитанников.

Технологии работы:

- индивидуальные беседы;

- собрания родственников;

- консультации и оказание посильной  помощи родителям, желающим восстановиться  в родительских правах, родственникам,  желающим оформить опеку.

В течение всего учебного года социальные педагоги работают в  тесном контакте с воспитателями  и педагогом-психологом детского дома. Проводились консультации воспитателей по вопросам адаптации воспитанников, совместно организовывалась работа по профилактике правонарушений среды воспитанников. Ежегодно в детском доме проводятся педагогические советы совместно с педагогическими работниками школ, в которых обучаются дети детского дома. 

Исходя из вышеизложенного, в целях улучшения и совершенствования  работы социальной службы детского дома в 2011-2012 учебном году  решались следующие задачи:

      • Повышали качество проводимых мероприятий предупредительно-профилактического характера;
      • Активнее привлекали воспитанников в работе кружка «Подросток»;
      • Организовали более тесное взаимодействие социальных педагогов и психолога, создав социально-психологическую службу для улучшения качества проводимой работы;
      • Усилили работу по розыску родственников, которые могли бы принять в семью ребенка.
      • Усилили профориентационную работу с воспитанниками, увеличив число экскурсий в различные учреждения, проводя больше практических занятий в ознакомлении с миром профессий;
      • Организовали более тесное взаимодействие социальных педагогов и медицинских работников детского дома.

Главной целью учебно-воспитательной работы воспитанников является формирование всесторонне развитой, общественно  активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем воспитанникам, в том числе и к подросткам с девиантным поведением. Однако учебно-воспитательная работа с воспитанниками обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.

Перевоспитание воспитанника – это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного развития личности, и одновременно ослабевают отрицательные тенденции.

С целью выявления  индивидуальных особенностей развития воспитанников детского дома  проводится работа  по следующим направлениям:

-диагностическая работа;

-коррекционно – развивающая;

- профилактическая;

-консультативная.

Проводится  диагностическое обследование детей по следующим диагностикам:

1. Особенности отношения  к себе.

 Методика Б.Лонга  (самооценка)

Методика В.Т.Шура. Лесенка. (самооценка)

Методика Дембо- Рубинштейна (самооценка)

Социально- психологический  опросник К.Роджера.

Анкета интересов.

2.Познавательные процессы.

Уровень внимания. Методика С.Л. Кабыльницкой.

Произвольность внимания. Методика Мюнстербарга.

Умственная работоспособность. Счёт по Крепелину.

Методика для определения  умственного развития детей 7-9 лет. Замбицявичене. Тест Равенна.

По итогам диагностического обследования проводился педсовет совместно  с учителями школ, а также психолого  – медико-педагогический консилиум, где вырабатывались общие мероприятия  по воспитанию, обучению и лечению  детей данного учреждения. Проводились индивидуальное консультирование педагогов по результатам обследования, давались общие рекомендации. Также заполнялись дневники индивидуального сопровождения на каждого ребёнка, где описаны все результаты обследования.

На основе диагностического обследования составлялась коррекционно - развивающая работа с детьми: «Детская гиперактивность и агрессивность». Главное внимание уделялось:

-развитию внимания  ребёнка;

-тренировка психомоторных  функций;

-развитию способности   понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё;

-коррекция поведения  с помощью игр.

Следующим этапом работы является профилактическая работа со старшими воспитанниками по теме: «Я и  мой выбор». Главными задачами на этом этапе работы были:

- сформировать умение  видеть ситуацию глазами другого  и навыки взаимодействия с  людьми;

- сформировать ответственное  отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать  свои возможности;

-сформулировать чувство  уверенности, снизить уровень  тревожности.

Все результаты диагностической  работы  отражаются в дневниках  индивидуального сопровождения  детей, дает рекомендации воспитателям (по результатам диагностического обследования), составляются коррекционные программы  по преодолению выявленных нарушений на каждого ребенка, поступившего в детский дом, разрабатывается методика, согласно его возрасту и психическому состоянию с подключением программы «Коррекция синдрома дефицита внимания методом ЭЭГ бета – стимулирующего тренинга».

На каждого ребенка, с момента поступления в детский дом заводится и ведется папка «Советы психолога», где накапливается материал для написания психологического портрета при передаче ребенка далее в другие реабилитационные центры или детские дома, если это необходимо.

На  контрольном этапе  было проведено повторное  исследование адаптации подростков по методике диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.

В ходе  исследования были получены следующие результаты.

Таблица 1. Адаптация

Уровень адаптации

Количество испытуемых

%

Высокий

1

4

Средний

16

64%

Низкий 

8

32%

Информация о работе Реабилитация подростков в условиях детского дома