Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального образования. Результатом кардинальных изменений в начальном образовании явилось многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности.1
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Содержание

I. Введение 3

II. Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания 8
2.1. Характеристика кейс-технологий 8
2.2. Дидактические принципы и условия организации обучения с использованием кейс-технологий 10
2.3. Методы кейс-технологий 12
2.4. Организация работы по кейс-технологии 20
III. Заключение 21
IV. Литература 23
V. Приложения 24

Вложенные файлы: 1 файл

кейс,Бережнова.docx

— 1.37 Мб (Скачать файл)

 

I. Введение 3


II. Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания 8

2.1. Характеристика кейс-технологий  8

2.2. Дидактические принципы и условия организации обучения с использованием кейс-технологий 10

2.3. Методы кейс-технологий 12

2.4. Организация работы по кейс-технологии 20

III. Заключение 21

IV. Литература 23

V. Приложения 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, подобно  оракулу Аполлона, а, будучи всего  слабым смертным, укажу только правдоподобные предположения» 
Цицерон.

  1. Введение

За последние  десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей  российского начального образования. Результатом кардинальных изменений  в начальном образовании явилось  многообразие учебно-методических комплексов и отдельных учебных пособий, авторских методических систем и  педагогических технологий. Педагоги получили право на свободу их выбора и использование в практической деятельности.1

Данный  подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его  индивидуальных способностей, а также  позволяет значительно упрочнить  знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные  условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

 Одной  из новых форм эффективных  технологий обучения является  проблемно-ситуативное обучение  с использованием кейсов . Внедрение  учебных кейсов в практику  российского образования в настоящее  время является весьма актуальной  задачей. 

 Кейсовая  технология (метод) обучения –  это обучение действием. Суть  кейс–метода состоит в том,  что усвоение знаний и формирование  умений есть результат активной  самостоятельной деятельности учащихся  по разрешению противоречий, в  результате чего и происходит  творческое овладение профессиональными  знаниями, навыками, умениями и развитие  мыслительных способностей.

Кейс-технологии – это не просто методическое нововведение,  их распространение напрямую связано  с изменениями в современной  ситуации в образовании. Можно сказать, что они направлены не столько  на освоение  конкретных знаний, или  умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала

Технологии  не разрушают «традиционную» систему  деятельности, а преобразовывают  ее, сохраняя все необходимое для  реализации новых образовательных  целей.

Концепцию «учения через деятельность»  предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через  обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления  трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

Теоретической основой кейс-технологий является общая  теория деятельности, разработанная в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) на основе трудов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Методические основы кейс- технологий на современном этапе освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А. В. Хуторского, Л.В.  Рейнгольд, М.В.Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой (Приложение 1).

Деятельностный  подход не противостоит компетентностному  подходу, а напротив,  интегрирует  его лучшие достижения, как в педагогической науке, так и в практике обучения.

Активность  обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения –  знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской  деятельности.

Все сказанное  придает особую актуальность вопросу  реализации деятельностного подхода  в обучении истории и обществознанию через кейс-технологии.

Объект: учебно-воспитательный процесс

Предмет: кейс-технологии на уроках истории и обществознания

Гипотеза: системное применение кейс-технологий на уроках истории и обществознания, способствует развитию мыслительных процессов и ключевых компетентностей обучающихся

Цель: развитие ключевых компетентностей обучающихся на основе кейс-технологий

Задачи:

  • Формировать предметные умения и навыки, необходимые  для успешного решения учебных  и практических  задач, продолжения образования.
  • Формировать активную личность, мотивированную к самообразованию, обладающую достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
  • Развивать навыки практического использования концептуальных схем и схем анализа практических ситуаций.
  • Развивать ключевые компетенции (коммуникативные, познавательные, регулятивные) посредством работы с кейсом.

Сроки реализации: 2009 – 2016 г.г.

Проект основан  на следующей ресурсной базе:

  1. Нормативно – правовая  база Проекта: 
    • Конвенция о правах ребёнка, Конституция Российской Федерации, закон РФ «Об Образовании»;
    • Государственный стандарт и программы по истории и обществознанию;
    • Федеральный перечень учебников;
    • Устав, учебный план, программа развития школы;
    • Рабочая программа.
  2. Мотивационная и информационная база Проекта:
  • Реализация личностно-деятельностного подхода и развитие ключевых компетентностей обучающихся;
  • Статистические данные по истории и обществознанию МБОУ СОШ № 2

  3. Организационная база Проекта:

  • Проект реализовывается  на базе МБОУ СОШ № 2.

 4. Научно -  методическая база Проекта:

    • УМК по истории и обществознанию;
    • Кейс-пакеты по предметам;
    • ЭОР, ЦОР и банк презентаций по предметам.

При реализации проекта учитываются возможные  риски:

Риски

Минимализация рисков

Неготовность обучающихся к новым  требованиям и формам работы

Создание ситуации успеха, субъектный подход

Неумение обучающихся  формулировать  проблему как противоречие

Пояснение о возможных формах фиксации проблемы и выбор наиболее приемлемых

Стереотипная установка обучающихся  на получение решения проблемы от учителя

Включение учащихся в процесс анализа  ситуации, задание определенных норм работы для получения качественного  результата

Субъективизм информационной базы кейса

Самообразование учителя, владение базовыми знаниями по структуре кейса и  его источникам

Возможность потери контроля над учебным  процессом

Использование методов активного  обучения и приемов стимулирования творческого мышления


Результатом технологии являются не только знания, но практические умения и навыки овладения  технологией.

Несомненным достоинством ситуационного анализа  является развитие системы ценностей  учащихся, профессиональных позиций, жизненных  установок на преобразовательную деятельность.

Технология  успешно преодолевает «сухость»  традиционного метода обучения-отсутствия яркой эмоциональной окраски  учебного процесса, а также творческой деятельности.

Кейс-технологии  имеет очень широкие образовательные  возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании  кейса можно разделить на две  группы – учебные результаты – как результаты,  связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия,  реализованные личные цели обучения.

Учебные

Освоение  новой информации

Освоение методов сбора  данных

Освоение методов анализа

Умение работать с текстом 

Соотнесение теоретических  и практических знаний

Образовательные

Создание авторского продукта

Образование и достижение личных целей 

Повышение уровня профессиональной компетентности

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем 


Предполагаемый  результат реализации моего проекта:

Критерий

Показатель

Прогнозируемый уровень

Обученность обучающихся

Результаты:

предметные

метапредметные

личностные 

  • Уровень развития предметных и метапредметных компетенций выше среднего.
  • Готовность личности к самореализации

Методическая компетентность учителя

Авторская разработка уроков, методических рекомендаций

  • Выпуск методического пособия по использованию кейс-технологий на уроках истории и обществознания.
  • Создание кейс-копилки.

Взаимодействие участников образовательного процесса

Диагностические исследования педагога-психолога 

Комфортное межличностное взаимодействие

Мотивация к изучению предмета

Диагностические исследования педагога-психолога, участие в олимпиадах, конкурсах 

Повышение мотивации 


 

II. Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания

2.1. Характеристика кейс – технологий 

Кейс  – метод обучения зародился в  Гарвардской школе бизнеса в  начале XX в. В 1920 г. После издания  сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе  была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние  годы кейс-методы обучения нашли широкое  применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Кейс-технологии  или анализ  конкретных ситуаций (от англ. сase - ситуация, случай) –метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов). Кейс-технологии – это группа образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Это интерактивные методы обучения, позволяющие взаимодействовать всем обучающимся, включая учителя.

Кейс-технологии – это технологии решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию.

Главный акцент при использовании иехнологий анализа конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления,  которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.

Опыт  использования кейс-технологий при  обучении показал его высокую  эффективность с точки зрения:

    • развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
    • научения технологиям выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);
    • актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
    • эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
    • разрушения стереотипов и штампов и организации поиска верного решения;
    • стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
    • повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

2.2. Дидактические принципы и условия  организации обучения с использованием  кейс-технологий (Приложение 3)

Информация о работе Реализация кейс-технологий на уроках истории и обществознания