Реализация принципов обучения на уроках в профессиональных лицеях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать дидактические основы реализации принципов обучения на уроках в профессиональных лицеях.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- изучить теоретическую реализацию принципов обучения;
- разработать методику преподавания в профессиональных лицеях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЯХ
1.1 ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЯХ
2.1 КАЛЕНДАВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.2 ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

2введение_0.doc

— 621.50 Кб (Скачать файл)

- принципы управления деятельностью воспитанников – сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников, сознательности и активности учащихся; сочетания уважения с разумной требовательностью к воспитаннику; опоры на положительное в человеке, согласованности требований п, семьи и общественности, сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности обучения, учета возрастных и индивидуальных проф. лицея особенностей, прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Каждый из этих подходов оправдан соображениями как можно более  глубокой характеристики понятия, раскрывающего  суть отношений между субъектами педагогического процесса и основы технологии решения педагогических задач. Отношение к совокупности принципов обучения и воспитания может развиваться в двух направлениях:

1) в направлении формулирования  и введения в систему всё  новых и новых основоположений  при возникновении сколько-нибудь  существенных изменений в  педагогическом процессе (в том числе его материально-технического оборудования);

2) в направлении расширения, углубления  и усложнения требований тех  положений, которые стали традиционными,  и введения новых только в  случае абсолютной невозможности  соотнесения новых условий с принятыми и действующими принципами.

Если учесть, что, во-первых, обучение имеет воспитывающий характер, а  воспитание включает в себя элементы обучения и, во-вторых, что принципы являются ориентирами для планирования, организации и анализа практики обучения и воспитания, что они должны направлять действия воспитателей, то этих направляющих положений не должно быть много. Человек (специалист), руководствующийся в своей повседневной деятельности определёнными положениями, должен их постоянно удерживать в сознании, ориентироваться на них. Если же их слишком много, возможно ли пользоваться ими как рабочими инструментами? Кроме того, если понятия и сами процессы обучения и воспитания трудно разделить в мышлении и на практике, то обязательно ли выделять принципы обучения и воспитания, особенно в условиях продолжающейся интеграции этик принципов на основах идей деятельностного, личностного подходов в обучении и воспитании и гуманизации педагогического процесса?

Система общественных отношений, педагогическая наука в лице её наиболее талантливых представителей формулируют принципы обучения и воспитания, раскрывающие пути достижения цели формирования личности в соответствии с общественным идеалом. А педагогическая система и конкретные учителя, воспитатели воспринимают эти принципы и реализуют их требования в меру своих индивидуальных возможностей и в зависимости от требовательности системы и всего общества к исполнению этих основоположений.

Таким образом, принципы как категория  педагогики, отражающая реалии существующего педагогического процесса, имеют исторический, переходящий, даже субъективно-личностный характер. Но в таком случае возникает вопрос: как же просуществовали и остались действенными более трех веков принципы Коменского? За это время кардинально изменились общественные отношения, условия осуществления педагогического процесса, а требования наглядности, систематичности, сознательности и активности, доступности и другие остались не менее актуальными, чем прежде?

Во-первых, гений великого гуманиста Я.А.Коменского на века опередил свое время в понимании сути подлинно человеческих отношений не только в образовательно-воспитательной системе, но и в общественных отношениях вообще [8]. С позиций подлинного гуманизма и глубокого понимания технологии осуществления педагогического процесса основоположник педагогики сформулировал принципы, которые и сейчас организуют и регулируют профессиональное мышление и действия воспитателей, и тем самым через века послал свой бесценный дар современном проф. лицее и науке. Не все сформулированные великим педагогом принципы получили сразу всеобщее одобрение и широкое распространение. Некоторые и сейчас с трудом пробивают себе дорогу, как в практике отдельных воспитателей, так и целых воспитательных систем.

Во-вторых, требования принципов Я.А.Коменского все-таки не остались неизменными [3]. Новые возможности материально-технического оборудования педагогического процесса, его организации в изменяющихся условиях, повышения требований к личности в плане ее соответствия уровню развития науки и техники и тому подобное обусловили иное, в той или иной мере особенное понимание требований классических принципов и особенно путей реализации их требований [9]. Формулируются и новые принципы, отвечающие требованиям нового времени. Например, принцип научности, принцип воспитания в коллективе, принцип ролевого участия и др [10].

В наибольшей степени принципы зависят  от цели воспитания. Выраженная в практическом, рабочем отношении и содержании образования и воспитания общая цель воспитания является тем императивом, который определяет характер и содержание системы принципов обучении и воспитания. Их требования реализуются через формы учебно-воспитательной работы как определенное сочетание средств и методов, обеспечивающих освоение воспитанниками содержания образования и воспитания, и достижение тем самым цели воспитания. Таким образом, требования принципов определяют, в каких организационных формах должен осуществляться педагогический процесс, чтобы пути освоения содержания образования были наиболее рациональными и чтобы его освоение обеспечивало достижение цели воспитания.

Если рассматривать принципы более  подробно, то я бы рассмотрел, несколько  самых известных важных и эффективных, по моему мнению, дидактических принципов: целенаправленности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, учёта возрастных и индивидуальных различий и другие, имеющие универсальное значение, независимо от видов и форм подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.

1.3 Классификация принципов  обучения

 

Далее подробно рассмотрим основные принципы обучения.

1. Принцип целенаправленности.

Суть его требований в том, что  вся воспитательная и учебная  работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу. В воспитании не должно быть бесцельных мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего усовершенствования личности.

Требования этого принципа успешно  реализуются при выполнении следующих правил:

1) планировать учебно-воспитательную  работу как путь достижения  общей цели воспитании;

2) вести воспитание на основе  формирования у воспитанника  идеала (индивидуальной цели) соответствующего  общей цели;

3) определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели;

4) подготовку и проведение каждого  мероприятия осуществлять на  основе системного подхода к  решению задач обучения и воспитания.

Следующий не менее важный принцип- принцип научности.

2. Принцип научности.

Учащиеся, усваивают прочно установленные  в науке положения на уровне современных  достижений, а преподаватели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем научного доказательства, вовлечения воспитанников в деятельность по решению познавательных задач и в научно-поисковую деятельность. Важность этого принципа удачно комментировал писатель-фантаст А. Азимов. Он писал: «Научное обоснование - вовсе не единственный путь к истине. Откровение, интуитивное постижение, ослепительное прозрение и бесспорный авторитет - все они ведут к истине более прямым и более надежным путем». И велик соблазн для учителя вести учеников к истине самым коротким путем; силой своего авторитета и авторитета великих ученых утверждать истину в сознании учеников. Но этот путь не лучший: ни один из этих «альтернативных» путей к истине не «принуждает». Научные же доказательства заставляют людей чувствовать «… принудительную необходимость согласиться с выводами, даже если поначалу они испытывали сильное сомнение в существе вопроса»[5].

Для выполнения требований этого принципа и обучении и воспитании необходимо учитывать следующие правила:

1) при изучении объекта необходимо использовать язык науки, предметом которой он является;

2) изучать явления природы и  общественной жизни в их развитии, в динамике; раскрывать диалектику  общественных и природных явлений; 

3) обеспечивать правильное восприятие изучаемых объектов;

4) в ходе обучения (воспитания) демонстрировать учащимся логику возникновения и развития научного знания;

5) раскрывать учащимся перспективы  развития науки и возможность  их участия в научных исследованиях  - в настоящем и будущем.

При этом обучение и воспитание должно вестись простым, доступным языком - это одно из основных правил принципа доступности.

3. Принцип доступности.

Означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитание, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.

Правила, которые следует выполнять  для реализации требований доступности:

1) объяснять простым, доступным  языком;

2) излагать новое, связывая его с известным:

3) изучая новый материал, начинать его рассматривать на примерах, близких опыту учащегося;

4) разбирать с учащимся важнейшие  и наиболее трудные места учебника;

5) не превышать норм объема домашних заданий.

Я. А. Коменский провозгласил следующие  четыре правила доступности: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; oт простого к сложному; от близкого к далекому [3].

Однако нельзя всё обучение проводить  на одних «словах». В Обучении особое место занимает использование примера как один из путей реализации принципа наглядности.

4. Принцип наглядности.

Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Я. А Каменский сформировал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания [3]. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами», в соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в проф. лицеях.

По моему лучше всех сформулировал  сущность этого принципа в 50-е гг. XX в. Л.В. Занков в положениях о четырех формах соотношения наглядности и слова учителя в обучении:

- ученик, изучая наглядный образ (схему, изображение объекта), сам находит нужные сведения. Учитель руководит наблюдением ученику, обращает его внимание на существенные признаки;

- учитель сообщает сведения об изучаемом объекте, иллюстрируя их справедливость показом наглядного пособия;

- при изучении связей между явлениями ученик в ходе наблюдения (выполнения лабораторной работы) сам обнаруживает эти связи, учитель при помощи слова ведет учащихся к осмысливанию связей;

- учитель сообщает о связи между явлениями и иллюстрирует их наличие показом [11].

В этих случаях при использовании  одних и тех же пособий принципиально  неодинаковы пути получении знаний учащимися: в первом и третьем случаях они приобретают знания путем собственной мыслительной и практической деятельности, имеющей характер поисковой; во втором и четвертом случаях они получают знания в готовом виде от учителя, и их деятельность выражается в основном в запоминании и понимании сообщаемых им знаний [11].

5. Принцип сознательности и активности.

Принцип сознательности и активности  учащихся в обучении требует обеспечения  осознанного усвоения знаний путем  активной деятельности учащихся по их приобретению. К.Д. Ушинский, развивая представления Я.А.Коменского о сознательности и активности в обучении, писал. «Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь»[4, 8].

Современные исследователи проблем  активизации учебно-воспитательного  процесса рассматривают три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации учения рекомендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся [12].

Реализации требований этого принципа способствует соблюдение следующих правил:

- всё, что дети могут усвоить сами, они должны усваивать самостоятельно;

- учитель должен возможно шире использовать методы проблемного обучения;

- при решении педагогических задач нужно побуждать детей 
делать сравнения, сопоставлять новое с известным;

- следует использовать увлекательные факты из истории науки, 
жизни ученых и общественных деятелей;

- необходимо привлекать внимание учащихся к практической 
деятельности по применению знаний в различных ситуациях;

- раскрывать связи между учебными проблемами и проблемами настоящей науки;

- развивать внутренние стимулы активности (потребность в 
знаниях, интерес к ним, чувство ответственности, долга),

- само обучение вести энергично, поддерживая оптимизм учащихся и уверенность в успехе;

Информация о работе Реализация принципов обучения на уроках в профессиональных лицеях