Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:29, курсовая работа
Цель исследования: разработать дидактические основы реализации принципов обучения на уроках в профессиональных лицеях.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- изучить теоретическую реализацию принципов обучения;
- разработать методику преподавания в профессиональных лицеях.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЯХ
1.1 ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ
2 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЯХ
2.1 КАЛЕНДАВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.2 ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Коллектив - динамичное объединение. В своем развитии он проходит три стадии – этапа [18].На первой стадии требования к воспитанникам предъявляет воспитатель, он организует и деятельность по реализации этих требований на основе увлечения воспитанников ближней, средней и дальней перспективами-целями (система перспективных линий).
На второй стадии требования к коллективу предъявляет сформированный актив - органы самоуправления, которые организуют деятельность воспитанников. Позиция воспитателя становится скрытой, создаются условия для реализации принципа параллельного действия, когда воспитатель воздействует на коллектив через органы самоуправления, влияющие на воспитанников в том же направлении, что и воспитатель.
На третьей стадии развития коллектива актив существенно расширяется за счет многообразия видов деятельности, отношений внутренних и внешних, за счет повышения активности всех членов коллектива. Большое значение на этом этапе приобретают традиции - устойчивые формы коллективного реагирования на определенные жизненные ситуации (праздники, шефство, благотворительные акции. форма отношений между членами коллектива и др.).
В 70-е гг существенный вклад в теорию коллектива был сделан Л.И.Новиковой [19]. Она предложила рассматривать стадии развития коллектива в зависимости от степени его влияния на формирование и индивидуальности: первая стадия - создание формальной структуры коллектива под прямым влиянием воспитателей; вторая - стадия массового воспитания вследствие принятия всеми общих целей и норм отношений; третья - стадия индивидуального воспитания в условиях развитой неформальной структуры, обеспечивающей удовлетворение индивидуальных запросов каждого.
Против принципа воспитания в коллективе высказано немало возражений, особенно сторонниками личностно ориентированного воспитания, представителями экзистенциализма и другими. По их мнению, коллектив нивелирует личность, препятствует развитию индивидуальности, и лишь в условиях тоталитарных режимов идея коллектива может приобрести признание. Однако наблюдательные представители даже «рыночной» идеологии давно пришли к выводу о высокой воспитательной1 ценности коллектива.
Например, Ф.У. Тейлор, один из основоположников теории научной организации труда в условиях капиталистических отношений, писал в начале XX в.: «Приходит время, когда все великие достижения будут осуществляться путем такого коллективного сотрудничества, где каждый отдельный человек осуществляет те функции, для которых он наилучшим образом приспособлен, где каждый человек сохраняет свою собственную индивидуальность и является непревзойденным в своей частной функции, где ни один человек ничего не утрачивает из своей оригинальности и надлежащей личной инициативы, но все же каждый работает под контролем и в гармонической сотрудничестве со многими другими»[20]. Значит, дело не в идеологии, а в объективном соответствии общественной сущности человека тем условиям, которые создаются в коллективе для развития его природных задатков, для формирования и развития индивидуальности.
11. Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника.
Требования этого принципа могут быть рассмотрены и в структуре принципа гуманистическом целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма, признание личности как ценности, уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации собственных прав личности, так и обеспечения прав и свобод других членов общества.
Однако в современных условиях (как и в любых других, кроме условий идеального общества) есть необходимость выделения самостоятельного принципа единства требовательности и уважения к воспитаннику: чем определяются характерная для исторического периода и условий жизни мера требовательности к воспитаннику и степень приоритетности притязании индивидуальности на личное и общественное признание. Любовь воспитателя к воспитаннику приобретает подлинную воспитательную ценность лишь в сочетании с разумной требовательности к нему. Мера же последней определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания.
В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С.Макаренко и его афоризме: как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему [18]. Последовательная реализация этого принципа связана с выполнением правила опоры на положительное: в воспитании основой должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) отрицательных.
Обучающиеся сами не воспринимают серьезно нетребовательных преподавателей. Ведь требовательность - это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Обучающиеся готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним педагога, если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах. Доверие, открыто проявляемое, и контроль (ненавязчивый), следование методике применения метода требования важные условия реализации этого принципа.
2 Методика преподавания в профессиональных лицеях
Календарно-тематический план – это документ, по которому педагог дополнительного образования работает в творческом объединении. Составляется он на основе образовательной программы, гарантирует ее выполнение и не допускает перегрузок обучающихся.
Календарно-тематический план состоит из двух частей:
В структуру календарно-
Занятия по трудовому
Правила поведения в учебных мастерских:
1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
- являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
- иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
- в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место.
2. Строго соблюдать правила
3. Содержать в чистоте и порядке
рабочее место. Бережно
4. После урока убрать рабочее место и сдать их учителю.
Основным оборудованием
Инструменты на верстаке должны лежать так, чтобы ими было удобно пользоваться. В зажиме столярного верстака используется винтовой механизм. С его помощью вращением рукоятки ходового винта, которое вызывает перемещение прижимного бруска, можно закреплять или освобождать обрабатываемую деталь. Высота крышки столярного верстака от пола должна соответствовать росту работающего. Проверить это соответствие можно так. Встаньте у верстака и положите ладони вытянутых рук на крышку. Если при этом вам не приходится наклоняться или сгибать руки, то высота крышки установлено правильно [21].
Процесс оптимального планирования учебного процесса включает обязательные процедуры анализа, систематизации, унификации, оптимизации информационных потоков, форм учебно-методических документов и процессов по их обработке с завершающей процедурой.
В таблице 1 представлен календарно тематический план по спец.технологии специальности «Станочник широкого профиля». На первое полугодие всего 34 часа, по 2 часа в неделю.
Таблица 1 - Календарно-тематический план спец.технологии «Станочника широкого профиля»
Дата |
Тема и краткое содержание материала, изучаемого на уроке |
Цель урока |
Тип урока |
Объект труда |
Самостоятельная работа учащегося. Виды контроля знаний |
Межпредмет-ные связи |
Материально-техническое оснащение |
Лит-ра |
I полугодие |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
07.09.11 |
Тема 1. Введение. Ознакомление с квалификационной характеристикой, программой спец.технологии и производственного обучения. |
Ознакомиться с программой спец.технологий и производственного обучения |
Урок усвоения новых знаний |
Квалификационная |
Самостоятельное изучение и конспект темы: квалификационная характеристика |
Валеология, охрана труда |
Квалификационная |
26,с.9 32,с.5 |
14.09.11 |
Тема 2 Гигиена труда производственная санитария и профилак-тика травматизма. Личная гигиена учащегося. |
Пояснить о важности гигиены труда при работе на металлорежущих инструментах |
Урок усвоения новых знаний |
Гигиена труда, Личная гигиена. |
Самостоятельное изучение и конспект темы: Личная гигиена учащихся. |
Валеология, охрана труда |
ИКТ |
31,с.6 |
21.09.11 |
Тема 2 Гигиена труда производственная санитария и профилак-тика травматизма. Санитарные требова-ния к рабочим поме-щениям. |
Углубить знания о производственной санитарии, профилактике санитарии |
Комбинированный урок |
Рабочие помещения. |
Определить значение режима труда и отдыха. |
Валеология, охрана труда |
Справочник ИКТ |
26,с.11 33,с.8 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
28.09.11 |
Тема 2 Гигиена труда производственная санитария и профилак-тика травматизма. Профессиональные заболевания и произ-водственный травматизм |
Объяснить опасность последствия при неправильном обращении со станками и др.инструментами |
Урок систематизации и обобщения знаний |
Травмы и заболевания. |
Гигиена труда при работе на металлоружущих станках. Опрос по теме: производственный травматизм |
Валеология, охрана труда, медицина |
Справочник |
32,с.10 33,с.12 |
5.10.11 |
Тема 3. Сведения о токарной обработке. Организация рабочего места токаря. |
Дать начальное представление о организации рабочего места токаря |
Урок усвоения новых знаний |
Учебная мастерская |
Самостоятельное изучение темы: рабочее место станочников. Конспект по данной теме. |
Токарное дело |
Справочник |
26,с.23 31,с.15 33,с.18 |
12.10.11 |
Тема 3. Сведения о токарной обработке. Общие сведения о станках токарной группы. |
Дать начальное представление о станках токарной группы |
Урок усвоения новых знаний |
Станки токарной группы. |
Конспект, опрос по пройденной теме. |
Токарное дело |
Справочник, станок |
32,с.34 33,с.28 |
19.10.11 |
Тема 3. Сведения о токарной обработке. Обработка заготовок на станках токарной группы цилиндрических и торцевых поверхностей |
Способствовать изучению теории об обработке заготовок на станках |
Комбинированный урок |
Наружные цилиндрические и торцевые поверхности |
Выбор количества переходов
и глубины резания для |
Токарное дело, черчение, начертательная геометрия |
ИКТ Наглядные пособия |
26, с.55 31, с.40 32, с.55 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||
26.10.11 |
Тема 3. Сведения о токарной обработке. Методы обработки цилиндрических поверхностей |
Объяснить методы обработки цилиндрических поверхностей |
Применение знаний на практике |
Цилиндрические поверхности. |
Выбор режимов резания по справочнику для конкретных видов обработки. |
Токарное дело, черчение, начертательная геометрия |
Справочник. Наглядные пособия |
31, с.53 32, с.69 33, с.67 | ||
2.11.11 |
Тема 3. Сведения о токарной обработке. Методы обработки торцевых поверхностей |
Объяснить методы обработки торцевых поверхностей |
Применение знаний на практике |
Торцевые поверхности. |
Выбор режимов резания по справочнику для конкретных видов обработки. |
Токарное дело, черчение, начертательная геометрия |
Справочник. Наглядные пособия |
31, с.53 32, с.69 33, с.67 | ||
9.11.11 |
Тема 3. Сведения о токарной обработке.Общие сведения о резьбах. Назначение и виды крепежных резьб. Основные элементы резьбы. |
Овладеть знаниями о нарезании крепежных резьб |
Комбинированный урок |
Крепежные резьбы. |
Применяемые резцы в процессе вытачивания навыков в отверстии. Реферат на тему «Резец» |
Токарное дело, черчение, начертательная геометрия |
Справочник. Наглядные пособия |
26, с.65 31, с.60 32, с.73 | ||
16.11.11 |
Тема 3. Сведения о токарной обработке.Методы нарезки крепежных резьб плашками и метчиками на токарном станке. |
Закрепить знания о нарезании крепежных резьб |
Комбинированный урок |
Крепежные резьбы, плашки, метчики. |
Применяемые резцы в процессе вытачивания канавок в отверстии. Опрос по пройденной теме |
Токарное дело, черчение, начертательная геометрия |
Справочник, Наглядные пособия |
26,с.65 31,с.60 33,с.73 |
Информация о работе Реализация принципов обучения на уроках в профессиональных лицеях