Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:38, доклад
Регулирование и коррекция выступают необходимой функцией управления. Благодаря им поддерживается упорядоченность системы управления школой, устраняются факторы дезорганизации.
Регулирование определяется нами как вид деятельности на основе внесения коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Для процесса управления школой характерным является противоречие между ее статикой и динамикой. Чтобы перевести систему школы в качественно новое состояние, необходимо определенное время сохранять ее относительную стабильность.
Социальные методы мотивации (IV): 1 — развитие желания быть полезным отечеству, 2 — побуждение подражать сильной личности, 3 — создание ситуации взаимопомрщи, 4 — поиск контактов и сотрудничества, 5 — заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 — взаимопроверка, 7 — рецензирование.
МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТЫ
1. Подсчитать
число учителей, регулярно применяющих
различные методы
Оценить степень владения каждым методом мотивации и стимулирования деятельности: 85% и выше—оптимальный уровень, 65— 84% — достаточный, 40—64% — низкий.
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ
ЦЕЛЬ: изучение уровня работы учителя по обеспечению условий формирования мотивации деятельности учащихся на уроке.
1. Изучение активности
учащихся на уроке.
Вычислить в процентах коэффициент активности (К^) учащихся:
3. Организация активной деятельности учащихся на уроке осуществлена полностью (2 балла), частично (1 балл), не осуществлена (0 баллов).
4. Использованные методы мотивации и стимулирования (подчеркнуть): эмоциональные (поощрение, наказание, учебно-познавательная игра, создание ситуаций успеха, свободный выбор заданий и др.); познавательные (проблемная ситуация, опора на жизненный опыт, творческие задания); волевые (информация об обязательных результатах, самооценка, прогноз на будущее); социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи и др.).
МЕТОДИКА
ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Используя
показатель активности в
2. Вычислить КПД самостоятельной работы. Составить диаграмму.
3. Вычислить средний балл вовлечения учащихся в активную деятельность.
4. Вычислить в процентах коэффициент реализации методов:
Составить диаграммы.
5. Варианты выявляемых тенденций: например, соотношение различных мотивов в познавательной деятельности учащихся.
6. Возможные меры по регулированию и коррекции: рекомендации при работе в конкретном классе с учетом ведущих мотивов деятельности учащихся; рекомендации по дифференцированному подходу к обучению с учетом соотношения уровня сформированных мотивов деятельности.
III. День ДРК по проблеме «Учебное занятие глазами учителя и ученика»
ЦЕЛЬ: установить, является ли учебное занятие личностно-ориентированным; выявить характер взаимодействия учителя и ученика с позиций развивающего обучения
ЗАДАЧИ:
1. Определить
соответствие форм и методов
работы учителя требованиям
2. Оценить характер взаимодействий учителя и ученика во время учебного занятия.
3. Определить, ориентировано ли занятие на потребности ученика.
4. Принять управленческие решения по регулированию и коррекции учебного занятия.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: учебное занятие как ведущая форма в работе учителя и ученика в системе развития личности.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: условия и факторы, стимулирующие взаимодействие учителя и ученика для перевода их из режима функционирования в режим развития.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: Если учитель а) понимает основы развивающего обучения; б) знает и умеет создавать условия для развития ученика на учебном занятии; в) учитывает потребности и возможности учащихся и строит свою работу в соответствии с ними; г) обеспечивает настрой на взаимодействие с учащимися; д) владеет методическим арсеналом современных технологий обучения, — это приведет к переводу ученика из объекта обучения в его субъект, к педагогическому сотрудничеству в достижении единой для них общественно значимой цели; к переводу ученика из зоны актуального развития зону ближайшего развития.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение, анкетирование.
Микроисследование 1
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ
ЦЕЛИ: выявить характер взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и их соответствие требованиям развивающего обучения; установить соответствие содержания учебного материала возможностям и потребностям учащихся.
Микроисследование 2
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ ЦЕЛЬ: выявить состояние и характер взаимодействия учителя и ученика в процессе учебно-познавательной деятельности.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
1. Учитель и ученик формулируют ответы: да (3 балла); частично (2 балла); нет (1 балл).
2. Для построения
профиля учебного занятия необх
3. Соединив точки каждого цвета друг с другом, получить три профиля урока.
4. Необходимо проанализировать соответствие профилей друг другу. Сделать выводы и выработать рекомендации по коррекции учебно-воспитательного процесса на учебном занятии в соответствии с целями развивающего обучения.
IV. День ДРК по проблеме «Состояние формирования общеучебных умений и навыков у учащихся»
ЦЕЛЬ: выявить состояние и уровень сформированности общеучебных умений и навыков у учащихся (ОУУН).
ЗАДАЧИ:
1. Определить
степень сформированности у
2. Оценить и выявить в системе УВП динамику формирования ОУУН у учащихся.
3. Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции работы по данной проблеме.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: система формирования ОУУН в УВП школы (класса).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: факторы и условия, стимулирующие формирование ОУУН у учащихся или препятствующие этому.
ГИПОТЕЗА: постоянная диагностика условий и факторов, стимулирующих формирование ОУУН или препятствующих этому, способствует оперативному регулированию данной проблемы в деятельности учителя и ученика.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение {см. микроисследование 1); анкетирование (см. микроисследование 2); уровневые контрольные работы (готовятся совместно с кафедрами, МО); собеседование (см. микроисследование 3).
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ ДРК:
1. Инструктаж участников.
2. Составление программы проводящими диагностирование.
3. Определение сроков
4. Анализ материалов, выявление тенденций и составление диаграмм, схем, таблиц, графиков.
5. Обсуждение
на педагогическом совете
Микроисследование 1
ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ ПРИ ПОСЕЩЕНИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ: выявить состояние и уровень сформированное общеучебных умений и навыков у учащихся:
Микроисследование 2
АНКЕТА «КАК ВЫ ВЛАДЕЕТЕ УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ УМЕНИЯМИ?»
Ребята! Вам предлагается самим оценить уровень овладения вами учебно-организационными умениями. По каждому из перечисленных ниже умений постарайтесь определить: владеете (3), частично (2), не владеете (1).
Класс______ Ф. И. учащегося_____________________
Умеете ли вы:
1. Составлять план ответа?
2. Озаглавливать отдельные абзацы параграфа?
3. Составлять тезисы прочитанного?
4. Кратко излагать
текст двумя-тремя
5. Составлять рецензии?
6. Вести конспект, готовить реферат?
7. Писать отзыв на прочитанную книгу, аннотацию к ней?
8. Написать заметку в газету, объявление?
9. Выписывать цитаты?
10. Записывать под диктовку?
11. Писать изложение?
12. Писать сочинение?
13. Написать автобиографию?
14. Составить (вести) протокол?
15. Вести разговор (беседу) на учебные и свободные темы?
16. Пересказывать по плану (сжато, выборочно) содержание учебных текстов, отрывков из художественных произведений, радио и телепередач, фрагментов кинофильмов?
17. Создавать связные по стилю, типу речи, композиции высказывания на основе сравнения фактов, явлений?
Спасибо за ответ!
Микроисследование 3
ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ С УЧИТЕЛЯМИ
1. Какими документами, материалами пользуетесь при формировании у учащихся ОУУН?
2. Как используете данный материал в своей работы при формировании ОУУН?
3. Что стимулирует вашу работу, что препятствует формированию ОУУН?
МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ АНКЕТ
1. Уровни владения различными видами ОУУН оцениваются в баллах: владею — 3, частично — 2, не владею — 1.
2. Подсчитать число баллов для ученика. Результаты анкетирования занести в ведомости по следующей форме:
4. Вычислить
средний коэффициент уровня
где п — число учащихся.
Коэффициент используется для сопоставления уровня сформированности учебно-организационных умений в последующих ежегодных обследованиях.
3. Построить график уровня сформированное у учащихся учебно-организационных умений (по классам и параллелям).
РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОУУН. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
1. Провести заседание «круглого стола» по данной проблеме. Ответственный — зам. директора по учебной работе.
2. Рекомендовать
учителям______________________
самообразования по данной проблеме. Ответственный — зам. директора по научной работе.
3. Создать творческую группу учителей тренинга по формированию алгоритмов овладения ОУУН. Ответственный — методический совет.
4. Организовать взаимопроведение уроков. Ответственные — зав. кафедрами, рукрводители МО.
5. Организовать тренинговые кружки: для учащихся 1—4 классов — «Азбука организованности»; для учащихся 5—9 классов — «Сотвори сам себя»; для учащихся 10—11 классов — «НОТ школьника». Ответственный — зам. директора по учебной работе.
6. Возобновить проведение библиотечных уроков для учащихся с целью формирования алгоритмов ОУУН. Ответственные — библиотекарь, классные руководители.
7. Провести с родителями занятие-тренинг педагогического всеобуча «Как помочь ребенку учиться и воспитать самого себя». Ответственные — зам. директора по воспитательной работе, психолог, логопед, социальный педагог.
8. Провести повторный выборочный контроль в конце учебного года. Ответственный — зам. директора.
V. День ДРК по проблеме «Определение уровня воспитанности учащихся»
ЦЕЛЬ: выявить уровень воспитанности ученика в развивающейся школе.
ЗАДАЧА: определить состояние уровня воспитанности учащихся; оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса; наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: система УВП в школе (классе).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: условия и факторы, обеспечивающие развитие личности в системе воспитания. ...
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: постоянное диагностирование по параметрам развития личности создает возможность для своевременной коррекции деятельности по воспитанию личности.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетирование, наблюдение, беседа и др.
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ ДРК:
1. Инструктаж участников дня ДРК по технологии анкетирования.
2. Составление каждым участником собственной программы проведения дня ДРК.
3. Определение сроков исследования и обработки материалов диагностики. Составление карт воспитанности учащихся.
4. Составление и принятие программы воспитания учащихся родителями, классными руководителями по выявленным тенденциям.
ИНСТРУКТАЖ
1. Воспитанность
— это интегративный
2. Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцированы по возрастным периодам: 1—5, 6—9, 10—11 классы.
3. Оценка проводится по трехбалльной системе: 3 — да, 2 — не совсем, 1 — нет. По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок. Оценка проводится два раза в год — в сентябре и в мае.
4. Как проводится оценка:
а) необходимо ознакомить учащихся с ценностными ориентациями и по каждой из них провести обсуждение на различных занятиях (классных часах, диспутах, устных журналах, «круглых столах»), чтобы учащиеся осознали смысл показателей;
б) применяя трехбалльную систему оценки, мы придаем ей несколько иной смысл: 3 — да, 2 — не совсем, 1 — нет;
в) по критерию «интеллектуальный уровень» выводится средняя оценка, по критерию «позиция» — итоговая оценка за каждый показатель. В результате получается 17 оценок. Всего же будет 18 оценок. Эти 18 оценок заносятся в карту ученика;
г) экспертная группа избирается самими учащимися, в нее входят 2—3 ученика и 2—3 учителя, наиболее уважаемые всеми;
Информация о работе Регулирование и коррекция процессов управления