Регулирование и коррекция процессов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 10:38, доклад

Краткое описание

Регулирование и коррекция выступают необходимой функцией управления. Благодаря им поддерживается упорядоченность системы управления школой, устраняются факторы дезорганизации.
Регулирование определяется нами как вид деятельности на основе внесения коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.
Для процесса управления школой характерным является противоречие между ее статикой и динамикой. Чтобы перевести систему школы в качественно новое состояние, необходимо определенное время сохранять ее относительную стабильность.

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирование и коррекция процессов управления ДРК.doc

— 976.50 Кб (Скачать файл)

д)  оценка производится в конце учебного года.  В результате у ученика появляется больше уверенности в том, что он имеет собственную позицию, основанную на духовных,  нравственных и моральных ценностях,  которые он воспринял.  

 

Микроисследование 1 

 

 

 

АЛГОРИТМ  ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ

Составить таблицу  обобщенной информации по вопросу «Уровень воспитанности учащихся в школе, в классе». В таблицу вносятся средние баллы по каждому показателю.

АЛГОРИТМ  ДЕЙСТВИЙ:

1. Оценить каждый  показатель.

2. Вычислить  средний показатель по блоку  (суммировать баллы по данному показателю и разделить на число учащихся).

3. По полученным средним показателям построить график. Примечание. На графике разными цветами отмечаются оценки учащихся, родителей, учителей.

4. Определить  систему мер по регулированию  и коррекции. 

 

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ МИНИ-ПРОГРАММ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ  И КОРРЕКЦИИ

 

 

VI. День ДРК по проблеме «Нормализация учебной нагрузки ученика»  

 

ЦЕЛЬ: выявить уровень учебной нагрузки для ученика. ЗАДАЧИ:

1.  Определить уровень учебной нагрузки учащихся класса (школы).

2. Оценить оптимальность  учебной нагрузки учащихся; выявить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на нормализацию учебной нагрузки ученика.

3.  Принять (наметить) управленческие решения по регулированию и коррекции учебной нагрузки учащихся.

ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: система УВП класса (школы).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: объем (дозировка) учебной нагрузки ученика на уроке.

МЕТОДЫ: анкетирование, хронометраж и др.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: если учебная нагрузка учащихся соответствует реальному уровню развития личности в УВП, то это приведет к сохранению здоровья учащихся, ликвидации их перегрузок, стабильным результатам обучения.

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ДНЯ ДРК:

1.  Комплектование рабочей группы.

2.  Инструктаж участников.

3. Составление  каждым участником личной мини-программы.

4. Определение  сроков проведения и обработки  материалов.

5.  Анализ и выявление тенденций, составление схем, таблиц, диаграмм и др.

6.  Принятие программы управленческих решений по регулированию и коррекции работы для нормализации учебной нагрузки учащихся с целью оперативного регулирования проблем, стоящих перед школой. 

 

Микроисследование 1 

 

АНКЕТА  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 

 

Ребята! Вам  предлагается ответить на вопросы анкеты с целью изучения вашей учебной нагрузки. Ответы выражайте следующими оценками:

3 — да;          2 — не совсем;          1 — нет.

1. Нравится ли тебе учиться в нашей школе?______

2. Легко ли  тебе дается учение?_______

3. Устаешь ли  ты после дня занятий в школе?_____

4. Испытываешь  ли ты усталость в конце  учебной недели?______

5. Устраивает  ли тебя режим:

6-дневной учебной  недели?_____

5-дневной учебной недели?_____

6. Устаешь ли  ты после выполнения домашних  заданий?______

7. Считаешь ли  ты, что в качестве домашних  заданий имеют место трудоемкие, но малоэффективные виды работ?_____

8.  Учитывают ли учителя особенности профильной направленности обучения: 

 

а) при отборе содержания учебного материала на уроке? _____

б) при дозировке  домашних заданий?_____

9.  Имеешь ли ты достаточное количество времени для занятий по интересам (чтение, секции, кружки и т. д.)?_______

10. Реагируют  ли учителя на твои замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?______

11. Успеваешь  ли ты отдохнуть в течение  перемены?_____

12. Считаешь  ли ты, что объем домашних заданий  завышен по следующим предметам:

а) русский язык______            е) химия______

б) литература_______             ж) история______

в) алгебра______                      з) география______

г) геометрия______                 и) биология______

д) физика______                      к) иностр. язык

13. Насколько  ты удовлетворен расписанием  по дням недели?

а) понедельник______             г) четверг______

б), вторник______                     д) пятница______

в) среда______                          е) суббота

14. Сколько времени  ты тратишь на подготовку домашних  заданий?

до 1 часа______                        до 3 часов______

до 2 часов______                      более 3 часов 

 

Микроисследование 2  

 

АНКЕТА  ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Уважаемые коллеги! С целью нормализации учебной  нагрузки учащихся просим вас ответить на следующие вопросы, выразив ваше отношение оценками:

3 — да;          2 — не совсем;          1 — нет.

1. Удовлетворены  ли вы работой в школе:

а) режимом работы школы?______

б) вашим расписанием?______

в) вашей педагогической нагрузкой?______

2.  Считаете ли вы, что учащимся легко учиться в школе?_______

3. Устают ли  ваши ученики после дня учебных  занятий?_____

4. Считаете ли  вы, что ученики испытывают переутомление  к концу недели из-за перегрузок  по вашему предмету?

5. Удовлетворяет  ли вас режим:

6-дневной учебной  недели?____

5-дневной учебной  недели?____

6.  Считаете ли вы, что объем домашних заданий по вашему предмету соответствует норме?______

7.  Задаете ли вы учащимся на дом трудоемкие, но малоэффективные задания?______

8.  Учитываете ли вы особенности обучения детей в разнопрофильных классах:

а)  при отборе содержания учебного материала на уроке?_______

б) при дозировке  домашних заданий?______

9.  Считаете ли вы, что у учащихся достаточно времени для занятий по интересам?_______

10. Реагируете  ли вы на замечания по вопросам  учебной нагрузки:

а) коллег______

б) родителей

в)учеников ?

11. Считаете  ли вы, что продолжительность  перемены достаточна для отдыха учащихся?______

Микроисследование 3 

 

АНКЕТА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

 

Уважаемые родители! С целью изучения объема учебной  нагрузки вашего ребенка просим выразить ваше отношение в оценках:

3 — да;       2 — не совсем;    1 — нет.                 

1. Удовлетворены  ли вы организацией УВП в  школе?______

2. Считаете ли  вы, что вашему ребенку легко  учиться в школе?______

3. Устает ли  ваш ребенок после дня учебных занятий в школе?______

4. Наблюдаете  ли вы переутомление у вашего  ребенка к концу учебной недели?_______

5. Удовлетворяет  ли вас режим работы школы:

6-дневной учебной  недели?_______

5-дневной учебной  недели?_______

6. Считаете ли  вы, что объем домашних заданий оптимален для вашего ребенка?_______

7.  Считаете ли вы, что в качестве домашних заданий имеет место выполнение трудоемких, но малоэффективных видов работ? ______

8.  Замечаете ли вы регулировку учителями-предметниками домашних заданий с учетом профильности обучения?    

9.  Имеет ли ваш ребенок достаточно времени для занятий по интересам?_______                                                      

10.  Реагируют ли учителя на ваши замечания и предложения по вопросам учебной нагрузки?______

11.  Есть ли жалобы у вашего ребенка на нехватку времени для отдыха и подготовки к следующему уроку в течение перемены?______ 

 

МЕТОДИКА  ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТ 

 

1. Анкетируемый  дает ответы на вопросы анкеты  по трехбалльной системе: да — 3; не совсем — 2; нет — 1.

2. Вычисляется  средний балл по вопросам анкеты (суммировать баллы по каждому вопросу и разделить на количество участников по полученным данным).

3. Строится график  и выявляются тенденции.

4.  Далее строится диаграмма состояния учебной нагрузки учащихся по конкретным учебным предметам. 

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА НОРМАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ  НАГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ

Смысл управленческого  решения будет состоять в регулировании и коррекции выявленных тенденций. Например: выявлена перегрузка учащихся домашними заданиями по предметам математического цикла и выделена группа учителей, которые не соблюдают допустимую дозировку домашних заданий. Соответственно определяются меры по ликвидации недостатков и ответственные лица. Организуются занятия-тренинги по нормам дозировки домашних заданий с учителями, планируется контроль за выполнением рекомендаций. 

 

 

  

 

VII. День ДРК по проблеме «Дозировка домашних заданий» 

 

ЦЕЛЬ: выявить состояние и уровень дозирования домашних заданий в 7 классе.

ЗАДАЧИ:

1. Определить состояние дозирования домашних заданий.

2. Оценить и  выявить тенденции дозирования  домашних заданий.

3.  Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции объема домашних заданий.

ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: система УВП.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: условия и факторы, определяющие дозирование домашних заданий.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: Если будут созданы оптимальные условия, а именно: высокая эффективность урока; организация работы по учебным пособиям, соответствующим зоне ближайшего развития ученика; оптимальный объем домашних заданий с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей; оптимальное расписание в режиме дня, — то это будет способствовать сохранению здоровья, повышению уровня обучаемости учащихся.

МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение уроков учителей, хронометраж, собеседование с учителями (после посещения уроков)

.

Микроисследование 1 

 

 

   ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ

1.  Соответствует ли домашнее задание ТДЦ урока: полностью — 3 балла;

частично —  2 балла;

не соответствует  — 1 балл.

2.  Насколько реализуется ТДЦ урока: полностью — 3 балла;

частично —  2 балла;

не реализуется  — 1 балл.

3. Количество  учащихся, активно работающих на  уроке: весь класс — 3 балла;

большая часть  — 2 балла;

менее половины класса — 1 балл.

4. Соответствует  ли содержание домашнего задания содержанию урока:

полностью — 3 балла;

частично — 2 балла;      не соответствует — 1 балл.  

           5. Соответствуют ли объем и сложность домашних заданий      уровню обученности и обучаемости:       полностью — 3 балла;

частично — 2 балла;

не соответствуют  — 1 балл.

6.  Продолжительность информации о домашних заданиях, включая инструктаж по выполнению и запись в дневнике:

3 мин — 3 балла; 

2 мин — 2 балла;

1 мин — 1 балл.

7.  Наличие записи о домашних заданиях в дневниках: у всех учащихся — 3 балла;

более чем у  половины класса — 2 балла; менее чем  у половины класса — 1 балл. 

 

Микроисследование 2 

 

ПРОГРАММА СОБЕСЕДОВАНИЯ

1.  Сколько минут тратит ученик на подбор литературы для выполнения домашних заданий?

2. Сколько минут  тратит ученик :

на изучение теоретических положений?

на их осмысление (пересказ, ответы на вопросы...)?

на практическое применение теоретических знаний (решение задач, выполнение упражнений, работа с контурными картами...)? 

 

Показателем оценки является затрачиваемое итоговое время: менее 20, 20—25, 25—35, 35—40, более 40 мин.

Микроисследование 3 

 

АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ И ХРОНОМЕТРАЖ

1.  Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашних заданий?                                                      

2 —2 ч 30 мин;

1 —2 ч;

2 ч 30 мин —  3 ч; 

менее 1 ч;

более 3 ч.

2. Сколько времени  вы затрачиваете на выполнение домашних заданий по отдельным предметам?

25—35 мин; 

20—25 мин; 

35—40 мин; 

менее 20 мин;

более 40 мин.

3. С каким  настроением вы приступаете к  выполнению домашних заданий?

с большим желанием и интересом — 3 балла;

без желания, но с чувством долга — 2 балла;

без интереса и  желания — 1 балл.

4.  Выполняете домашние задания:

самостоятельно  — 3 балла;

с помощью... — 2 балла;

не выполняю — 0 баллов.

5. Выполняете  домашние задания:

через 2 ч после  окончания занятий в школе  — 3 балла; 

через 3—4 ч — 2 балла;

в вечернее время  — 1 балл.

6. Получаете  индивидуальные домашние задания: 

всегда — 3 балла;

иногда — 2 балла;

никогда — 1 балл.

7. Домашние задания  по объему и сложности соответствуют  уровню ваших способностей и  возможностей:

полностью — 3 балла; 

частично — 2 балла;

не соответствуют  — 1 балл.

8. Устаете ли  от выполнения домашних заданий?

нет — 3 балла;

иногда — 2 балла;

да— 1 балл.

Микроисследование 4 

 

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

1.  Как ваш ребенок выполняет домашние задания?

самостоятельно  — 3 балла;

с помощью...— 2 балла;

не выполняет  — 1 балл.

2. Домашние задания  способствует развитию вашего  ребенка: 

всегда — 3 балла;

иногда — 2 балла;  

нет — 1 балл.

3. Сколько времени  затрачивает ваш ребенок на  выполнение домашних заданий?

2—2 ч 30 мин;

1—2 ч;

2 ч 30 мин —  3 ч;

менее 1ч;

более 3 ч.

4.  Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья вашего ребенка?

да — 3 балла;

частично — 2 балла;

нет — 1 балл.

5.  Соответствует ли расписание учебных занятий уровню физического здоровья вашего ребенка?

да — 3 балла;

частично — 2 балла;

нет — 1 балл. 

 

Микроисследование 5 

 

ТЕСТИРОВАНИЕ  УЧАЩИХСЯ

Проводится  с целью определения качественных показателей домашней работы учащихся: уровень понимания материала; уровень готовности к активной познавательной деятельности. Тестирование (трехуровневое) проводится в начале урока по каждому предмету в течение 8—10 мин. 

 

ПАРАМЕТРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

1. Различение  объекта по несущественным признакам.

2.  Запоминание главного, существенного.

3. Понимание: умение устанавливать причинно-следственные связи.

Информация о работе Регулирование и коррекция процессов управления