Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 22:34, курсовая работа
Основные понятие и сущность системы образования, ознакомление с требованиями и исследование структуры образовательной системы в РФ. Этапы развития образовательной системы, перспективы развития и методика реализации реформирования высшего образования.
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Общая характеристика системы образования
1.1. Структура образования. Ее правовое регулирование…………………... 5
1.2. Финансирование образования……………………………………………. 7
1.3. Современные требования к качеству образования……………………. 13
2. Система образования в России
2.1 Двухуровневая система образования…………………………………… 17
2.2 Развитие системы образования сегодня………………………………… 21
3. Изменение системы образования в России
3.1 Перспективы развития высшего образования………………………….. 24
3.2 Реализация требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения…………………………. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Библиографический список………………………………………………….. 38
В связи с этим возник новый взгляд на профессиональное образование, больше соответствующий гибкому и мобильному современному обществу. Он исходит из того, что существует множество рабочих мест, специальные знания и навыки, для занятия которых не столь важны, и потому для эффективного выполнения квалифицированной работы часто достаточно общего высшего образования, формирующего у будущего работника такие универсальные деловые способности, как высокая обучаемость, гибкость, адаптивность и т.п. Специальные же знания и навыки легко приобретаются в процессе обучения непосредственно на рабочем месте или в ходе дополнительного образования.
Этот
подход соответствует уже
Данный
подход соответствует и сильно изменившейся
за последнее десятилетие
Система
профессионального образования, как
уже отмечалось, не может не реагировать
на вызовы, идущие со стороны меняющегося
спроса на труд. Человеческий капитал
подвержен моральному износу, то есть
быстро устаревает, поэтому в западных
странах постепенно утверждается многоуровневая
модель высшего образования. В рамках
этой модели на первой ступени обучения
(бакалавриат) приоритетным является передача
человеку обобщенного, универсального
человеческого капитала (так называемое
общее обучение), т.е. обучение его
знаниям, навыкам и способностям
(и прежде всего способности к
дальнейшему учению), которые могут
быть применены на разных рабочих
местах. Такие знания устаревают медленно,
и в результате продуктивность труда
индивида возрастает независимо от места
его работы. Специализация же осуществляется
на последующих этапах высшего образования,
на третьем-четвёртом курсе
5 сентября 2005 года Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".
Приоритетный национальный проект был "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.
Государственная
поддержка инновационных
Интернетизация
российского образования
Все вышеназванные
направления тесно связаны с
ещё одним направлением национального
проекта - модернизацией региональных
систем образования - оно предполагает
введение новой системы оплаты труда
работников общего образования, направленной
на повышение доходов учителей, переход
на нормативное подушевое
Таким образом, направления приоритетного национального проекта «Образование» образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, «национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсы обеспечены»
Перспективы
развития высшего образования в
России находят свое отражение в
документе «Приоритетные
«Приоритетные
направления развития образовательной
системы Российской Федерации», одобренный
Правительством РФ 9 декабря 2004 г, конкретизируют
и дополняют основные положения
Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года, утвержденной
распоряжением Правительства
Концепция
модернизации российского образования
позволила выделить ряд существенных
проблем в развитии российского
образования, вместе с тем, при ее
реализации не была осуществлена часть
мер, запланированных в 2001-2003 гг. Недостаточная
результативность и продуктивность
реализации Концепции были обусловлены
не столько неверно выбранными приоритетами,
сколько неэффективными механизмами
их осуществления, слабой общественной
поддержкой, отсутствием заинтересованности
в модернизации образования со стороны
различных общественных объединений,
весомой части субъектов
Решение задач модернизации системы образования, приведение ее в соответствие со сложившимися социально-экономическими условиями может быть осуществлено только путем постепенного ввода в действие управленческих механизмов нового типа.
В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации определено, что система образования должна быть нацелена на решение таких стратегических для страны задач, как повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества, обеспечение безопасности граждан и государства, сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.
В настоящее
время приоритетными
Реализация
планов модернизации российского образования
позволит решить многие давно назревшие
проблемы, в том числе, обеспечение
роста социального статуса и
улучшение качественного
Вместе с тем значительно более важную роль в развитии образования должно играть общество. Формирование прозрачных механизмов управления образованием и образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы общественной поддержки системы образования в целом.
В «Направлениях…» изложено «важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.»
17 октября
2007 года Совет Федерации одобрил
закон, совершенствующий
Первый уровень - бакалавриат (3-4 года обучения), второй - магистратура (два года после бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.
Каждый
из уровней является самостоятельным,
для перехода на следующий необходимо
сдать экзамены. Студентов-бакалавров
будут учить базовым
Второй
уровень высшего образования, с
углубленной
Правом поступления в аспирантуру или ординатуру наделяются граждане, получившие диплом специалиста или магистра. Лица, имеющие квалификацию «бакалавр», такого права иметь не будут.
У каждого
уровня высшего образования свои
государственные
В целом
переход к двухуровневой