Ролевые игры как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 06:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Проблема современной методики преподавания иностранных языков заключается в организаций обучения детей разных возрастов с помощью игр. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизаций их деятельности на протяжений всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функций языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлен в процессе игровой деятельности.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
I. Ролевая игра-форма работы на уроках иностранному языку-------------6
1.1 История возникновения игры -------------------------------------------------------6
1.2. Характеристика ролевой игры -----------------------------------------------------7
1.3.Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению на уроках английского языка-------------------------------------------------------------------------10
1.4. Структура ролевой игры ----------------------------------------------------------12 1.5. Функции ролевых игр --------------------------------------------------------------13
1.6. Требования к ролевой игре -------------------------------------------------------14
1.7. Виды ролевой игры на разных возрастных этапах----------------------------15


II. Комплекс ролевых игр--------------------------------------------------------------17
Заключение--------------------------------------------------------------------------------32
Библиографический список-----------------------------------------------------------33

Вложенные файлы: 1 файл

НОВАЯ ПОПЫТКА.docx

— 100.25 Кб (Скачать файл)

 Ролевые грамматические игры.

Цели:

    • научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
    • создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;
    • развить речевую активность и самостоятельность учащихся. Игры включают наиболее важный грамматический материал – глаголы be, have, may, can, конструкцию there is, временные глагольные формы группы Simple, Perfect, косвенную речь и т. д.

1 игра:Глагол to have хорошо усваивается в игре “Button” Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: “Button, button! Have you a button? “No”, слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.

2 игра:Для отработки более сложных фраз с глаголом to have может быть использована игра “Скорый поезд”. Предлагаю умеренный темп проговаривания фразы, например: “I have a book in my hand”. Через некоторое время предупреждаю, что “поезд” набирает скорость и ускоряет темп проговаривания фразы. Все учащиеся спешат проговорить фразу, чтобы “не отстать от поезда”.

3 игра:Задаче освоения структур в resent Progressive способствует игра “Комментатор”. Учащиеся по очереди выполняют действия и комментированное действие. Победителем становиться тот, кто набрал большее количество карточек.

“Слабое звено”

9 класс

Тема: Великобритания. Англоязычные страны. Британская и  Американская литература и музыка

                 Цели:

    • развивать речемыслительную деятельность;
    • развивать навык понимания на слух.
    • Контроль полученных знаний и навыков по теме.

Оборудование: карточки с вопросами и ответами для ведущего, карточка учета правильных ответов для помощника.

ХОД ИГРЫ

Условия игры:

Игра начинается с выбора участников и объяснения правил. Игра состоит  из 5 раундов.

Тема первого раунда – “Великобритания”, он длится 3 минуты. 
Второй раунд – “Грамматика”, он длится 2,5 минуты.  
Третий раунд – “Англоязычные страны”, 2 минуты.  
Четвертый раунд – “Британская и Американская литература и музыка”, 1.5минуты.  
Пятый раунд – финальный (в него включены темы всех предыдущих раундов), 1 минута.

Ведущий задает вопросы по очереди  всем игрокам, игроки стараются отвечать быстро и четко, не задерживая остальных. Если игрок не знает ответа на вопрос, он говорит слово “пас” (“pass”). Помощник ведущего следит за временем и ведет учет правильных ответов. По истечении времени подводятся итоги каждого раунда, и объявляется “сильное звено/звенья” каждого раунда. Из игры никто не выбывает. Каждый следующий раунд начинается с игрока, перед которым закончился предыдущий раунд. По итогам шести раундов выявляется “сильное звено” всей игры. Это тот, кто большее количество раз становился “сильным звеном” в течении всей игры. Если таких игроков два или более, то им задаются дополнительные вопросы, и выясняют, кто же из них самое “сильное звено”.

ХОД ИГРЫ

Вопросы

Ответы

1 раунд

1.

What is the nickname of the British flag?

Union Jack

2.

What is the capital of Scotland?

Edinburgh

3.

Whose birthplace is Stratford-upon-Avon?

W. Shakespeare

4.

What is the national colour of England, red or white?

White

5.

What is the symbol of Northern Ireland, a shamrock or a thistle?

A shamrock

6.

What is the official residence of the British Queen?

Buckingham Palace

7.

What is the nickname of Margaret Thatcher, the previous Prime-Minister of the UK?

“Iron Lady”

8.

What river does London stand on?

the Thames

9.

What is the national colour of Scotland?

Blue

10.

What is the capital of Wales?

Cardiff

11.

Who is the author of the literary treasure “Alice in Wonderland”?

L. Carroll

12.

Who is the present Prime-Minister of the UK?

Tonny Blaire

13.

What is the central square of London?

Trafalgar Square

14.

What ceremony takes place every morning in front of Buckingham Palace at 11 o’clock?

Changing the Guards

15.

Whose monument stands on Trafalgar Square?

Admiral Nelson’s monument

16.

What holiday is celebrated on the 31st of October?

Halloween

17.

Where is the Poets’ Corner situated?

In Westminster Abbey

18.

What is the nickname of the Scottish flag, St.Andrew’s or St. Patrick’s flag?

St.Andrew’s flag

19.

What is the capital of Northern Ireland?

Belfast

20.

How many parts does the UK consist of?

Four parts

21.

What are tow the oldest universities of the UK?

Oxford and Cambridge

22.

What separates Great Britain from France, the North Sea or the English Channel?

The English Channel

23.

In what lake of Scotland does the mysterious monster live?

Loch-Ness

24.

What is the poorest part of London, East End or West End?

East End

25.

What city is the birthplace of the group the Beatles?

Liverpool

26.

What holiday do the British celebrate on the 5th of November?

Guy Fawkes’ Night

27.

What traditional song is usually performed on a British birthday party?

Happy Birthday

28.

In what park is so called Speakers’ Corner situated?

In Hyde Park

29.

What place is the centre of night life in London?

Piccadilly Circus

30.

Where is Hampton Court situated?

In London

31.

Who wrote the story about Winnie-the Pooh and his friends?

Alan Milne

32.

What vegetable is traditional on Halloween?

Pumpkin

33.

Who was the founder of the British Navy?

King Alfred

34.

What is the symbol of Wales?

A daffodil

2 раунд 

1.

Name the degrees of comparison of the adjective “great”.

Greater – the greatest

2.

Form the adverb of the adjective “slow”.

Slowly

3.

Pronounce the numeral 305.

Three hundred and five

4.

Translate the phrase “слева от стола”.

To the left of the table

5.

What is the auxiliary verb in the Past Simple?

Did

6.

Name the third form of the verb “teach”.

Taught

7.

Name the form of the Present Perfect Active.

Have ,has + V3

8.

Name the plural of the word “mouse”.

Mice

9.

Form the adjective from the noun “fog”.

Foggy

10.

What is the English equivalent of the verb “должен”?

Must

11.

Name the definite article.

The

12.

Translate the phrase “слушать радио”.

Listen to the radio

13.

Translate the sentences “Красноярск на Енисее”.

Krasnoyarsk is on the Enisey

14.

How to say 1/3?

One third

15.

What modal verbs are used with “to”?

Have, have got, ought/

16.

Name the synonym of the word “small”. 

Little

17.

Say if the sentences mean the same or different: 1) The train was delayed by the storm. 2) The train was late because of the storm.

The same

18.

Translate the phrase “Очень нравится”.

To be fond of

19.

Is the word “money” countable or uncountable?

Uncountable

20.

Name three forms of the verb “sweep”.

Sweep, swept, swept

21.

Name the fifth letter of the English alphabet.

E

22.

Name the degrees of comparison of the adjective “wonderful”.

More wonderful – the most wonderful

23.

Name the third form of the verb “find”.

Found

24.

Name the plural of the noun “sheep”.

Sheep

25.

Form the adjective from the noun “rain”.

Rainy

26.

Name the second form of the verb “speak”.

Spoken

27.

Name the form of the Present Perfect Progressive.

Have, has +been +V ing

28.

Name the eighth letter of the English alphabet.

H

29.

Name the degrees of comparison of the adjective “exciting”.

More exciting-the most exciting

3 раунд

1.

What animal is Australia famous for?

Kangaroo

2.

What is the capital of Australia?

Canberra

3.

What country has a bird on its coat-of-arms?

New Zealand

4.

What English-speaking countries have no land boarder lines?

Australia, New Zealand

5.

What are the colours of the national Canadian flag?

White, red

6.

What is the capital of New Zealand?

Wellington

7.

Is Australia situated in the southern or northern hemisphere?

Southern

8.

What river flows in Australia, the Darling or the Mackenzie?

The Darling

9.

Name the biggest island and the smallest continent in the world?

Australia

10.

Where are the Blue Mountains situated, in Australia or Canada?

In Australia

11.

What is the common name of the lakes Ontario, Superior, Erie, Huron, and Michigan?

The Great Lakes

12.

What is the capital of Canada?

Ottawa

13.

What is the territorial unit of Canada, a state or a province?

A province

14.

What is depicted on the national Canadian flag?

A maple leaf

15.

How many states does the USA consist of?

50

16.

Who discovered the American continent/

Christopher Columbus

17.

What oceans is the USA washed by?

The Atlantic and the Pacific Oceans

18.

What are the official languages in Canada?

English, French

19.

What is the nickname of New York?

Big Apple

20.

What is the longest river of the USA?

The Mississippi

21.

What are the original inhabitants of New Zealand?

The Maori people

22.

What is the name of the island in New York where the Statue of Liberty stands?

Manhattan Island

23.

Who are the native people of Canada?

Indians and Eskimos

24.

In what British museum can people see the wax copies of famous people?

In Madam Tuessor’s Gallery

4 раунд

1.

Name fn English poet and writer who wrote beautiful poems called sonnets.

W. Shakespeare

2.

What British writer wrote the novels “Oliver Twist” and “David Copperfield”? 

Charles Dickens

3.

What is the name of the old lady the main character of Agatha Christie’s detective novels?

Miss Marple

4.

What was the name of the leader of the group the “Beatles”?

John Lennon

5.

Was Gershwin an American or British composer?

American

6.

What famous vampire tale was written by Abraham Stoker?

“Dracula”

7.

What famous British composer started the music Aldeburgh Festival?

Benjamin Britten

8.

Name the English woman-writer who wrote children’s stories about animals, for a example “The tale of Peter Rabbit”?

Beatrix Potter

9.

Name the famous British girls’ pop group.

Spice Girls

10.

Name the famous Shakespeare’s play where the main character is a Danish prince.

“Hamlet”

11.

What novel made Jerome K. Jerome famous?

“Three men in a boat”

12.

Name two famous musicals of a famous American composer Andrew Lloyd Webber.

“Cats”, “The Phantom of the Opera”

13.

Who are the main characters of the musical “The Phantom of the Opera”?

Phantom, Christine, Raoul

14.

What British writer is the author of fantasy tales “The Hobbits”, and “The Lord of the Rings”?

J. R. R. Tolkien

15.

Name a famous national Scottish musical instrument.

A bagpipe

16.

Where was Robert Burns born?

In Scotland

17.

Is Eisteddfod a festival of modern or folk music?

Folk music

18.

Who is the author of the book “Treasure Island”?

Robert Louis Stevenson

19.

Name the famous phrase by Hamlet.

“To be or not to be”

Финальный раунд

1.

How do the British people name the southern part of Great Britain?

Lowlands

2.

How to pronounce2, 35?

Two point three five

3.

Name the form of the Present perfect in Passive Voice.

Have, has+ been+ V3

4.

What animals are depicted on the national coat-of-arms of the UK?

A lion and a unicorn

5.

What is the best selling newspaper of the UK, the Sun or the Daily World?

The Sun

6.

What country does the USA boarder on in the South, Canada or Mexico?

Mexico

7.

What famous waterfalls are situated on the borderline between the USA and Canada?

Niagara Falls

8.

Finish the proverb “After dinner sit a while, after supper…”

Walk a mile

9.

What country presented the Statue of Liberty to the USA?

France

10.

What is the highest peak of the UK?

Ben Nevis

11.

Where is the city of Auckland situated, in Australia or in New Zealand?

New Zealand

12.

Who was the architect of the beautiful St. Paul’s Cathedral in London?

Christopher Wren

13.

How many Houses are in the British Parliament?

2

14.

Translate the proverb “Лучше поздно, чем никогда”.

Better late than never

15.

Change into Active Voice: “Этот журнал печатается в Париже”

They print this magazine in Paris.


Подведение итогов. Награждение  победителей.

 

       Таким образом, практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику.

         Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать. Таким образом, центром внимания партнеров становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются в том. Что язык можно и нужно использовать как средство общения.

 

 

 

Заключение

 

          На основе теоретической и практической части работы мы пришли к выводу, что игра  помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций, таких черт, как коллективизм, активность, дисциплинированность, наблюдательность, внимательность.

         В ходе педагогической практики мы убедились, что ролевая игра мотивирует речевую деятельность, т. к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. 
Кроме того игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. 
        В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника в нужный момент, согласиться с ним или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д. 
Не маловажно является то, что ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником часто является не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко распознать ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения. 
      Цель курсовой работы была достигнута, был разработан комплекс ролевых игр. Некоторые игры были успешно использованы в ходе педагогической практики на уроках английского языка на старшей ступени обучения. Мы убедились, что игры положительно влияют на формирование познавательных интересов и способствуют осознанному освоению иностранного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., “Просвещение”, 1987г.
  2. Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. Журнал «Иностранные языки в школе» 1988г. №3
  3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996г.
  4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Журнал «Вопросы психологии» 1966г. № 6
  5. Дианова Е.М., Костина Л. Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Журнал «Иностранные языки в школе» 1988г. № 3
  6. Димент Л. Г. Организация игр на уроке. Журнал «Иностранные языки в школе» 1987г. № 3
  7. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение .М., Педагогика  1975г.
  8. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Журнал «Иностранные языки в школе»  1989г. №4
  9. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1995г.
  10. Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие.  М.  2005
  11. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке. Журнал «Иностранные языки в школе» 1987 г. №3
  12. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребёнком . М., Педагогика 1990г.
  13. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи шестиклассников. Журнал «Иностранные языки в школе» 1989 г. №1
  14. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. Игра - дело серьезное. М.,Просвещение, 1988г.
  15. Перкас С. В. Ролевые игры на уроке английского языка. Журнал «Иностранные языки в школе» 1999г. № 4.
  16. Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. Журнал «Иностранные языки в школе» 1983 г. №6
  17. Скляренко Н.К., Олейник Т.И. Обучение диалогической речи с использованием ролевых игр в 7 классе. Журнал «Иностранные языки в школе» 1985 г. №1
  18. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М., “Просвещение”, 1984 г.
  19. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. Журнал «Иностранные языки в школе»  1988 г. №2
  20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., “Педагогика”, 1978 г.
  21. Яцковская Г.В. Кукла в ролевой игре. Журнал «Иностранные языки в школе»1985г. №5

 


Информация о работе Ролевые игры как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках английского языка