Роль дидактических средств обучения в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе
Объект: учебный процесс.
Предмет: дидактические средства обучения.
Задачи:
определить основные функции дидактических средств обучения;
рассмотреть классификацию дидактических средств обучения;
выявить требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения;
рассмотреть методики использования отдельных видов дидактических средств;
разработать занятие с применением дидактических средств обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5
1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17
2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических
средств обучения 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 61.13 Кб (Скачать файл)
indent:35pt;line-height:18pt">Существует  множество различных классификаций  дидактических средств. Обобщая результаты исследованияя различных классификаций дидактических средств, можно сказать, что и классификация функций, и классификация средств не отвечают жестким требованиям разделения. Отдавая себе отчет в том, что этот недостаток действительно есть, наиболее целесообразно выбрать классификацию, основания которой связаны с характером воздействия дидактических средств на обучающегося. В соответствии с этим критерием дидактические средства подразделяются на:

- визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;

- аудиальные (слуховые), включающие аудиозаписи, пластинки, магнитофонные ленты;

- аудиовизуальные (зрительно-слуховые), к которым относятся кинофильмы, диафильмы, видеозаписи.

В процессе обучения визуальные и аудиальные средства, облегчают взаимодействие сигнальных систем, выделенных И. П. Павловым: первой, основу которой образуют сигналы, непосредственно отображающие действительность, и второй, основывающейся на сигналах словесных. Благодаря рациональной связи этих двух систем слова становятся эквивалентами непосредственных воздействий, зрительных, слуховых и других, приобретая способность сигнализации о явлениях действительности. Этим, в частности, объясняется и такой пример: звук звонка, точно так же как и слово «звонок» (высказанное или написанное), вызывает у человека одну и ту же реакцию.

Визуальные  средства обучения обеспечивают зрительную информацию, которая в ходе обучения может выполнять самые разнообразные функции:

  1. служить опорой для понимания речевой структуры;

2) быть связующим звеном между смысловой и звуковой стороной слова и таким образом облегчать запоминание;

3) проецировать на экран различные ситуации для развития речи;

4) выполнять роль обратной связи в форме ключей.

В процессе обучения явления действительности можно демонстрировать с помощью естественных образцов, но можно воспользоваться и моделями, картами и другими визуальными средствами обобщающего характера.

Естественные  образцы можно демонстрировать  в их естественной среде (например, звери, живущие на свободе), в искусственных условиях (например, звери в зоопарке) или в препарированном виде (чучела животных).

Перечисленные способы использования визуальных средств обучения имеют много  достоинств. Одним из самых важных является то, что эти средства позволяют обучающимся приобрести представления, соответствующие действительности, что не может не оказать положительного влияния на процесс формирования понятий. Однако далеко не всегда педагог располагает естественными образцами или их препаратами. В таких случаях, как правило, используются средства, их заменяющие, т. е. модели, изображения, карты, схемы, графики и диаграммы. Эти средства позволяют представить объект в уменьшенном или увеличенном виде, в разрезе (модели), подчеркнуть причинно-следственные, функциональные и другие зависимости (графики и схемы), продемонстрировать действительность с помощью условных визуальных знаков (карты).

Аудиальные  средства обучения – это звукотехнические средства (аудиозаписи), позволяющие осуществлять все виды звуковой наглядности при обучении, обладающие возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме, а также способствующие интенсификации учебного процесса.

Доля  аудиальных средств в процессе обучения все время увеличивается. Происходит это благодаря прогрессу техники и связанному с ним развитию стереофонии, позволяющему использовать как в классной, так и во внеклассной работе с обучающимися проигрыватели, радио и магнитофоны, которые увеличивают возможность использования аудиальных средств обучения. Эти средства оказывают педагогу неоценимую помощь на занятиях по различным предметам. Еще более важные дидактические функции выполняют аудиальные средства на занятиях по музыкальному воспитанию. Они становятся одним из главных средств формирования музыкальной культуры обучающихся, содействуют развитию интереса к музыке и пению, углублению чувства прекрасного, вырабатывают умение слушать музыку и подготавливают к занятиям ею.

Аудиовизуальные средства обучения используются как для предъявления учебной информации в пределах заданного этапа обучения (лекция, цикл лекций), так и для усиления наглядности изучаемой информации при различных формах учебной деятельности. К ним относят радиовещание, учебное кино и учебное телевидение, статическая диапроекция, лингафонные кабинеты (специальные аудитории, оборудованные комплексом звукотехнической, проекционной аппаратуры, позволяющей аудиовизуальным методом создавать оптимальные условия для самостоятельной работы обучающихся по овладению навыками устной речи, культурой речи родного языка, профессионально-исполнительскими навыками по специальности).

Учебное кино, один из видов научного кино, использующийся в качестве вспомогательного средства в учебном процессе. Применяется, как правило, в тех случаях, когда учебный материал недоступен для восприятия в обычных условиях занятий. С помощью кинематографа можно замедлить быстрые процессы и благодаря этому сделать их видимыми, проникнуть внутрь явлений, скрытых от глаз, увеличить мельчайший предмет, перенести зрителя в другие страны, сделать зримыми обобщения и абстракции посредством движущегося рисунка (мультипликации). Учебные фильмы классифицируются в зависимости от предмета учебной дисциплины и её частной методики, возраста обучающихся, степени научной подготовленности и дидактического назначения. В связи с последним различают:

- фильмы, выполняющие функцию коротких киносправок;

- целостные фильмы, задача которых объяснить тот или иной вопрос учебной программы;

- фильмы, помогающие усвоить производственные навыки для демонстрации на специальных тренировочных стендах;

- инструктивные фильмы, разъясняющие смысл и значение производственных правил;

- вводные, или вступительные, необходимые для ознакомления с основными проблемами учебной дисциплины, её целями и задачами;

- заключительные (по всей дисциплине или её разделу), которые применяются для повторения пройденного материала и касающиеся главным образом наиболее трудных для усвоения вопросов.

Цикл учебных фильмов применяется для освещения всех основных вопросов учебной дисциплины. Каждый вид кинопособия отвечает задачам наиболее полного изложения темы при минимальной затрате учебного времени. Учебные фильмы отличаются жанровым разнообразием, которое определяется главным образом методом кинематографического решения. Деятели современного учебного кино при создании кинолент руководствуются идейной направленностью, стремятся к научной точности фильма, соответствию его современному уровню науки, а также требованиям учебной программы.

 

1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности теоретического обучения

Дидактические средства усиливают восприятие обучающимися учебной информации, что в значительной мере определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Использование в процессе обучения дидактических средств дает ряд преимуществ в психологическом плане:

- Более полное использование слухового и особенно зрительного канала получения учебной информации. Разнообразные и содержательные образы включаются в суждения и умозаключения, повышают привлекательность и усиливают интерес к изучаемому материалу.

- Качественное использование наглядности оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д.

- Интенсификация процесса запоминания как логического завершения процесса усвоения: дидактические средства способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.

- Дидактические средства обучения позволяют давать информацию в нужных последовательности, пропорциях и темпе.

- Дидактические средства обучения помогают развивать у обучающихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения обучающегося, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом педагога.

- Дидактические средства обучения обладают широкими возможностями развития творческих способностей, эстетических интересов обучающихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации.

- Дидактические средства обучения позволяют создать вариативность изложения учебного материала для различных групп, решить многочисленные задачи организации индивидуализированного учебного процесса в условиях коллективного обучения.

- Демонстрация с помощью дидактических средств обучения учебного материала требует пристального внимания (сосредоточенности) обучающихся, когда перед ними предварительно поставлены четкие цели в виде вопросов, на которые нужно будет ответить после просмотра или прослушивания.

Все перечисленные  возможности дидактических средств обучения могут быть реализованы только при соблюдении психологических и методических условий их применения. Место дидактических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями обучающихся, стилями их учебной деятельности.

Одним из важнейших преимуществ использования  дидактических средств обучения в учебном процессе являются их возможности в плане обеспечения наглядности и эмоциональности изучаемого материала, что в свою очередь можно рассматривать как дополнительные средства организации и управления вниманием обучающихся. Однако желаемый эффект достигается только в том случае, когда дидактические средства обучения используются в соответствии с закономерностями протекания познавательной деятельности обучающихся определенного возраста и психологического статуса, характеристиками учебного материала и учебных задач.

Сила  эмоционального воздействия дидактических средств обучения вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Однако избыток эмоциональности затруднит усвоение и осмысление изучаемого материала. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский комментарий значимы при восприятии любых дидактических средств обучения.

Дидактические средства обучения обладают широким диапазоном выразительности, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала, управлять вниманием, выделяя главное изображение средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов. Кроме того, из кадра убирают или ослабляют все отвлекающее от главного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов, различной интенсивностью окраски, выделением светом и т.п. Благодаря этим приемам достигается адекватное сочетание фигуры и фона, что способствует оптимальному распределению внимания обучающихся.

Информация о работе Роль дидактических средств обучения в учебном процессе