Роль дидактических средств обучения в учебном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель: исследовать роль дидактических средств обучения в учебном процессе
Объект: учебный процесс.
Предмет: дидактические средства обучения.
Задачи:
определить основные функции дидактических средств обучения;
рассмотреть классификацию дидактических средств обучения;
выявить требования, предъявляемые к дидактическим средствам обучения;
рассмотреть методики использования отдельных видов дидактических средств;
разработать занятие с применением дидактических средств обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Понятие и функции дидактических средств обучения 5
1.2. Классификация дидактических средств обучения 5
1.3. Значение дидактических средств для повышения эффективности
теоретического обучения 11
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Методика использования дидактических средств на занятиях 17
2.2. Выбор комплекса дидактических средств обучения для ролевой игры 22
2.3. Разработка ролевой игры с использованием дидактических
средств обучения 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 61.13 Кб (Скачать файл)

Тип урока: ролевая игра.

Вид урока: урок закрепления пройденного материала.

Цель урока: систематизировать знания учащихся об основных устройствах компьютера.

Задачи урока:

Образовательная. В игровой форме познакомить учащихся с основными устройствами компьютера, их функциями; обобщить, активизировать и закрепить знания учащихся.

Воспитательная. Приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления; усиление личностной заинтересованности учеников; привитие ученикам навыков самообразования и самовоспитания.

Развивающая. Научить учащихся составлять кроссворд, искать информацию в книгах, развить навыки учащихся по работе в группе, сотрудничество, взаимную помощь.

Оснащение урока.

1.Каждая игровая группа должна иметь карточки с изображением комплектующих и периферийных устройств, прайс-лист.

2.Эксперты должны иметь листочки с системой оценивания. Кроме того должны быть подготовлены полоски со словами - компьютерными терминами, а также лист в Excel для составления кроссворда.

Идея урока. Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе работают несколько фирм – обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно чем-нибудь заняться на досуге, например, составлением кроссвордов из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен он быть и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь».

Имитационной  моделью в данном случае выступает  работа фирмы по сборке и продаже  компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Распределение ролей. Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 2-4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить 3-4 эксперта из числа учителей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему, следить за правильностью ответа и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данном классе.

Правила игры. Игра проходит  в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры. Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам. Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру.

Система оценивания. Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

Задание 1: компактность структуры кроссворда; правильность; рациональность; аккуратность;

Задание 2: ориентация в материале; культура речи; краткость; логичность и убедительность; выделение существенного; умение заинтересовать слушателей.

Максимальное  количество баллов за выполнение каждого задания – 5.

Поведение участников игры оценивается по следующим  критериям:

- взаимопомощь в группе;

- умение общаться с коллегами;

- умение организовать работу в группе;

- умение уложиться во времени при решении задач;

- умение  слушать выступления своего докладчика  и докладчика другой группы.

 

План урока

    1. Подготовительный этап 5 мин.
    2. Составление кроссворда 10 минут.
    3. Сборка компьютера 25 минут.
    4. Подведение итогов урока 5 минут.

Ход урока

  1. Подготовительный этап.

Участники занимают места в зависимости  от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты- консультанты, ведущий.

Ведущий: каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Дайте названия своему предприятию.

Ребята  придумывают названия своих фирм- команд.

Ведущий: У вас начинается первый рабочий  день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - попробовать составить кроссворд по компьютерным терминам.

  1. Составление кроссворда.

Игроки  каждой команды сидят около одного компьютера. Каждая команда получает полоски со словами для составления кроссворда. Полоски двухсторонние: с одной стороны слово написано по горизонтали, с другой стороны это же слово – по вертикали. Игроки складывают кроссворд из этих слов – полосок на столе рядом с компьютером. Затем они перерисовывают кроссворд на листе Excel, заранее подготовленном на компьютере. Нумеруют слова и составляют вопросы к кроссворду в виде картинок. Свои решения команды передают экспертам.

  1. Сборка компьютера

Ведущий: В нашу фирму поступил заказ. Заказчик просит собрать компьютер, но точно не знает какой конфигурации он должен быть и какое дополнительное оборудование ему понадобится. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить не более 700$. Ваша задача помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т.е. помочь определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, сканера, наличие колонок, цифровой камеры и т.п.

Условия выполнения заказа следующие: с одной  стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы  считает, что сам заказчик выбрал какой-то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен убедительно это доказать; с другой стороны, надо так же четко объяснить, что ему может понадобится.

Каждая  команда получает несколько картинок с изображением комплектующих и периферийных устройств, а также памятки (Приложение 1). Игроки, пользуясь учебником, должны подготовиться к тому, чтобы правильно и лаконично рассказать о том, что изображено на картинке, является ли изображенный предмет обязательным для работы компьютера, представить его функциональные возможности.

Далее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации.

Разговоры представителей фирм с заказчиками  происходит по очереди, друг за другом. В качестве заказчиков выступают  эксперты. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер (Приложение 2). Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце каждого этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.

  1. Подведение итогов урока.

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.

Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали  свое мнение об игре.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив, что же все-таки собой представляют средства обучения, мы можем теперь уверенно сказать, что данные средства  существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и операциями. Средства обучения уподобляются усваиваемому знанию; в них кристаллизован опыт общественной практики, способы применения научной и технической информации. Средства учения, иначе называемые орудиями деятельности учащихся, используются при решении задач и усвоении знаний. Это дидактический раздаточный материал, карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ, средства труда в учебных мастерских и т.д. Предмет становится средством учения, когда учащийся использует его для преобразования условия задачи или других предметов с целью получения ответа или другого продукта. В процессе выполнения познавательных заданий в сознании учащихся остаются следы деятельности – знания, умения, навыки,  привычки, убеждения. Усвоенные знания (продукт обучения) используются далее для решения более сложных задач, то есть начинают выполнять новую для них функцию средств учения.

Задача  педагогов в комплексе применять  разнообразные средства обучения, выбирать конкретный вид средств, необходимо исследовав его влияние на обучаемость учащихся. Комплексное и правильное использование средств обучения всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения - улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса

Информация о работе Роль дидактических средств обучения в учебном процессе