Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 17:36, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние игры на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить следующие задачи:
1. Проанализировать содержание учебной, методической и научной литературы по исследуемой проблеме;
2. Раскрыть понятие творческих способностей. Исследовать факторы, способствующие развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать систему игровых заданий по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
4. Определить роль игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..5
1.Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………….....5
1.1Понятие творческих способностей. Способности и задатки ……………..5
1.2Виды способностей…………………………………………………………..8
1.3Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..15
2.Роль игровой деятельности в развитии творческих способностей детей……………………………………………………………………………..19
2.1Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста…… 19
2.2 Характеристика особенностей развивающих игр………………………. 23
2.3Содержание игр, развивающих воображение старших дошкольников…29
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………………...46
6 (30%) показали высокий уровень творчества;
11 (55%) показали средний уровень творчества;
3 (15%) показали низкий уровень творчества.
После анализа мы провели статистическую обработку данных. Данные
представлены в гистограмме.
показали высокий уровень творчества
показали средний уровень творчества
показали низкий уровень творчества
Рис.2 Процентное соотношение уровней развития творческих способностей детей по результатам повторного исследования с помощью теста «Фантастический образ»
Таким образом, при повторном исследовании высокий уровень развитии творческих способностей не выявлен.Шесть детей, что составило 30%, показали высокий уровень творчества, одиннадцать детей, что составило 55%, показали средний уровень творчества, три ребёнка, что составило 15%, показали низкий уровень творчества.
Проанализировав результаты статистической обработки данных контрольного этапа эксперимента с детьми, сравнив их, мы выявили, что уровень творчества детей повысился.
Развитие творческих способностей, самостоятельности при выборе замысла, средств художественной выразительности при создании рисунков у детей после проведения формирующего эксперимента значительно возросло. Высокий уровень творчества показали 30% детей, средний уровень творчества – 55% детей.
Во второй части курсовой работы мы описали организацию и ход исследования творческого развития детей старшего дошкольного возраста .Была разработана и проведена система творческих заданий для развития творчества дошкольников на занятиях.
По результатам нашего исследования
родителям и работникам дошкольных учреждений
были даны рекомендации, дающие возможность
воспитывать и развивать в детях творческую
личность. Таким образом, структура игры
предоставляет старшему дошкольнику возможность
для реализации его творческого потенциала,
т. е. для проявления творческой способности
его воображения.
В игре ребенок обучается действовать
в ситуации, которая требует познания,
а не только непосредственно переживается.
Действие в придуманной ситуации приводит
к тому, что ребенок учится управлять не
только восприятием предмета или реальных
обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее
значением. Возникает новое качество отношения
человека к миру: ребенок уже видит окружающую
действительность, что не только имеет
разнообразную окраску, многообразие
форм, но и знание и смысл.
В игре самое важное не то удовольствие,
которое получает ребенок, играя, но та
объективная польза, объективный смысл
игры, который бессознательно для самого
ребенка осуществляется им. Этот смысл,
заключается в развитии и упражнении всех
сил и задатков ребенка.
Но все же не только игра влияет на развитие
творческих способностей ребенка, также
влияют атмосфера, обстановка в которой
проходит игра, участие в игре родителей
или педагога, поддержка старшими идей
ребенка.
В ходе нашего исследования были выведены следующие рекомендации:
№ занятия |
Тема (название) |
Цели занятия |
1 |
Пофантазируем? |
Раскрепощение воображения |
2 |
Думай, учись, развивайся |
Развитие основных мыслительных операций, а также прогностического, практического, дивергентного видов мышления |
3 |
Твори, выдумывай, пробуй! |
Развитие творческого воображения |
4 |
Кто быстрее? Кто интереснее? |
Развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления |
В качестве примера приведем первое и последнее занятия этого блока.
Занятие 1. Пофантазируем? Цель: раскрепощ
Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.
1. «Кляксы» Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.
«В волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки».
Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.
«Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже».
Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных их частях.
2. Упражнение «Составление
рассказа с использованием
Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.
Упражнение можно проводить с ограничениями, например: придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б, и т.д.
3. Игра «Цветные сказки»
Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».
4. «Желтая сказка»
Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.
Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.
«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил: у него крыльев нет, полоски-то какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, - мечтал он, - буду летать высоко».
А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летали от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека: рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.
До самого горизонта желтели луга - это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы, как золотом, сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.
Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился весь, обсыпался желтой пыльцой.
Подошла желтая корова, подумала, что я одуванчик, да и съела меня, желтого. Так что писать дальше нет возможности.
5. Игра «Если бы ...»
Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?).
В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек» (см. Приложение 2).
6. Игра «Изобретатели»
В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» или «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка - ласковая, пушистая, разноцветная; книга - интересная, приключенческая, толстая.
После этого приступают к основной части игры - придумыванию нового стула. Все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул, чем он интересен, где его можно использовать?
В конце занятия педагог благодарит детей за активную работу: «Наше занятие окончено. Всем спасибо! До свидания».
Занятие 4. Кто быстрее? Кто интереснее? Цель: развитие беглости, гибкости и оригинальности мышления детей.
Включенные в это занятие игры и задания активизируют у детей творческий потенциал и способствуют развитию их креативности в целом.
1. «Земля - воздух - вода»
«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «воздух», «земля», «вода», а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «воздух» - название птицы, во втором случае («земля») - животного, если было сказано «вода» - название рыбы. Отвечать нужно как можно быстрее».
Задание можно усложнить, увеличив темп ответов или предлагать в качестве ответов не только названия животных, но, например, транспортных средств и т.д.
2. «За и против»
«Каждый их вас по очереди будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, например: представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза».
После того как ситуация предложена, все, в том числе и ребенок, ее предложивший, говорят, какие они видят плюсы и минусы и интересные моменты в этой ситуации.
3. «Оптимисты и скептики» [4]
Один из играющих задает ситуацию, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень». Например:
- Хорошо, что дома телевизор есть: смотреть можно.
- Хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть.
- Хорошо, если чайник большой: на всех чая хватит.
- Хорошо, да не очень. Долго закипает.
Можно рассказать таким образом знакомую сказку, например, «Три поросенка».
- Жили - были три братца-поросенка Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф. Это хорошо!
- Хорошо, да не очень. Осень наступила, а им жить негде. Это плохо!
- Плохо, да не очень. Решили они себе домик построить. Это хорошо!
- Хорошо, да не очень. Строить
- то они не умели. Это плохо!
И т.д. Прием инверсии имеет, помимо
развивающей, воспитательную и
4. «Что упало?»
«Наверно, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина, упала ложка - придет женщина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, монетка, барабан и т.д. Тот кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, в случае возникновения вопросов у других, объясняет, почему это происходит. Делать все это нужно как можно быстрее».
В процессе выполнения игры поощряются неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости мышления и нестандартные интерпретации.
Поскольку это занятие - последнее в программе, то по его завершении психолог вместе с детьми проводит общие итоги, дети делятся впечатлениями, говорят об успехах своих товарищей по группе, отмечают то новое, что они подметили в собственном развитии.
Система творческих заданий
1. Рисование «Знакомство с акварелью»
Цель: Познакомить детей с особенностями акварельных красок. Развивать фантазию, воображение, самостоятельность.
Методика проведения: Побеседовать о красках, их особенностях. Предложить поэкспериментировать с красками: разводить водой, смешивать цвета, делать кляксы, отпечатки и т.д.
2. «Будет так, как захочу»
Цель: развивать образное мышление.
Методика проведения: дается задание вспомнить необычные предмет, детям предлагается с помощью любых средств изобразить этот предмет в измененном виде, например, что будет если он намокнет. В конце занятия все работы рассматриваются, обсуждаются правильность оценивание ситуации.
3. Лепка «Несуществующее животное»
Цель: Развивать творчество, воображение, находить сходство и различие, видеть целостность образа, развивать образное мышление.
Методика проведения: Детям предлагается придумать несуществующее животное и вылепить его из пластилина, глины или песка. Дать животному название. В конце занятия каждое животное рассматривается, ребенок объясняет свой выбор, дети все вместе пытаются узнать, элементы каких животных использованы в данной фигурке.
4. «Кто живет в домике»
Цель: развивать наглядно - образное мышление и творческие способности.
Методика проведения: Воспитатель беседует с детьми о том, как можно узнать, что дома кто-то есть, а как узнать как он выглядит и кто он. Детям предлагаются элементы картинок, по которым они должны узнать, что это за предмет. Потом дается задание самим загадать предмет, изобразить только его часть, а остальные должны угадать, что задумано.
5. Творческое занятие «Осенний ( весенний) ковер»
Цель: развивать творческое мышление, видеть связь и сходные черты. Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие.
Методика проведения: Поговорить с детьми об этом времени года. Выделить его отличительные черты, предложить создать свой оригинальный ковер этого времени года. Поощрять использование различных техник изображения, своеобразие, творческий подход. По окончании все работы выложить в один большой ковер, украсить им стену.
6. Творческое занятие «Вот я какой»
Цель: развивать воображение, мышление, творчество детей.
Методика проведения: детям предлагается подумать, какой каждый из них, как он может охарактеризовать себя, с кем или чем он себя ассоциирует. Предложить изобразить «себя» с помощью лепки, рисования, аппликации и т.п. на выбор. Спросить, почему именно это изображение он выбрал. Из полученных работ сделать выставку - знакомство.
Примечание. Кроме упражнений и игр, на занятиях рекомендуется использование специальных домашних занятий. Например, детям предлагается совместно с родителями в выходные дни придумать и записать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета. Затем на занятии дети обмениваются придуманными вариантами и составляют «банк данных» из неповторяющихся ответов. Это способствует не только развитию у детей творческого воображения и мышления, но и помогает формировать у них способность внимательно и доброжелательно выслушивать и анализировать идеи и предложения других людей, развивать способность к коллективному творчеству.
Информация о работе Роль игры в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста