Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – подобрать комплекс игр направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра как основной метод формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
3
1
Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре

7
1.1
Психолого-педагогические подходы к роли игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………….


7
1.2
Содержание работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

10
2
Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста


15
2.1
Изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

15
2.2
Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах через игру ………….

19
Заключение ……………………………………………………………………..
23
Список используемой литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

1. Восприятие целостного облика предметов.

2. Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины, строения и др.)

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева)

4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие предмета [17, С. 11].

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить младших дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Так же необходимо развивать аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения  величины.

К специальным задачам сенсорного развития можно отнести:

- развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени);

- формирование системы перцептивных  действий;

- формирование зрительно-моторной  координации, межсенсорных связей  и перцептивных операций;

- развитие скорости и дифференцированного  восприятия явлений и объектов;

- развитие устойчивости, целостности  и обобщенности восприятия;

- формирование умений обозначать  сенсорные признаки и перцептивные  действия словом.

Таким образом, сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

 

 

 

1. 2 Содержание работы по формированию представлений о сенсорных  эталонах у детей младшего дошкольного возраста

 

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Поэтому задачи сенсорного воспитания должны реализоваться практически  во всех видах деятельности и на всех занятиях.

На начальном этапе детей обучают восприятию простой  нерасчлененной формы. Затем переходят к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях.

Эти задачи решаются в процессе изобразительной, конструктивной и  трудовой деятельностью, занятий математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и др., посредствам дидактических игр и упражнений. Сначала дети выполняют задания по раскладыванию однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет предметов должны быть одинаковыми. В задачи обучения входит формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для определения тождества и различия однородных предметов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Материалом служат деревянные круги и квадраты двух размеров: маленькие и большие. Дополнительно могут использоваться две полосы плотной бумаги белого цвета разной ширины.

На последующих НОД  детей учат группировать предметы по форме. Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для  детей сложнее, чем соотнесение разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом  отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. В качестве дидактического материала для этих занятий служат круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету.

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку объектов, соотнесение их по форме и величине. Так, играя со сборной матрешкой, малыш соотносит между собой детали куклы, в значительной мере ориентируясь на их величину. Таким  же образом педагог создает условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки. Воспитатель обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр  по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.  

В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.

2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов (обучающая или дидактическая задача; игровые действия; игровые правила).  Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Руководство дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте осуществляется следующим образом.

1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

4. С детьми младшего возраста  воспитателю необходимо самому  включиться в игру. Вначале нужно  привлекать детей играть дидактическим  материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

5. Для детей этого возраста  характерно преобладание чувственного  познания окружающего мира. Учитывая  это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

6. Известные детям игры становятся  более интересными, если в их  содержание вводиться что-то новое  и более сложное, требующее активной  умственной работы. Поэтому рекомендуется  повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

9. Подводя итоги игры с детьми младшего, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются игры. Только при определенной системе проведения игр можно добиться сенсорного развития младших дошкольников.

Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация – одна из основных задач сенсорного воспитания дошкольников.

 

 

Вывод по первой главе

 

 Ведущей формой сенсорного развития являются не только занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. Планомерное развитие у детей восприятия и представлений о цвете, форме, величине предметов осуществляется в процессе организованных игр. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.), позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

 

2 Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

 

2.1 Изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

 

Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста. В констатирующем эксперименте участвовало 15 детей младшего дошкольного возраста МБУ детского сада общеразвивающего вида № 49 «Весёлые нотки» г. Тольятти.

Методики, используемые в работе для изучения уровня восприятия цвета, формы, величины у детей младшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Диагностическая карта констатирующего эксперимента

Задачи

Критерии и показатели

Методики

Изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

- выбор цвета по наглядному  образцу;

- размещение цвета по  наглядному образцу;

- выбор цвета при назывании  его взрослым;

- самостоятельное называние цвета.

«Изучение восприятия цвета» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

- анализ способа действия (подбор  колец путём «проб и ошибок», сравнение колец путём наложения  или на основе зрительного  соотнесения);

- самостоятельность при выполнении задания

«Изучение умения ориентироваться в величине предметов» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной

- называние геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Дидактическая игра «Назови фигуру»


 

Методика № 1 «Изучение восприятия цвета» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) (см. приложение 1). Цель – изучение представлений о сенсорном эталоне цвета. Эксперимент проводится индивидуально и состоит из 4 серий, интервал между которыми – 1 день. Каждая серия включала 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).

Информация о работе Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста