Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – подобрать комплекс игр направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра как основной метод формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………
3
1
Теоретические основы формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре

7
1.1
Психолого-педагогические подходы к роли игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………….


7
1.2
Содержание работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

10
2
Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста


15
2.1
Изучение уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста …………………..

15
2.2
Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах через игру ………….

19
Заключение ……………………………………………………………………..
23
Список используемой литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Показателями оценки являются знания детьми сенсорных эталонов цветов: выбор цвета по наглядному образцу, размещение цветов по наглядному образцу, выбор цвета при назывании его взрослым, самостоятельное называние цвета.

Цвета и оттенки для детей 3 - 4 лет выбраны согласно «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, в которой указано, что дети второй младшей группы должны знать не менее пяти-шести цветов (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый), а также младших дошкольников знакомят с оттенками (серого, розового, голубого). Выбор дополнительных цветов (фиолетового и оранжевого) опирается на исследования Л.А. Венгера, который считает, что после подготовительного этапа, начинается знакомство детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов, применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

Количественные результаты (количество правильных ответов) исследования занесены в таблицу 2.2 (см. приложение 2).

Данные обработаны и отображены в рисунках 1, 2, 3 (см. приложение 3).

Из диаграмм видно, что из детей, участвовавших в эксперименте, 21 % имеют низкий уровень, средний – 54 %, высокий – 25 %.

Проведенная диагностика показала, что большинство детей различают основные цвета, справляются с задачей группировки по цвету: кладут синего цвета кружочки в синие коробочки, красные – в красные и т.д. Определенная работа в этом направлении необходима лишь с отдельными детьми. 2 детей не сразу начали группировать кружки по цвету. Затрудняются дети в основном в самостоятельном назывании цвета. В третьей серии данной методики по нахождению цвета при назывании взрослым большинство детей находили и показывали круг нужного цвета. Все участники эксперимента правильно показали монохромные цвета: черный и белый, из основных цветов «любимым» оказался красный. Трое детей показали правильно 9 цветов из 11 предложенных в эксперименте, пятеро затруднились при определении оттенков.

В четвертой части эксперимента при самостоятельном назывании цвета двое детей назвали 9 цветов, 3 – испытывали большие затруднения при назывании, как основных цветов, так и дополнительных. При назывании дети перечисляли цвета, которые им нравятся, как правило, это красный и черный цвет. Некоторые дети называли все кружочки одними и теми же цветами, называя красный, показывали красный кружок, зеленый, и др., то же самое с другими цветами. Из этой серии эксперимента было видно, что названия цветов они не знают, а стараются их угадать.

Методика № 2 «Изучение умения ориентироваться в величине предметов» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) (см. приложение 4). Цель - изучение представлений о сенсорном эталоне величины. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают пирамидку, затем у него на глазах снимают одно кольцо за другим, раскладывая их последовательно. После этого нарушают порядок и предлагают ребенку собрать пирамидку самостоятельно. Расположение колец варьируется следующим образом (4 – самое большое кольцо, 1 – самое маленькое): 1 вариант – 3,1,2,4 (в ряд); 2 вариант – 3,2.4,1 (в ряд); 3 вариант – 3,1,2,4 (в шахматном порядке); 4 вариант – 3,2,4,1 (в шахматном порядке).

При проведении данного исследования 10 детей самостоятельно справились с заданием, пятеро – с помощью взрослого. Когда расположение колец было в 1 и 2 варианте (1 вариант – 3,1,2,4 (в ряд); 2 вариант – 3,2.4,1 (в ряд)) детям не составляло труда правильно собрать пирамидку.

Результаты представлены в таблице 2.3 (см. приложение 5).

Данные обработаны и отображены в рисунке 4 (см. приложение 6).

С целью изучения восприятия геометрической фигуры проведена дидактическая игра «Назови фигуру». Детям было предложено 4 формы (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник). Задание проводилось индивидуально с детьми 3-4 лет. Необходимо было назвать фигуру, которую показывает педагог. Результаты представлены в таблице 2.4 (см. приложение 7). Данные обработаны и отображены на рисунке 5 (см. приложение 8).

Анализ методик позволил нам условно разделить всех детей на три уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах:

Достаточный уровень: группируют предметы по цвету, размещают цвета по наглядному образцу, находит цвет по называнию его взрослым. Самостоятельно называет цвет. Ориентируется в величине предметов, называет геометрические формы. Задания выполняются самостоятельно и правильно.

Близкий к достаточному уровень: начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу после небольшой помощи педагога. Испытывает небольшие затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым. Затрудняется в называние цвета самостоятельно, опирается на «опредмечивание» названия: как помидорчик, красного цвета. Путём «проб и ошибок» ориентируется в величине, «опредмечивает» геометрические формы (как яблоко, крыша, домик). Задания выполняются с незначительной помощью педагога.

Недостаточный уровень: начинает группировать предметы по цвету, размещает цвета по наглядному образцу с помощью педагога. Испытывает затруднения при нахождении цвета по называнию его взрослым. Не называет цвета. Величину определяет с помощью взрослого, не называет геометрическую форму. Задания выполняются с помощью педагога.

Алина С. владеет перцептивными действиями, прикладывает предметы друг к другу, выбирает и группирует предметы по цветовому признаку. Путается в называниях цветов, пользуется «опредмеченными» названиями.

У Ивана Ш. сформированы практические действия по цветовому различию. Знает основные цвета, дополнительные, затрудняется в названиях оттенков цветов, в ориентировке величины предметов.

Ксения Р. для сравнения прикладывает предметы друг к другу, выбирает и группирует предметы по цветовому признаку. Определяет величину и форму.

Сергей П. группирует предметы по цветовому признаку. Показывает основные, дополнительные цвета и их оттенки, но затрудняется в самостоятельном их назывании. Знает геометрическую форму, на основе зрительного соотнесения правильно собирает пирамидку.

Дарина Д. хорошо различает цвета, не прибегая к практическим действиям, путает названия оттенков.

Эстела М. группирует предметы по цветовому признаку, сравнивая, прибегает к практическим действиям, прикладывает предметы друг к другу. Путём «проб и ошибок» ориентируется в величине колец пирамидки.

Маша В. не всегда правильно выбирает предметы по цветовому признаку. Путает названия основных цветов, оттенков. Знает все геометрические формы. Пирамидку собирает при помощи взрослого.

Результаты исследования, представленные на рисунке 6 (см. приложение 9), показывают, что 33 % детей обладают достаточным уровнем сформированности представлений о сенсорных эталонах, 42 % - близким к достаточному и 25 % - недостаточным уровнем. Полученные данные позволили нам спланировать свою дальнейшую работу.

 

 

 

2.2 Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах через игру

 

На втором этапе экспериментальной работы нами был подобран комплекс игр, направленных на формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах: величина, цвет, форма. Рассмотрим содержание работы более подробно.

1 этап.  Цель - формирование представлений о цвете предмета – соотнесение цвета предмета с эталоном цвета. На данном этапе использовались следующие игры:

    • «Собери капельки в стакан»;
    • «Собери лепесточки»;
    • «Помоги зайчатам спрятаться от лисы».

На данном этапе нам было  необходимо применение словесного обозначения цветов. Детям предлагалось подобрать такого же цвета: «Собери в зеленый стакан капельки такого же цвета», или «Кто быстрее соберет в стакан капельки такого же цвета». На первых порах детям предлагалось собрать 2-3 наиболее контрастных цвета (красный, синий, желтый), затем добавлялись зеленый, оранжевый, фиолетовый.

В начале формирующего эксперимента, когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет капельки?», «Кто больше соберет цветочков?» и т.п. В игре «Помоги зайчатам спрятаться от лисы» для создания положительных эмоций, использовалась игрушка лисы, дети достаточно живо на нее реагировали и быстро выполняли действия соответствующие содержанию игры.

Для детей, которые не смогли разместить цвета по наглядному образцу, предлагались игры с мозаикой: «Собери пирамидку», «Собери цветочек», где дети, опираясь на поэтапный образец, выкладывали соответствующие элементы. Все дети довольно быстро научились выкладывать цветочек. Более сложный вариант – выкладывание пирамидки, выполнялся сначала под руководством педагога, но после нескольких повторений дети самостоятельно выполняли задание успешно.

С целью формирования умения выбирать предметы определенного цвета по словесной инструкции взрослого использовались игры: «Наведем порядок», «Найди игрушку». В этих играх хорошо прослеживалось насколько дети хорошо стали ориентироваться в основных цветах при назывании их взрослым, что позволили сделать вывод о том, что дети усвоили представления об основных цветах.

Далее проводились игры по размещению, называнию как основных, так и дополнительных цветов применялись такие игры, как «Платье радуги», «Подбери пару», «Чудесный мешочек». В ходе игр стало ясно, что некоторые стали называть цвета после небольшой паузы, но некоторые дети еще затрудняются в назывании.

С этими детьми проводилась индивидуальная работа: рассматривание альбома «Цвета вокруг нас», где каждая страница отводилась определенному цвету. Дети совместно с воспитателем уточняли, что каким бывает. Детям задавался вопрос: «Что бывает красным цветом?», на который они отвечали, перечисляя картинки на странице альбома. В итоге проводилось обобщение: «Какого цвета все на этой странице?». По ходу рассматривания альбома, выяснялось, как дети самостоятельно называют цвета, при затруднениях оказывалась помощь, использовались такие приемы как подсказка, называние начала слова.

2 этап. Далее мы организовали игры, направленные на различение формы «Подбери фигуру», «Подбери окошки для домика», «Геометрическое лото» и т.д.. В ходе выполнения заданий дети закрепляли представления о геометрических фигурах, упражнялись в  их названии. С помощью обследования геометрических форм приемом накладывания дети научились различать квадрат и прямоугольник.

3 этап. Для развития восприятия величины мы использовали игру «Разноцветный коврик» «Домик для зверей», «Кто, где живёт?», где дети упражнялись не только в определении величины предметов, но и в назывании цвета.

С целью закрепления и активизации в речи у детей слов обозначающих цвет было проведено игра-занятие «Гости», дидактическая игра «Разноцветное лото». Ярко одетые куклы, цветные картинки привлекали внимание детей, стимулировали речевую активность, дети с удовольствием отвечали на вопросы.

Таким образом, проведенная нами работа дала положительные результаты, выраженные в сформированности у большинства детей представлений о сенсорных эталонах.

Вывод по второй главе

 

 Проведенная нами экспериментальная работа дала положительные результаты, выраженные в сформированности у большинства детей представлений о сенсорных эталонах цвета (основных цветов), формы (круг, квадрат, треугольник), величины. Но в тоже время нами было установлено, что степень сформированности представлений об оттенках цветов, дополнительных цветах, форме (прямоугольник) у некоторых детей осталось недостаточной. В результате проведенной работы подобран комплекс игр, направленных на формирование представлений о сенсорных эталонах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В курсовой работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.

1. Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по вопросу формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста в игре позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления.

2. Анализ исследований психологов и педагогов позволяет сделать следующие выводы о том, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Последовательное ознакомление детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация – одна из основных задач сенсорного развития дошкольников.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

3. Результаты, полученные в процессе  проведения констатирующего эксперимента, позволили сделать вывод о  том, не все дети обладают достаточным уровнем сформированности представлений о сенсорных эталонах. Достаточный уровень характеризуется наличием представлений о сенсорных эталонах у детей  младшего дошкольного возраста, определенные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Информация о работе Роль игры в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста