Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 21:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования дошкольников.
Объектом исследования выступает процесс использования игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются игры как средство экологического образования детей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы применения игр в экологическом образовании старших дошкольников……………………………………………7
1.1 Психолого-педагогические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..7
1.2 Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников………...14
1.3 Методика использования игр как средства экологического образования старших дошкольников……………………………………………………...…..20
1.4 Анализ опыта работы педагогов России по практическому применению экологических игр со старшими дошкольниками…………………………….31

Глава II. Практический опыт использования игр в экологическом образовании старших дошкольников…………………………………………..36
2.1 Опыт практического применения экологических игр в Кушнаренковском районе…………………………………………………………………………….36
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию игр в экологическом образовании старших дошкольников…………………..41
Заключение...........................................................................................................63
Список использованной литературы………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ОА.docx

— 177.37 Кб (Скачать файл)

К низкому уровню развития были отнесены дети – в контрольной группе – Маша З., Рома М., Вова Р., Дима П. – 4 человека и в экспериментальной группе – Алёша Д., Маша Е., Аня Ж, Юра К., Лена Ф. – 5 человек.

Лена Ф. часто допускала ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно. Аня Ж. не всегда правильно называла времена года, затруднялась назвать их в нужной последовательности. В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 2 и 3.

 

Таблица 2 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной группе

Ф.И.

Уровни (низкий – Н, средний – С, высокий – В)

Знания

Отношение

Умение

о жив.,

птицах,

насек.

о раст.

мире

о нежив.

природе

о

времен. года

Пробл.

Ситуац.

1.

Бычков А.

С

С

С

С

С

+

+

2.

Вареник С.

С

С

С

С

С

+

+

3.

Заяц М.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

4.

Киреева А.

С

С

С

С

С

+

+

5.

Костина Ю.

В

В

В

В

В

+

+

6.

Мальцев Р.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

7.

Наумова Ю

С

С

С

С

С

+

+

8.

Разин В.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

9.

Парчук Д.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

10

Шевченко А.

С

С

С

С

С

+

+


 

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 5 человек, низкий уровень – 4 человека

 

Таблица 3 Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной группе

Ф.И.

Уровни (низкий – Н, средний – С, высокий – В)

Знания

Отношение

Умение

о жив.,

птицах,

насек.

о раст.

мире

о нежив.

природе

о

времен. года

Пробл.

ситуация

1.

Гринченко У.

С

С

С

С

С

+

+

2.

Дякун А.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

3.

Егорова М.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

4.

Желтоног А.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

5.

Криворот Ю.

С

С

С

С

С

+

+

6.

Мамон А.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

7.

Семенюк Л.

В

В

В

В

В

+

+

8.

Тесленко Р.

С

С

С

С

С

+

+

9.

Филоненко Л.

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

10

Чмырь Л.

С

С

С

С

С

+

+


 

Высокий уровень – 1 человек, средний уровень – 4 человека, низкий уровень - 5 человек

 

Таблица 4 Уровни сформированности экологических знаний (констатирующий срез)

 

Уровень

Группа

контрольная

экспериментальная

Высокий

10 %

10 %

Средний

50 %

40 %

Низкий

40 %

50 %


 

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в диаграмме.

 

 

          В контрольной (10%) и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологической культуры. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низкий уровень сформированности экологических знаний 40% и 50% детей соответственно.

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, играм и другим видам деятельности экологического характера.

Таким образом, встала задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе. На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Одним из эффективных способов экологического образования дошкольников являются занятия по ознакомлению с окружающим миром и игровая деятельность[18,121].

Каждый день пребывания детей в детском саду должен быть интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении с включением различных видов игр.

Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой старшие дошкольники ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических представлений; пробудить интерес к природе и развить ценное отношение к ней; формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставить возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения; контроля и оценки результатов собственной экологически ориентированной деятельности[19,32].

При проведении различных занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: ИОС, дидактические игры, игра «Путешествие в мир природы», «Необычное путешествие», «Скорая помощь», «Грибная полянка», «Построй свой домик» и т.д., способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений.

Экологические знания дети получают не только во время специально организованных занятий, но и во время прогулок, экскурсий, трудовой, игровой и исследовательской деятельности.

Во время прогулок были проведены подвижные игры: «У медведя в гостях», «Раз, два, три, к дереву беги». Дети уже знают особенности «своего» дерева (есть высокие, низкие, тонкие, толстые; у одного раскидистая крона, у других опущенные или приподнятые ветки).

Варианты игр:

  1. Предлагается изобразить своих новых друзей. Ранее указывалось, что у ребенка есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: ноги похожи на корни, туловище – на ствол, руки – на ветки, пальцы на листья. Так, изображая старый дуб с большими толстыми корнями, ребенок широко расставляет ноги, показывая плакучую иву, опускают руки и т.д. Пусть дошкольники вспомнят, как шумит листва в ветреную погоду, воспроизведут эти звуки, представят, что на ветви садятся птицы, идет дождь или светит солнце. Ситуации можно придумать самые разнообразные с проводившимися ранее наблюдениями. Задача детей – отразить особенности дерева в предлагаемых педагогом ситуациях.
  2. Представим, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б. Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задача: показать, как могло бы ходить дерево – тяжелым или легким шагом. Пусть дети объясняют свои движения (как правило, в своих комментариях они ссылаются на особенности внешнего вида растения).

Время от времени в гости к детям могут приходить их любимые персонажи – «Красная шапочка», «Доктор Айболит», Чипполино. Они участвуют в наблюдениях, в практических делах в уголке природы, в беседах. Каждый персонаж продолжает свою линию поведения: доктор Айболит заботится о здоровье детей и дает советы; Чипполино интересуется, есть ли в детском саду огород, что там растет и т.д., Красная Шапочка рассказывает, как она ходила к бабушке, что видела в лесу и т.д.

Дидактические игры используются в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием умений детей – от умения определить способ действия конкретных предметов, к умению называть способ их использования и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения и, далее, к умению устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой, ориентации в многообразии рукотворного мира, к его преобразованию.

Игры включались в познавательную деятельность детей, «превращались» в элемент развивающей среды.

В старшей группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовке детей к школе. Дети этого возраста в силах придумать дидактические игры самостоятельно (лото, домино, разрезные картинки). В игре «Радуга» дети подбирают предметные картинки по цветам радуги. В игре «Рыбки плавают в пруду» дети подбирают рыбок подходящих по цвету к ручью, к пруду. Такие игры особо любимы детьми, по мнению Т.С. Комаровой, участвуя в создании такой игры, дети, в деятельной форме, познают и отражают объекты природы и их свойства.

Дидактическая игра может представлять ситуацию комично, фантастично или даже нелепо (небылицы).

Если переложить на музыку настроение таких игр, то дети смогут определить какая музыка больше подходит к небылицам. Это может быть юмористическая, шутливая музыка, которая поможет подчеркнуть интонацию, создать нужное настроение.

Можно подобрать музыку из некоторых произведений С. Прокофьева, В. Гаврилина, Д. Шостаковича. Воспитатель, вслушиваясь в строчки небылицы, может подобрать музыку, в которой, например, слышен громкий вой летящих по небу медведей и радостный визг поросят, и свист ветра, и хохот зрителей, показывающих на происходящее пальцами:

Медвежата летят, толстопятые кричат: «У-у-у, мы летим в Москву!»

Поросята летят, ещё больше кричат: «Хрю-хрю-хрю, полетим на Луну!»

Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хорошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, которые исходят из смыслового содержания небылицы, но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть.

Игры-раскладушки направлены на формирование умения определять. К какому миру - природному или рукотворному - относится предмет: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке», «Определи место для предмета» и т.д. Например, в игре «Помоги Незнайке», дети, по просьбе героя, раскладывают предметы рукотворного мира в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»), т.е. выполняют действие – раскладывания. Детям предлагают и другие игры с такими же действиями, но с другими сюжетными линиями. Затем задача усложняется: требуется не только разложить, но и обосновать свой выбор.

Игры – определение – определить способ использования предметов. В играх «Что лишнее», «Скажи как использовать предмет» детей побуждают назвать функцию вещи. В других играх, например «Найди пару», действия усложняются: надо не только знать способ употребления названного предмета, но подобрать к нему предмет с подобной функцией. Эта задача требует включения мыслительных процессов и опоры на прежний опыт.

Информация о работе Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников