Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 21:48, дипломная работа
Цель исследования - изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования дошкольников.
Объектом исследования выступает процесс использования игр в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются игры как средство экологического образования детей.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы применения игр в экологическом образовании старших дошкольников……………………………………………7
1.1 Психолого-педагогические особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста…………………………………………..7
1.2 Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников………...14
1.3 Методика использования игр как средства экологического образования старших дошкольников……………………………………………………...…..20
1.4 Анализ опыта работы педагогов России по практическому применению экологических игр со старшими дошкольниками…………………………….31
Глава II. Практический опыт использования игр в экологическом образовании старших дошкольников…………………………………………..36
2.1 Опыт практического применения экологических игр в Кушнаренковском районе…………………………………………………………………………….36
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию игр в экологическом образовании старших дошкольников…………………..41
Заключение...........................................................................................................63
Список использованной литературы………………
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Иными словами экологическая культура рассматривает совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, в надлежащем поведении и во всей практической деятельности.
При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра.
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.
Важную роль играет коллективная игра. Это дает воспитателю возможность сделать диагностику отношений детей к природе. к другим детям, к взрослым, а также условия для понимания степени сформированности этических качеств личности.
В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Таким образом:
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования о том, что целенаправленная работа по экологическому образованию детей будет проходить успешно, если в процессе данного образования будут использоваться разнообразные экологические игры.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана. Выпускную квалификационную работу можно считать законченной.
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Игра и труд [Текст] / Ю.П. Азаров. – М.; Знание. 2007.- 34с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст]/ Н.П.Аникеева. – М.; Просвещение. 2009.
3. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 2008.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение,2007.
5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 2009, с.44
6. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 2009, № 5
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 2007
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 2006. - № 6.
9. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 2009.
10. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 2008.
11. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 2010, № 1, с. 71
12. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 2008, № 12, с.132
13. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007.
14. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 2008, с.42, 74
15. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 2008, № 2, с.19-21
16. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. – М., 2007, с.86
17. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2009. – 100 с. – 8 п.л.
18. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 121 с. – 14 п.л.
19. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2006. – 32 с. - 2,5 п.л.
20. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. – М.,2011, 9. – С. 6-11.
21. Никандров Н.О. О новых учебниках природоведения. / Начальная школа. – М.,2009, 9. – С. 72-74.
22. Новосёлова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольняка. - М., 2008.
23. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М.: Изд. «Просвещение»,2011. – 112с.
24. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – Избр. Произв. М., 2012
25. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,2010
26. Эстетическое воспитание в семье. М., 2009.
27. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Знание, 2009. - с. 28.
28. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост. Чижевский А.Е. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп, 2008, с.
29. Ашиков В. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2.
30. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 5.
31. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7.
32. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн.: Нар. асвета, 2007.
33. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2010.
34. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7.
35. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 56 с.
36. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.
37. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - №7.
38. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
39. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2008. - 319 с.
40. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
41. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. - 2008. - №7.
42. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2009. - 336 с.
43. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7.
44. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
45. Остапенко Е.Л. Формирование начал
экологической культуры у детей старшего
дошкольного возраста с использованием
метода наблюдения // http://www.student.bestfinds.
46. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7.
47. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. – М .,2008
48. Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию.С-Пб.,2007
49. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ. Екатеринбург, 2009
50. Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования ХМАО. Тюмень, 2009
51. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Тюмень, 2007
52. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.М.,2009
53. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников.М., 2008
54. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников.М., 2009
55. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль,2009и др.
56. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М., 2008
57. Логинова ВИ. Дошкольная педагогика. Ч.1., М., 2008
58. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. С-Пб, 2008
59. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2009
60. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2009
61. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2009
62. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2009
63. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2009
64. Программа экологического образования детей «Мы». С-Пб, 2008
65. Программа «Радуга» / Доронова Т.Н. М., 2008.
66. Практическое пособие: Экологическое воспитание дошкольников. М., 2009
67. СорокинаА.И.,.Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. - М.,-2009.
68. Тарабанова Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, 2008
69. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников., Минск, 2008
70. Урунтаева А.Г.. Дошкольная психология. – М., 2009.
71. Удальцова. Дидактические игры. М.2007.
Приложение 1
Экологические игры, используемые в работе воспитателями
«Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Оборудование. Картинки с изображением животных.
Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребенку выяснить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей животного, и заменой отгадывающего ребенка.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.
Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».
«Грибная полянка»
Цель. Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого формата, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.
Эту игру можно проводить после занятия по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.
Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (обращаем внимание на то, что грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один грибник нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах: победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.
Ход.
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за грибами. Пойдем? (Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возьмите свои «корзиночки», оденьтесь понарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая картина с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как можно его красоту описать словами.
Пока дети думают, воспитатель или его помощник могут переодеться в костюм Гриба-лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут высказывать свои впечатления воспитателю. Вдруг появляется Гриб-лесовик.
Информация о работе Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников