Роль общения дошкольников со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении основных аспектов общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
Рассмотреть понятие общения в психологии.
Дать общую характеристику дошкольного возраста.
Охарактеризовать роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр.2
Понятие общения в психологии……………………………….……стр.3
Общая характеристика дошкольного возраста……………..…….стр.7
Роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста…………………………………………….. .стр.10
Сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………..стр.14
Заключение…………………………………………………………………стр.20
Список используемой литературы……………………………………...стр.22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая маврина.docx

— 54.53 Кб (Скачать файл)

          Всё это позволяет говорить  о глубокой качественной перестройке  отношения ребёнка к сверстнику. Другой ребёнок становится предметом  постоянного сравнения с собой.  Это сравнение направлено не  на обнаружение общности (как  у трёхлеток), а на противопоставление  себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребёнка. Через сравнение со сверстником ребёнок оценивает и утверждает себя как обладателя определённых достоинств, которые важны не сами по себе, а в глазах другого. Этим  другим для четырёх-пятилетнего ребёнка становится сверстник. Всё это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и т.д. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется. К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнёре не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать? Что ему нравится? Где он был? Что видел? И т.д. Их общение становится внесисуативным. Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных  обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного  возраста возникают  устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребёнок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится всё более значимой для ребёнка.

          К шести годам значительно  взрастает эмоциональная вовлечённость в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и стремятся помочь, подсказать правильный ход. Если четырёх-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут  объединяться с товарищем в своём «противостоянии» взрослому. Всё это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребёнка. К шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются всё реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие другие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Всё это может свидетельствовать о том, что ровесник становится для ребёнка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнёром, но и личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребёнок может серьёзно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребёнку необходимо  с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьёзное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребёнку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более, что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды.

         Такова возрастная логика развития  общения и отношения к сверстнику  в дошкольном возрасте. Однако  она далеко не всегда реализуется  в развитии конкретных детей.  Широко известно, что существуют  значительные индивидуальные различия  в отношении ребёнка к сверстникам,  которые во многом определяют  его самочувствие, положение среди  других и, в конечном счёте,  особенности становления личности.

Заключение

 

Потребность в общении  с другими детьми формируется  у ребёнка прижизненно. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности  в общении со сверстниками. Существенно  увеличивается количество контактов  дошкольников со сверстниками, связанных  с их стремлением разделить с  ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе «творить». Усиливается тенденция «обыгрывания» дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения. К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживаниями имеется в виду одинаковое отношение, исходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений). В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах с взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам. Приведённые данные показывают, что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребёнку прямо «накладывать» своё отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнёра. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст  с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями  не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.

      Таким образом,  в начале ребёнок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создаёт повод для обращения к ровеснику, в котором ребёнок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оценённым ровесником. Ребёнок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определённая индивидуальность становится объектом внимания ребёнка. Всё это способствует  выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1.Авдеева Н.Н., Силвестру А.И.,Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1997. – 290 с.

2.Смирнова Е. О., Залысина  И.А. Некоторые особенности психического развития до школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопр. психол. 2005. № 4.С.31-37.

3. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 2003.

4. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.

5. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.

6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.

7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологи-ческого развития дошкольника. - Минск, 1997.

8. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1999.

9. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

10. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального   развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1998.

11. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.

12. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль общения дошкольников со сверстниками