Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:35, курсовая работа
Цель исследования заключается в изучении основных аспектов общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
Рассмотреть понятие общения в психологии.
Дать общую характеристику дошкольного возраста.
Охарактеризовать роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста.
Провести сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Введение…………………………………………………………………….стр.2
Понятие общения в психологии……………………………….……стр.3
Общая характеристика дошкольного возраста……………..…….стр.7
Роль общения со сверстниками в психологическом развитии ребёнка дошкольного возраста…………………………………………….. .стр.10
Сравнительный анализ общения со сверстниками в младшем и старшем дошкольном возрасте………………………………………………..стр.14
Заключение…………………………………………………………………стр.20
Список используемой литературы……………………………………...стр.22
Всё это позволяет говорить
о глубокой качественной
К шести годам значительно
взрастает эмоциональная
Такова возрастная логика
Заключение
Потребность в общении с другими детьми формируется у ребёнка прижизненно. Для разных этапов дошкольного детства характерно неодинаковое содержание потребности в общении со сверстниками. Существенно увеличивается количество контактов дошкольников со сверстниками, связанных с их стремлением разделить с ровесниками переживания. В то же время, стремление к чисто деловому сотрудничеству со сверстником в конкретной деятельности несколько ослабевает. По-прежнему важно для старших дошкольников уважение сверстников и возможность вместе «творить». Усиливается тенденция «обыгрывания» дошкольниками возникающих конфликтов и их разрешения. К концу дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает (под сопереживаниями имеется в виду одинаковое отношение, исходная оценка происходящего, созвучие чувств, вызванное общностью мнений). В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах с взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам. Приведённые данные показывают, что дошкольник старшей группы детского сада не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности оказывается выше. Равенство сверстников позволяет ребёнку прямо «накладывать» своё отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнёра. Таким образом, преобразуется потребность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве в младшем дошкольном возрасте через средний дошкольный возраст с его доминирующей потребностью в доброжелательном внимании сверстника – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.
Таким образом, в начале ребёнок вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности, к чему его побуждают качества ровесника, необходимые для развития увлекательных действий. На протяжении дошкольного возраста развиваются познавательные интересы детей. Это создаёт повод для обращения к ровеснику, в котором ребёнок находит слушателя, ценителя, и источник сведений. Личностные мотивы, которые остаются на протяжении всего дошкольного детства, делятся на сравнение себя со сверстником, с его возможностями и на желание быть оценённым ровесником. Ребёнок демонстрирует свои умения, знания и личностные качества, побуждая других детей подтвердить их ценность. Мотивом общения становится его собственные качества в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем. В старшем дошкольном возрасте существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник, как таковой, как определённая индивидуальность становится объектом внимания ребёнка. Всё это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа.
Список используемой литературы
1.Авдеева Н.Н., Силвестру А.И.,Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М., 1997. – 290 с.
2.Смирнова Е. О., Залысина И.А. Некоторые особенности психического развития до школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопр. психол. 2005. № 4.С.31-37.
3. Воспитание самооценки и активность у детей дошкольного возраста. - М., 2003.
4. Галигузова Л.И. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. - №5.
5. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. - 1999. - №1.
6. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психологи-ческого развития дошкольника. - Минск, 1997.
8. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1999.
9. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3.
10. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. -М.: Педагогика, 1998.
11. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси, 1989.
12. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
Информация о работе Роль общения дошкольников со сверстниками