Роль общечеловеческих ценностей в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Трудности в определении неблагополучной семьи связаны с тем, что семья может внешне не относиться к категории неблагополучной, т. е. выглядеть как полная семья, где родители не злоупотребляют алкоголем и наркотиками, вроде бы следят за успехами ребенка в школе и т.д. Но ребенок в этой семье может находиться в постоянном психологическом стрессе, например, из-за того что взрослые члены семьи являются адептами одной из сект, или воспитание в семье происходит по типу «гиперопека».
Проблемы, с которыми сталкивается современная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской психологической, педагогической и др.

Содержание

Введение с.3
Глава I. Теоретические аспекты работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучной семьей.
1.1. Понятие неблагополучной семьи. Типы неблагополучных семей с.6
1.2. Технологии работы социального педагога с неблагополучными семьями с.13
1.3. Особенности работы социального педагога общеобразовательной школы с неблагополучными семьями с дефицитом воспитательных ресурсов.

Глава II. Исследование роли общечеловеческих ценностей как в деятельности социального педагога.
2.1.Общечеловеческие ценности как объект исследования
социального педагога с.23
2.3. Роль общечеловеческих ценностей в работе социального
педагога: исследование опыта работы, рекомендации с.27

Заключение с.33
Литература с.34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2кр.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

По данной проблеме составлен  рабочий план.

Таблица 1. Календарный план проведения диагностических методик по выявлению категории детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях по типу «гипоопека».

Дата, период

Диагностическая методика

Объект диагностики

Специалист, проводящий диагностику

Первая декада

сенятбря

Составление и анализ социального паспорта класса, в соответствии с данными за прошлый 2009/2010 учебный год

4 «Б» класс

Классный руководитель, социальный педагог

Вторая и третья декады сентября

Беседы, акты контрольно обследования жилищно-бытовых условий.

4 конкретные семьи  учащихся 4 «Б» класса

Комиссия:

Классный руководитель, социальный педагог, учитель-предметник начальной школы

04.10.10

Проведение проективной  методики «Дом, дерево, человек», анализ детского рисунка

Учащиеся 4 «Б» класса

Психолог, социальный педагог

12.10.10

Родительское собрание. Индивидуальные беседы с родителями. Анкета: «Режим дня в нашей семье»

Родители учащихся 4 «Б»  класса

Классный руководитель, составление и анализ анкеты -социальный педагог

В течение

первой четверти

Индивидуальные беседы с учащимися с целью уточнения  ситуации в семье

Учащиеся, обратившие на себя внимание изменением в поведении

Классный руководитель, социальный педагог, психолог


 

В  результате анализа  результатов выявлено 9 учащихся, воспитывающихся  в семьях по типу «гипоопека».

Исходя из полученных сведений, социальный педагог планирует  профилактическую, консультативную, реабилитационную работу с семьёй с дефицитом воспитательных ресурсов.

 

2.3. Реабилитационно - просветительский этап работы социального педагога с семьями 4 «Б» Средняя общеобразовательная школа 122, имеющими дефицит воспитательных ресурсов.

2.3.1.Календарный план родительских собраний - семинаров по программе «Семь Я ребенка».

Для того, чтобы мотивировать родителей на посещение собраний-семинаров, предварительно во время проведения актов обследования жилищно-бытовых условий и при личных бесед, необходимо раздать приглашения и график проведения таких семинаров. Задача социального педагога и классного руководителя дать понять родителю, что такие семинары не обязательны к посещению, но составить их график так, чтобы первые семинары совпадали с «обязательными». Можно поручить родителям из родительского комитета  на первых семинарах роли докладчиков,  а затем предложить родителям из неблагополучных семей подготовить небольшие заметки к следующим семинарам, раздать темы. Таким образом, родители из неполных семей будут видеть, что не только их педагог просит выступить на собрании.

Семинары, приуроченные к родительскому собранию, не должны превышать 25-30 минут, так как длительное нахождение в школе после работы может отпугнуть родителя от  последующего посещения собраний-семинаров.

Тематика семинаров  на 2010/2011 год:

Время

прове-дения

Тема, содержание.

Доклад-

чики

Обору-дование

1

октябрь

Семь Я моего  ребенка.

1.Предложить родителям  написать семь Я своих детей,  например «Я-сын», «Я- мальчик», «Я-друг». Показать, какие семь Я написали их дети.

2.Выступают докладчики  на тему:

- становление личности  ребенка в этом возрасте (9-10 лет);

-осознание ребенком  своего Я.

Родители

Социальн.

педагог

Анкеты детей

«Семь Я», бумага, ручки

2

ноябрь

Проблемы в учебе. Как помочь ребенку?

1.Выступление психолога: особенности памяти, внимания, мышления детей младшего школьного возраста.

2.Ответы психолога  и классного руководителя на вопросы родителей.

Психолог

Классн. Руково-дитель

Графики успевае-мости

3

декабрь

Семейные праздники

1.Сообщения родителей  об обычаях, традициях в их  семьях, семьях друзей.

2.Выступление социального  педагога о важности семейных праздников для детей младшего школьного и младшего подросткового возраста.

3.Планирование Новогоднего  вечера в классе.

Классный

руководит

Фотогра-фии, стихи, песни,

сцена-рии

4

январь

Спорт в жизни школьника

1.Доклад медика или  классного руководителя: о проблемах  здоровья современных школьников

2.Дискуссии о способах  привития любви к спорту.

3.Планирование совместного зимнего спортивного мероприятия.

Мед. Работник,

слайды,

проектор

 

5

февраль

Папин день. Особенности  воспитания мальчиков в семье. Важность мужского воспитания в семье.

1.Лекция социального  педагога особенностях развития  мальчиков в возрасте 9-11 лет. Взаимоотношения маленьких мужчин с друзьями, сверстниками, старшими.

2. Ответ социального  педагога и классного руководителя  на вопросы родителей.

3. Подготовка совместного  спортивного мероприятия к 23-февраля.

   

6

март

Мамин день.

1.Обсуждение понятия «материнская любовь». Что в него вкладывают родители и дети.

2.Лекция социального  педагога о влиянии материнского  и отцовского воспитания на  становление личности девочки.

 

Ответы детей на вопрос: за что я люблю маму?

7

апрель

«Я-друг», «Я-сын», «Я-брат»

О взаимоотношении  школьников во дворе, школе, дома.

1.Выступление социального  педагога о проблемах в социализации, понятие «референтная группа».

2.Родители делятся  опытом разрешения конфликтных  ситуаций в семье.

   

6

Май

Подведение итогов работы клуба «Семь Я моего ребенка»

1.Доклады родителей:  что изменилось за год в  нашей семье (по желанию).

2.Планирование летних  совместных походов и мероприятий.

   

 

2.3.2. Календарный план совместных внешкольных мероприятий на 2010/2011 год.

Данный  план мероприятий был составлен с опорой на результаты диагностических методик и перекликается с планом собраний-семинаров клуба «Семь Я моего ребенка». Предполагалось, что родители из неблагополучных семей будут участвовать в данных мероприятиях не охотно, поэтому социальный педагог и классный руководить опирались в начале реализации программы на «референтную группу» родителей, которые втягивали в мероприятия остальных.

В данной таблице отражается тематика проведенного внеурочного мероприятия, сколько приняло в нем участие родителей с детьми (семей), сколько детей пришли одни, сколько из них было из неблагополучных семей.

Таблица 3. Итоги посещаемости внеурочных  мероприятий в 2010/2011 учебном году по программе «Семь Я»

 

 

 

Дата 

проведения

Тема, содержание мероприятия

Количество  участников мероприятия

учащиеся

семьи

Неблагопо-лучные семьи

1.

11.09

Осенний марафон. Эстафета, организованная родительским комитетом  в парке 30лет ВЛКСМ.

24

8

1

2.

25.09

Интеллектуальная игра «Пираты Карибского моря»

Организована классным руководителем, жюри -родители.

21

3

0

3.

16.10

Совместный тренинг  «Учимся общению». Организатор: социальный педагог.

23

7

1

4.

30.10

«Учимся вместе». Приглашены родители, чтобы вместе с ребенком решить математические задачи, подготовленные классным руководителем.

25

17

6

5.

20.11

Выставка поделок «Сибирская ярмарка»

25

11

5

6.

18.12

Репетиция Новогоднего  спектакля. Приготовление к Новогоднему  вечеру в классе.

11

6

4

7

28.12

Новогодний вечер в  классе

19

13

4

8

20.01

Вечерний зимний лыжный кросс(без педагога)

15

15

3

9

21.02

Товарищеская игра в  баскетбол (спортзал школы)

20

18

6

10

06.03

«А ну-ка девочки, а  ну-ка мамы»

19

5

1

11

16.04

Пешеходная экскурсия  «Омская крепость», просмотр кинофильма о городе Омске. Чаепитие на берегу Иртыша.

14

14

7

12

09.05

Прогулка по центру города Омска. Просмотр патриотических мероприятий (без педагога)

11

11

3

13

27.05

Выпускной вечер. Прощание с начальной школой

?

?

?

14

июнь

Турслет (без педагога)

?

?

?

15

июль

Спортивно-интеллектуальная игра (без педагога)

?

?

?

16

август

?

?

?

?


 

 

 

 

Литература

Введение

 

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

Авторы: Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко  Е.Я., Дьяконов Б.П.

Литература

1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. — М., 1994.

2. Григорьев С. И., Демина  Л. Д. Психолого-социологические  основы социальной педагогики. —  Барнаул, 1996.

3. Журавлев В. И.  Взаимосвязь педагогической науки  и практики. — М., 1988.

4. Краевский В. В.  Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? — Волгоград, 1996.

5. Мудрик А. В. Введение  в социальную педагогику. — М., 1997.

6. Платонова Н. М.  Основы социальной педагогики. —  СПб, 1997.

7. Смирнова Е. Р., Ярская  В. Н. Философия и методология  социальной работы: Учеб. пособие. — М., 1997.

Литература

1. Гаврилова К. В.  Воспитание человечности: Кн. для  учителя. — Минск, 1985.

2. Калмыкова, 3. И. Педагогика  гуманизма. — М., 1990.

3. Караковский В. А.  Стать человеком: Общечеловеческие  ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

4. Кащенко В. П. Педагогическая  коррекция. — М., 1992.

5. Лихачев Б. Т. Введение  в теорию и историю воспитательных  ценностей. — Самара, 1997.

6. Мид М. Культура  и мир детства. — М., 1988.

7. Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие для студентов педвузов. — М., 1994.

8. Суворов А. В. Школа  взаимной человечности. — М., 1995.

Типология неблагополучных  семей.

 

 

Конституция Российской федерации, Принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юридическая литература, 1994.

 

Федеральный закон «Об  основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10. 12.1995 г. № 195-ФЗ // http://law.rambler.ru.

 

Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах  по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1. 06. 1992 г. № 118 // http://law.rambler.ru.

 

Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6. 09. 1993 г. № 371 // http://law.rambler.ru.

 

Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. « Об основных направлениях государственной  социальной политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации  до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) от 14.09. 1995 г. № 942 // http://law.rambler.ru.

 

Указ Президента Российской Федерации. «Об основных направлениях государственной семейной политики»  от 14 05. 1996 г. № 658 // http://law.rambler.ru.

 

Семейный кодекс Российской Федерации от 02.01.2000г. № 32-ФЗ // http://law.rambler.ru.

 

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья  Карич»), 1996. 304 с.

 

Баркер Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. М.: Институт социальной работы, 1994. 134 с.

 

Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Белечева. М.: Социальное здоровье России, 1994. 221 с.

 

Буянов М.И. Ребенок  из неблагополучной семьи: Записки  детского психиатра / М.И. Буянов. М.: Просвещение, 1988. 207 с.

 

Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под  ред. Ш. Рамон. М.: Аспект Пресс, 1997. 254 с.

 

Лексикон социальной работы / Ред. С. Кибардина и др. Вологда: Русь, 2001. 296 с.

 

Олифренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие / Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.

 

Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х тт. / М.: Институт социальной работы, 1997. 2 т. 404 с.

 

Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостоваой. М.: Юрист, 1997. 417 с.

 

Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480 с.

 

Социальная работа с семьёй. / Под ред. Е.И.Холостова. М.: Институт социальной работы, 1996. 212 с.

 

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2003. 427 с.

 

Фирсов М.В. История  социальной работы в России: Учеб. пособие / М.В. Фирсов. М.: Владос, 2001. 256 с.

 

Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы  риска» / Т.И. Шульга, В. Слот, Х. Спаниярд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 104 с.

 

1 Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова.  Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 432.

 

1 Антонов А.И., Медков  В.М. Социология семьи. М.: Изд-во  МГУ: Изд-во Международного университета  бизнеса и управления («Братья  Карич»), 1996. С. 67.

 

1 Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова.  Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 292.

 

1 Фирсов М.В. История  социальной работы в России: Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. С. 24.

 

1 Фирсов М.В. История  социальной работы в России: Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. С. 103.

Информация о работе Роль общечеловеческих ценностей в работе социального педагога