Роль организаций разного вида педагогического взаимодействия в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить роль педагогического взаимодействия в воспитании учащихся.
Объект изучения: педагогическое взаимодействие
Предмет изучения: роль педагогического взаимодействия в воспитаний учащихся.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......... 3
Глава 1 Сущность педагогического взаимодействия
Понятие педагогического взаимодействия……………………………... 5
Педагогическое взаимодействие как условия воспитания школьников… 8
Выводы по главе первой………………………………………………...…….. 10
Глава 2 Роль организаций разного вида педагогического взаимодействия в школе
2.1 Взаимодействие между учителем и учениками…………………………. . 12
2.2 Взаимодействие педагогического и ученического коллективов…………. 14
2.3 Взаимодействие педагогического коллектива и семьи учащегося……… 18
Выводы по главе второй……………………….............................. …………… 22
Заключение……………………………………………….........…………...… 25
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Гордиевских В.С..doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

                                                      Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........     3

Глава  1 Сущность педагогического взаимодействия

    1. Понятие педагогического взаимодействия……………………………...      5
    2. Педагогическое взаимодействие как условия воспитания школьников…  8

Выводы по главе первой………………………………………………...……..     10

Глава 2 Роль организаций разного  вида педагогического взаимодействия в школе

2.1 Взаимодействие между учителем и учениками…………………………. .    12

2.2 Взаимодействие педагогического и ученического коллективов………….   14

2.3 Взаимодействие педагогического коллектива и семьи учащегося………     18

Выводы по главе второй……………………….............................. ……………    22

Заключение……………………………………………….........…………...…         25

Список литературы……………………………....……....…………………...         30

 

 

 

Введение

 

В связи с изменяющимися  условиями жизни, требованиями к  личности изменяются и требования к  организации педагогического взаимодействия учителя и ученика. Педагогическое взаимодействие является одним из    условий воспитания. От того, как организовано взаимодействие, таким будет   и воспитание. Поэтому организация педагогического взаимодействия является постоянной проблемой педагогики и других наук, остается   постоянно для них актуальной.

          В основе педагогического взаимодействия лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, поддержка, доверие между учителем и учащимися.

           В настоящее время изучением  этого процесса занимаются в разных аспектах многие ученые: Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, В. П. Бездухов, А. В. Бездухов и т. д., но он по-прежнему нуждается в исследовании. Наследие П. Ф. Лесгафта, в свою очередь, освещалось в работах П. Ф. Каптерева, Б. Г. Ананьева, Г. Г. Шахвердова, В. Б. Куликова, Е. Н. Медынского, А. П. Шабунина, А. Плеханова, А. В. Суровцевой, Ф. Ф. Сватикова, В. Рыбаковой и т. д.

            Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга.

Общение между педагогом  и учащимися, в ходе которого педагог  решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие  задачи мы называем педагогическим общением. Становление ребенка, как индивидуальности осуществляется не только автономно по внутренним спонтанным законам. Ребенок как субъект воспитания представляет собой личность, постепенно формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую все более сознательный выбор поступков. Основные способы взаимодействия с учащимися состоят в том, чтобы анализировать и осмысливать вместе с ними поступки и происходящие события предоставлять им возможность самостоятельных выборов и решений, побуждать их к самоанализу, самоконтролю, управлению своим поведением. Также к организации педагогического взаимодействия со школьниками относятся элементарные методы формирования поведения. Это положительное и отрицательное подкрепление.

Цель работы: изучить  роль педагогического взаимодействия в воспитании учащихся.

Объект изучения: педагогическое взаимодействие

Предмет изучения: роль педагогического взаимодействия в воспитаний учащихся.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность педагогического взаимодействия.

2. Изучить педагогическое взаимодействие как условия воспитания школьников.

3. Определить взаимодействие между учителями и учениками.

4. Определить взаимодействие педагогического и ученического коллективов.

Метод исследования: анализ научно-методической литературы.

Структура работы: состоит  из введения, заключения, двух глав, выводов  по главам и списка литературы включающего 20 источников.

 

Глава 1. Сущность педагогического взаимодействия

 

    1. Понятие педагогического взаимодействия

 

Педагогика – это  самостоятельная наука, имеющая  свой объект и предмет изучения. По мнению В.А. Сластенина и других исследователей, объектом педагогики «выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. [4]

Взаимодействие - это действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей- решения практических задач или реализаций ценностей. [4] А в целом педагогическое взаимодействие - это личностный контакт воспитателя и воспитанника, в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. [4] Может быть эффективным в том случае, если педагог, учитывая психические особенности детей, организует общение так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, давало каждому субъекту возможность в полной мере реализовать любую позицию.

В педагогической науке  понятие педагогическое взаимодействие определяется как:

1.Преднамеренные контакты педагога с ребенком (длительные или временные), целью которых является изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

2. Непосредственное или  опосредованное воздействие субъектов  этого процесса друг на друга,  порождающее их взаимную обусловленность  и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В  педагогическом процессе она есть результат  педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников (воспитанника), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и  усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие «педагогическое взаимодействие» поэтому шире, чем педагогическое воздействие, педагогическое влияние и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и воспитуемых.

Такое понимание педагогического  взаимодействия позволяет выделить в структуре как педагогического  процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

В педагогической науке понятие взаимодействие определяется как система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.

Веским аргументом в  защиту взаимодействия как сущностной характеристики педагогического процесса является тот факт, что вся разнообразная  духовная жизнь воспитанников, в  которой происходит их воспитание и  развитие, имеет в качестве своего источника и содержания именно взаимодействие с реальным миром, организуемое и направляемое педагогами, родителями и другими воспитателями. Причем по мере развития воспитанников возрастает их собственная роль в этих взаимодействиях.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Педагогическое взаимодействие как условие воспитания школьников

 

Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», так как оно является уже следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых, хотя, конечно, и весьма важным следствием.

В ходе педагогического  взаимодействия проявляются разнообразные  связи между субъектами и объектами  воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные связи, их еще называют связями общения между воспитателями и школьниками. [3]

Общение между педагогом  и учащимися, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно - развивающие задачи, мы называем общением. Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание, общение, нравственно - психологический уровень его для педагога выступают, как заранее заданные. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении.

Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение «втягивает» личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено, прежде всего, общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается только его личный престиж, и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.

Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога отрефлексировать свою позицию как  участника общения, в частности  то, в какой степени он ориентирован на учащихся. При этом важно то обстоятельство, что познание другого человека усиливает интерес к нему, создает предпосылки для его преобразования.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе первой

 

Педагогика – это  самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению В.А. Сластенина и других исследователей, объектом педагогики «выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. [4]

Взаимодействие - это  действие индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей- решения практических задач или реализаций ценностей. [4]

Взаимодействие педагогическое - личностный контакт воспитателя  и воспитанника, в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Может быть эффективным в том случае, если педагог, учитывая психические особенности детей, организует общение так, чтобы оно приносило удовлетворение, вызывало интерес, давало каждому субъекту возможность в полной мере реализовать любую позицию. [4]

Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно, и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распространены информационные связи, проявляющиеся в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные связи, их еще называют связями общения между воспитателями и школьниками. [3]

Общение между педагогом  и учащимися, в ходе которого педагог  решает учебные, воспитательные и личностно - развивающие задачи, мы называем общением. Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание, общение, нравственно - психологический уровень его для педагога выступают, как заранее заданные. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении.

Информация о работе Роль организаций разного вида педагогического взаимодействия в школе