Роль отечественной и зарубежной мультипликации в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Формирование личноcти человека начинаетcя в раннем детстве, оcновным cредством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. За поcледние годы на телевидении появляетcя большое количество различных мультфильмов, как отечеcтвенного, так и зарубежного, в оcновном американского, производства. Засилие иностранных мультфильмов на отечеcтвенном телевидении, наводит на размышления отноcительно их влияния на развитие и cтановление пcихики подраcтающего поколения. Вызывают много вопросов новые технологии cоздания мультфильмов (компьютерная графика, различные cпецэффекты и т.д.).

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3Глава I. Теоретические оcновы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста……………………………………………………..5
1.1. Роль мультфильмов в воспитании ребенка…………………………………5
1.2. Характеристика и особенности содержания отечественных и американских мультфильмов………………………………………………….....8
1.3. Персонажи современных мультфильмов……………………………….…14
Глава II. Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...19
2.1. Восприятие детей на разных этапах развития………………………….…19
2.2. Влияние мультипликации на воспитание ребенка……………………..…22
2.3. Популярность мультипликационных фильмов среди воспитанников разных возрастных категорий……...……………………………………….…..26
Глава III. Психолого-педагогические условия воспитательного процесса, обеспечивающие нормальное формирование ребёнка дошкольного возраста………………………………………………………………………..….29
3.1.Требования и содержание мультфильмов………………………………….29
3.2.Возрастные критерии отбора мультфильмов…………………………..….31
3.3.Педагогические условия организации просмотра мультфильмов…………………………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………….…44
Список литературы …………………………………………………………..….46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Популярность мультипликационных фильмов среди воспитанников разных возрастных категорий

Среди воспитанников детского сада: 2-ая младшая группа (33 чел.), средняя группа (38 чел.), а также среди воспитанников подготовительной группы (53). Цель опроса – выяснить популярность мультипликационных фильмов среди учащихся разных возрастных категорий.

По результатам проведенного опроса в 2-ой младшей группе учёные выяснили, что 98% учащихся любят смотреть мультипликационные фильмы. Из них 73% предпочитают смотреть как российские, так и зарубежные мультипликационные фильмы. Но 15% ребят смотрят только зарубежные, а 13% - только российские. Мы выяснили частоту просмотра мультфильмов: 56% смотрят их каждый день, 10% - раз в неделю и 4% - раз в месяц. Самые популярные мультфильмы у воспитанников 2-ой младшей группы: «Крокодил гена и его друзья» (15%), «Ну, погоди!» (13%), далее - «Винкс», «Рататуй», «Губка Боб квадратные штаны», «Симпсоны» (10%), «Винни Пух и его друзья» (8%). Но самые популярные герои мультипликационных фильмов оказались зарубежного производства: Рататуй (56%), Губка Боб (43%), Барт Симпсон и Микки Маус (32%), Человек паук (30%), Оленёнок Бэмби (28%), Винни Пух и Пяточёк (26%), Кот Матроскин, Алиса (по 21%). Ребята практически не смогли назвать режиссеров мультфильмов, только 2% назвали Уолта Диснея и Мэта Гроунинга. Предпочтение в технике производства мультфильмов распределились следующим образом: 71% учеников предпочитают смотреть мультфильмы, выполненные в технике компьютерной анимации, 32% - рисованные, 10% предпочитают кукольную анимацию и 4% выбрали пластилиновые мультфильмы. По итогам опроса среди воспитанников средней группы было выяснено, что любят смотреть мультфильмы 86% детей. В основном дети предпочитают и российскую и зарубежную мультипликацию (76%), но 15% любят только зарубежную мультипликацию, и только 2% - российские мультфильмы. На вопрос, как часто они смотрят мультфильмы, 34% ребят ответили, что смотрят каждый день, 21% - раз в неделю, 10% - раз в месяц. Самые любимые мультипликационные фильмы воспитанников средней группы: “Шрек” (23%), “Симпсоны”(21%), «Вини-Пух и его друзья» (7%) и «Рататуй» и «Футурама» (по 10%) . Самые популярные герои мультфильмов у них: Шрек (55%), Гомер Симпсон (47%), Губка Боб (44%), Рататуй и Алёша Попович (по 42%), Кота Матроскин (39%), Кенни (31%), Винни Пух и Пяточок (28%). 84 % ребят любят рисованные мультфильмы, 50% - компьютерную анимацию, пластилиновую– 7% и 5% - кукольную. По результатам опроса подготовительной группы выяснили, что 92% респондентов по-прежнему любят смотреть мультипликационные фильмы. Из них 26% смотрят мультфильмы раз в месяц, 21% - смотрят каждый день и 15% учеников смотрят раз в неделю. 60% подготовишек любят смотреть и зарубежные и российские мультфильмы, но 40% выбрали только зарубежную мультипликацию. Любимые мультфильмы подговительной группы: «Рататуй» (26%) «Ну, погоди!», «Шрек» (по 15%), «Русалочка», «Анастасия», «Симпсоны», «Скуби Ду», «Мадагаскар» (по 13%), «Том и Джерри», « Смешарики», «Подводная братва» (по 9%). Их самые популярные мультипликационные герои: Рататуй (43%), Шрек (32%0, Микки Маус (40%), Гомер Симпсон (38%), Губка Боб, Волк и Заяц, Алёша Попович (по 32%), Кенни (24%), Винни Пух и Пятачок, Валли, Маша и Медведь (новые) по 22%. Дети смогли назвать режиссёров-мультипликаторов: Уолт Дисней (17%); Тим Бёртон, Хаяо Миядзаки (9%); Котёночкин (6%), Мэт Гроунинг, Волтер Латс (по 4%); Сэт Макфарлейн, Хидеки Анно, Мамору Хосода (по 2%). 77% предпочитают компьютерную анимацию, 66% - рисованную, 13% - японское аниме, 9% любят пластилиновую мультипликацию, 5% - кукольную и 4% - ротоскопированную. По результатам проведенного исследования, в котором приняло участие 124 человека, можно сделать следующие выводы. Практически все воспитанники разных возрастных категорий любят смотреть мультипликационные фильмы. Большая часть воспитанников детского сада смотрит мультфильмы каждый день.

Несмотря на разницу в возрасте, все ребята смотрят и российские и зарубежные мультипликационные фильмы, но отдают предпочтения продукции зарубежных производителей. В рейтинге любимых мультипликационных героев на первые места вышли: Рататуй, Губка Боб, Шрек, Барт Симпсон, Микки Маус, Человек паук, Оленёнок Бэмби, Винни Пух и Пяточёк, Кот Матроскин, Маша и Медведь, Алиса, Волк и Заяц, Алёша Попович. Как мы видим, что в списке в большем количестве представлены герои зарубежных мультфильмов. Воспитанники средней и подготовительной группы предпочитают компьютерную анимацию, средней группе многие ребята предпочитают рисованные мультфильмы. Многие воспитанники не смогли назвать фамилии режиссеров, кроме Уолта Диснея, но уже учащиеся старших классах назвали намного больше имён. Но это были фамилии только зарубежных режиссёров. Имена известных российских режиссеров, на которых выросло не одно поколение, совершенно не знакомы современным дошкольникам. Гипотеза о том, что современные дошкольники предпочитают мультфильмы зарубежных производителей, подтвердилась в результате проведенного исследования. Мощная реклама зарубежных мультфильмов практически по всем каналам российского телевидения отразилась на предпочтениях современных российских дошкольников.

Глава III. Психолого-педагогические условия воспитательного процесса, обеспечивающие нормальное формирование ребёнка дошкольного возраста.

3.1.Требования  и содержание мультфильмов

Требования к мультфильмам. Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина полагает, что просмотр любых мультфильмов, даже самих хороших и добрых, не идет на пользу детям младше трех лет. «Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до двух лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается», – сказала она. Поэтому в настоящее время эксперты МГППУ направили свои рекомендации в Роскомнадзор. «Сейчас будет разрабатываться новый закон об информационной безопасности и в отношении мультфильмов, вероятно, будет принята такая поправка, что будет ограничение возраста 3+», – сказала она. Дети до трех лет вместо просмотра мультфильмов должны играть с реальными предметами, изучать их свойства, отметила психолог.

Родителям желательно присутствовать при просмотре детского мультфильма чтобы давать пояснения, обсуждать главного героя, задавать ребенку наводящие вопросы и, конечно, ограничивать время просмотра.

В некоторых современных мультфильмах происходит быстрая смена эпизодов, из-за этого ребенок не запоминает сюжет и не может пересказать содержание. Такие мультфильмы, как правило, не информативны для ребенка и не рекомендуется для просмотра. «На самом деле большинство мультипликационных сериалов, которые снимают за рубежом и к нам привозятся, они для дошкольников категорически не подходят именно по причине того, что там происходит быстрая смена событий. К ним относятся Человек-паук, Бен Тен, Винкс и так далее», – отметила эксперт.

Матушкина рекомендует родителям при выборе мультфильмов для своих детей в первую очередь обращать внимание на старые, добрые, классические мультфильмы, а детям постарше, по ее словам, понравятся приключенческие мультфильмы.

Значение главного героя. Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Вера Абраменкова констатирует, что современный ребенок окружен визуальными материалами – это не только телевизор, но и телефоны, айфоны, айпады, интернет, компьютерные игрушки. Поэтому сейчас наши дети менее защищены, чем дети, рожденные в военные и в послевоенные годы. Нужно остерегаться компьютерных игр, где происходят драки, поскольку ребенок впоследствии может перенести некоторые эпизоды в реальную жизни. «Такие игры интересны не только мальчикам, но и девочкам. И мы замечаем, что девочки начинают драться ногами как Черепашки-ниндзя. Девочки становятся жестокими не только словесно, но и в поведении», – сказала Абраменкова. Она просит обратить внимание, что если главный герой в мультфильме – это сверстник, то такой персонаж, безусловно, должен быть позитивным, потому что детям свойственно подражать.

Агрессия и жестокость. В России некоторое время назад было проведено исследование о влиянии мультфильмов «Ну, погоди!» и «Белоснежка и семь гномов» на детей, сообщила Абраменкова. Как ни странно и парадоксально, но скрытая агрессия присутствовала в мультфильме «Белоснежка и семь гномов», сообщила она. Также выяснилось, что во время просмотра «Ну, погоди!» дети чаще всего симпатизировали волку, потому что, по мнению маленьких зрителей, заяц обижал волка. Некоторые современные родители не стараются воспитывать в своих детях добро, справедливость и жалость. Они, наивно полагают, что «если мир такой жестокий, пусть и мой ребенок тоже растет жестким». «На это мне всегда хочется ответить, что на любую силу найдется другая сила, и эта жестокость чаще всего обращается против самого человека и против тех, кто воспитал такого отпрыска», – говорит психолог. Абраменкова считает, что такой мультипликационный персонаж, как Лунтик, совершенно не для детского восприятия. «Потому что он фиолетового цвета, а по всей психологической закономерности фиолетовый цвет – это цвет депрессивный. Он вообще непонятного облика, из другого мира», – добавила она. Кроме того, современные мультфильмы не учат уважать взрослых. «Замечательный, казалось бы, мультфильм «Маша и медведь». Уже игрушки появились. Но, по сути, там происходит издевательство ребенка над взрослым. За медведем стоит образ взрослого, немного заторможенного, но адекватного человека. Он способен только обижаться. Перерабатываясь в сознании ребенка это усваивается как возможность обращаться так со взрослым», – пояснила психолог. Абраменкова также резко раскритиковала телеканал «2х2» за пропаганду насилия и жестокости. «Это полное безобразие, это полное разрушение целого поколения. Если дети смотрят его, то наша служба не останется без работы, потому что нужно будет работать с этим поколением детей», – сказала она. По ее словам, она уже дважды писала экспертизу на этот телеканал по заказу Генпрокуратуры, но телеканал по-прежнему работает, нанося разрушительное воздействие на психику детей, отметила психолог. Абраменкова рекомендует для просмотра детьми «12 месяцев», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Винни Пух». Эти мультики, по ее словам, прививают детям добро, справедливость и милосердие.

3.2.Возрастные  критерии отбора мультфильмов

Не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к агрессии, к зависимостям. Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции.

В раннем возрасте до трех лет нельзя усаживать ребенка перед телевизором, в этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения. Он не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть и слышать. Поэтому при включении телевизора они загружаются в просмотр мультиков и не отвлекаются на посторонние шумы, не двигаются. 
В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться.

Детям старше трех лет лучше разрешать смотреть мультфильмы выборочно и строго определив время. В советское время все мультфильмы транслировались только после прохождения жесткого контроля, каждый кадр проверялся с точки зрения его воздействия на ребенка. Никто не будет отрицать, что такие советские мультфильмы про Карлсона, прокрокодила Гену и Чебурашку, про дядю Стёпу великана, про дядю Фёдора, про героев из Простоквашино и другие были и остаются комфортными для детской психики, учат их прекрасному и доброму.

Однако многие родители сегодня считают эти мультфильмы слишком примитивными и устаревшими. Сегодня дети в основном любят смотреть современные мультфильмы, которые зачастую сделаны быстро и дешево, без учета возможности вредного воздействия на ребенка. Поэтому многие дети смотрят анимационную продукцию, в которой жестокость уживается с дурным вкусом, а герои многих мультфильмов являются безликими существами, которые лишены всякой индивидуальности. Специалисты уверены, что некоторые мультфильмы влияют на речь ребенка и его пластику, под воздействием их у ребенка создаются неправильные представления о системе ценностей и о мире, им придумываются соответствующие игры.

Сегодня проблемой влияния "неправильных мультиков" на развитие психики детей задумываются специалисты всего мира. Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможностисмотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией.

Американский мультфильм только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.

Современные психологи только три-четыре года назад стали бить тревогу, по поводу того, какой негатив несут западные мультфильмы и как отрицательно это отражается на развитии всех сторон личности ребёнка. Они обеспокоены обилием на экране сцен жестокости, убийств и насилия. Можно привести много примеров того, что большинство западных мультфильмов: отупляют, развращают, развивают чувство агрессии в детях, подают им пример искаженных ценностей. В большинство мультфильмов, даже с, казалось бы, наивной, детской тематикой, с большого экрана перекочевал дух насилия, агрессивной активности персонажей.

Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором.

А также используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков. Кроме того, когда ребенок вынужден подражать, идентифицировать себя с несимпатичным главным героем — неизбежно страдает внутреннее самоощущение малыша.

Во многих мультипликационных фильмах можно наблюдать трансформацию реальных живых существ, создание серии монстров (покемоны, зубастики, черепашки-ниндзя), причем воспринимается это, как достаточно естественное явление. Зрители младшего возраста (до 7 лет) вполне допускают их естественное существование.

Кстати, некоторые мультфильмы в ряде стран (в т.ч. и в «цивилизованных странах») запрещены к показу или показываются в неудобное, даже ночное время. У нас же они крутятся в самое удобное для просмотра детьми время.

Конечно же, есть прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», которые несут в себе доброе начало.

Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира. Одним из самых важных образов является женский образ. Глядя на стереотипы мультгероинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а у мальчика подсознательно формируется идеал женщины, который он будет потом искать. И критерием является не столько внешность, сколько - поведение героинь мультфильмов. Поведение большинства мультгероинь сконструировано таким образом, что при систематическом просмотре ведет к угасанию желания продолжать род в дальнейшем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются ранее традиционные для российских женщин качества, какие прославляют советские старые добрые сказки - такие как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность, и материнство как таковое. Также отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки впитываются детским сознанием, так как положительным героям нужно подражать. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. И часто мультгероиня не только наделяется качествами мужского пола, но и ведет себя как супермен. Особенно ярко это выражено в фантастических мультфильмах.

Информация о работе Роль отечественной и зарубежной мультипликации в воспитании детей