Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.

Вложенные файлы: 1 файл

контроль возраст.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В сюжетной игре ребенок принимает  на себя те роли, ко­торые так или  иначе соответствуют некоторым  обществен­но-трудовым функциям взрослых людей, и вносит в свою иг­ру нормы отношений, связанных с этими функциями. В про­цессе игры происходит воспроизведение этих отношений: ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятель­ности, в том, что любое предметное Действие включено в человеческие отношения, так или иначе направле­но на других людей и оценивается ими как значимое или незначимое. Он обнаруживает при этом, что сами отношения имеют иерархическую структуру соподчинения, управления и исполнения. Попеременно выполняя в воображаемых ситуациях раз­личные функции взрослого человека и сопоставляя их осо­бенности с собственным реальным опытом, ребенок начина­ет различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрос­лых и своей собственной. Он открывает у себя наличие пере­живаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему возникают новые отношения к самому себе.

 

Эти переживания обобщаются, и на их основе формируются чувства. На этой ступени происходит также интенсивное  ус­воение первичных этических норм поведения и формирова­ние связанных с ними моральных переживаний. Принятие детьми дошкольного возраста этических норм и формирование моральных чувств - часть общего процесса активного вхождения ребенка в жизнь взрослых людей, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков. По­явление чувства долга, связанное с выполнением моральных правил во взаимоотношениях с другими людьми (взрослыми, сверстниками, младшими), и формирование долга в качестве мотива деятельности имеют важнейшее значение для пере­хода к обязательному школьному обучению. Новые отношения между ребенком и взрослым, при кото­рых образ взрослого ориентирует действия и поступки ребен­ка, служат основой формирования такой способности ребен­ка дошкольного возраста, как произвольность поведения.

 

Со­подчинение мотивов, характерное  для детей этого возраста, есть выражение столкновения между тенденцией к непосред­ственному действию и  стремлением действовать по образцу, в соответствии с требованием  взрослого. Формирование про­извольных действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным. С этой точки зрения дошкольный возраст может быть по­нят как период интенсивного освоения примеров взрослой жизни (норм и правил поведения, которые выступают обоб­щением отношений людей) и формирования механизмов соб­ственно субъектного поведения. Управление своим поведе­нием становится предметом осознания самих детей, а это оз­начает новую ступень развития сознания ребенка, ступень формирования его самосознания, предмет которого - опреде­ление своего места в системе отношений с другими людьми. Формирование сознания ребенка неразрывно связано со становлением произвольности в управлении собственным пове­дением.

 

В дошкольном возрасте в игре формируется характер ре­бенка в совокупности его отношений к различным сторонам жизни: к деятельности, к другим, к себе, к предметам и ве­щам. В формировании характера решающая роль принадле­жит взрослым, их собственному поведению и оценкам, кото­рые они дают поведению детей. У дошкольников формируют­ся общие и специальные способности: музыкальные, художе­ственные, танцевальные и т.п. В дошкольном возрасте существенные изменения проис­ходят в познавательной деятельности ребенка.

 

Наиболее ин­тенсивно развивается воображение, основой развития кото­рого выступает игровая деятельность. Действие, воспроизво­димое в игре, и фактические его операции сами по себе явля­ются реальными. Однако здесь наблюдается несовпадение содержания действия (например, «скакать на лошади») и его операций (например, «управлять палкой»). Это несовпадение приводит к тому, что ребенок выполняет игровое действие в воображаемой ситуации - лишь тогда с палочкой можно по­ступать так, как поступают с лошадью. Игровое действие порождает процесс воображения.

 

При­нятие на себя роли взрослого, создание игровой ситуации, следование сюжету игры способствуют развитию творческо­го воображения. По образному выражению  Ж.Пиаже, ребе­нок-дошкольник живет  одновременно как бы в двух мирах - игры и действительности. При этом сфера игры для ребенка не менее, если не более реальна, чем сфера действительно­сти. В игре получает развитие наглядно-образное мышление.

 

С его помощью ребенок осуществляет решение задач в уме, без участия  практических действий, посредством оперирова­ния образами и представлениями. К концу дошкольного дет­ства складывается новая, более высокая форма наглядно-об­разного мышления - наглядно-схематическое мышление. В этой форме ребенок оперирует не только образами и представлениями предметов, но и связями и отношениями между ними. Произвольными и управляемыми становятся процес­сы восприятия, памяти, внимания. В игре дошкольник стремится по-своему классифициро­вать предметы и явления, найти в них общие признаки и выявить различия.

 

Систематизация представлений, отнесение  их к определенным категориям, осмысление общности и раз­личий представляют собой те новые интеллектуальные зада­чи, которые стремится решить ребенок. Дети порой строят свои собственные  «теории» происхождения и связи явлений. Возникают начальные общие представления о природных и общественных явлениях, формируется прообраз мировоззре­ния. Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и сверстниками, появление новых видов деятельности и увлечений приводит к дальнейшему развитию речи дошкольников. В игре возникают новые зада­чи общения, заключающиеся в передаче другому (сверстни­ку, взрослому) своих впечатлений, переживаний, замыслов.

 

В игре появляется новая форма речи - сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном, о замысле иг­ры, о прослушанном рассказе, о взаимоотношениях со свер­стниками. В совместной игре возникает необходимость дого­вориться об общем замысле, о распределении ролей и кон­троле за выполнением правил. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматиче­ских формах и сочетаниях. В дошкольном возрасте формиру­ется новая функция речи - планирование и регулирование собственной деятельности. Сюжетно-ролевая игра не является единственной формой деятельности, влияющей на развитие личности дошкольни­ка.

 

Большое значение в этом плане играют так называемые продуктивные виды деятельности (рисование, лепка и т. д.). По мнению Д.Б.

 

Эльконина, характерная их черта  состоит в том, что они имеют замысел, который реализуется в извест­ных условиях при использовании известных материалов и с помощью известных орудий. По своей психологической структуре эти виды деятельности сходны с серьезными про­дуктивными деятельностями. Некоторые психологи их назы­вают творческими. Продукты деятельности ребенка имеют порой странный характер - синяя корова, зеленая лошадь на красном лугу и т.д.

 

Дело в том, что на каком-то этапе  становления этой деятельности ребенок  лишь овладевает материалом. Здесь  свойства предмета сами становятся для ребенка предметом дознания. Это своеобразные формы моделирования окружающей действительности, в которых происходит абстраги­рование тех свойств, которые с помощью данного материала могут быть ребенком вычленены.

 

 

 

Ребенок должен только овладеть объективированными эта­лонами размещения и упорядочивания предметных свойств (гаммами цветов, отношениями величин и т. д.). Когда ребе­нок получает эти эталоны, то процесс его творчества меняет­ся: на представления ребенка накладываются эталоны, но затем ребенок переходит к индивидуализированному этало­ну и индивидуализированной форме продуктивной деятель­ности. Именно сообщение детям объективированных этало­нов открывает в последующем возможность создания ими своих, индивидуальных форм.

 

Эти эталоны в конце концов себя изживают. В дошкольном возрасте, как  известно, есть еще и учение. При  этом очень важно следующее: чтобы  ребенок учился по программе, составленной взрослым, необходимо, чтобы он ее принял. Но возможность учить детей  по известной програм­ме еще не означает, что они могут обучаться в школе. Напри­мер, научить читать дошкольников можно, но в школу хо­дить они еще не могут.

 

Нужно не только уметь учиться по оп­ределенной  программе, но и быть к этому личностно  подго­товленным. Этой подготовленности у дошкольников нет, она начинает у них возникать лишь в самом конце этого возраста. Особое место в развитии ребенка занимает восприятие, переживание и сочинение сказки. Сказка помогает выйти за рамки семейного мира, уяснить моральный смысл поступков в мире взрослых людей, сопереживая и «содействуя» героям сказки, утвердиться в уверенности в себе. Формы элементарного труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобраз­ные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей.

 

Все эти  отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.


Информация о работе Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста