Таким
образом, проведенное теоретическое исследование
позволило сделать следующие выводы: подростки
с задержкой психического развития, отбывающие
наказание в местах лишения свободы характеризуются
моральной незрелостью, отсутствием чувства
долга, ответственности, неспособности
тормозить свои желания, подчиняться школьной
дисциплине и повышенной внушаемостью
и неправильным формам поведения окружающих.
Подводя
итог можно сделать следующие выводы.
Подростки с ЗПР характеризуются нарушениями
поведения по типу психической неустойчивости
расторможенности влечений. Подростков
с такими видами нарушений поведения отличают
черты эмоционально – волевой незрелости,
недостаточное чувств долга, ответственности,
волевых установок, выраженных интеллектуальных
интересов, отсутствие чувства дистанции,
инфантильная бравада исправленным поведением.
Также таких подростков отличает завышенная
самооценка, при низком уровне тревожности,
неадекватный уровень притязаний - слабость
реакции на неуспехи, преувеличение удачности.
Таким
образом, для этой группы подростков характерно
отсутствие учебной мотивации, а непризнание
авторитетов взрослых сочетается с односторонней
житейской зрелостью, соответственной
переориентации интересов на образ жизни,
адекватной старшему возрасту.
Однако
анализ нарушений у подростков с ЗПР подтверждает
мнение о роли благоприятных условий обучения
и воспитания в профилактике декомпенсации
поведения. В условиях специального обучения
асинхрония развития, свойственная психическому
инфантилизму, в значительной мере сглаживается
за счет целенаправленного формирования,
как личностных свойств, так и навыков
произвольной деятельности.
На основании
проведенного теоретического исследования,
можно сделать следующие выводы:
1. Самоотношение
- исключительное достояние человека,
который в своем самосознании
осознает самого себя как субъекта
сознания, общения и действия, становясь
в непосредственное отношение
к самому себе. Основным значением
самосознания следует считать сознание нашего наличного
бытия, сознания собственного существования,
сознание самого себя или своего «Я». Самоотношение
реализуется в особых актах познания (вернее
самопознания), эмоциональных состояниях
и действиях относительно самого себя.
Трехкомпонетное строение самоотношения,
включает в себя когнитивный, эмоциональный
и конативный компоненты.
2. Подростки
с задержкой психического развития,
несмотря на значительную вариативность,
характеризуются рядом признаков,
позволяющих отграничить это
состояние как от педагогической запущенности,
так и от умственной отсталости, они не
имеют нарушений отдельных анализаторов,
у них нет интеллектуальной недостаточности,
но в то же время они стойко не успевают
в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики
- незрелости сложных форм поведения,
целенаправленной деятельности на фоне
быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений
работоспособности.
3. Подростков
с задержкой психического развития отличают
черты эмоционально – волевой незрелости,
недостаточное чувств долга, ответственности,
волевых установок, выраженных интеллектуальных
интересов, отсутствие чувства дистанции,
инфантильная бравада исправленным поведением.
У них завышенная самооценка, при низком
уровне тревожности, неадекватный уровень
притязаний - слабость реакции на неуспехи,
преувеличение удачности.
4. Анализ проблем подростковой
преступности свидетельствует, что значительная
часть осужденных, поступивших в воспитательные
колонии имеют задержку психического
развития. Подростки
с задержкой психического развития, отбывающие
наказание в местах лишения свободы характеризуются
моральной незрелостью, отсутствием чувства
долга, ответственности, неспособности
тормозить свои желания, подчиняться дисциплине
и повышенной внушаемостью к неправильным
формам поведения окружающих.
Заключение
Количество
детей с отклонениями в развитии различной
степени тяжести и генеза неуклонно растет.
Отсутствие адекватных дефекту форм помощи
и реабилитации приводит к усугублению
социальной дезадаптации. Как следствие,
часть из них еще не достигнув совершеннолетия,
попадает в воспитательные колонии, где
дефект еще больше усугубляется. Следовательно,
при воспитании аномального ребенка, в
частности с задержкой психического развития,
особое внимание должно быть направлено
на развитие личности в целом.
Теоретический
анализ показал, что эта проблема
актуальна и поднимается многими
исследователями. Отмечается, что самоотношение
- исключительное достояние человека,
который в своем самосознании
осознает самого себя как субъекта сознания, общения
и действия, становясь в непосредственное
отношение к самому себе. Трехкомпонетное
строение самоотношения, включает в себя
когнитивный, эмоциональный и конативный
компоненты.
Исследования
в области специальной психологии
показывают, что подростки с задержкой
психического развития, несмотря на значительную
вариативность, характеризуются рядом
признаков, позволяющих отграничить это
состояние как от педагогической запущенности,
так и от умственной отсталости, они не
имеют нарушений отдельных анализаторов,
у них нет интеллектуальной недостаточности,
но в то же время они стойко не успевают
в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики.
Их отличают черты эмоционально – волевой
незрелости, недостаточное чувств долга,
ответственности, волевых установок, выраженных
интеллектуальных интересов, отсутствие
чувства дистанции, инфантильная бравада
исправленным поведением.
Анализ проблем подростковой
преступности свидетельствует, что значительная
часть осужденных, поступивших в воспитательные
колонии имеют задержку психического
развития. Подростки
с задержкой психического развития, отбывающие
наказание в местах лишения свободы характеризуются
моральной незрелостью, отсутствием чувства
долга, ответственности, неспособности
тормозить свои желания, подчиняться дисциплине
и повышенной внушаемостью к неправильным
формам поведения окружающих.
В
результате проведенного исследования,
мы решили все поставленные задачи и подтвердили
гипотезу – доказали, что у подростков с задержкой с задержкой
психического развития, отбывающих наказание
в местах лишения свободы отмечаются проявления
личностной незрелости. Недостаточное
личностное развитие подростков этой
группы проявляется, прежде всего, в неадекватно
завышенной самооценке и позитивном самоотношении,
на фоне общей «закрытости для опыта»,
не чувствительности к своим ошибкам,
неудачам, замечаниям и оценкам окружающих,
пониженной способности к самоанализу.
В целом исследование показало, что выбранная
нами тема является актуальной, и возможно
продолжения исследований в этой области.
Список использованной литературы
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2001.-
704 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 3-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. 2-е изд., испр. и доп. М., «Просвещение», 1973.-175 с.
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пособие /Сост. и науч.ред. В.С.Мухина. А.А.Хвостов. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 624 с.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., перераб.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 274 с.
- Гурьева В.А. Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста.- Томск, 1994 – 200 с.
- Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.-Воронеж: МОДЭК, 2002. – 240 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. – М.: МПСИ: Флинта, 2003. – 336 с.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб.пособие. – М.: Изд.центр «Академия», 2003. – 208 с.
- Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ Т.В.Зозуля, Е.Г.Свистунова, В.В.Черешина и др. Под ред. Т.В.Зозули.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 304 с.
- Краткий психологический словарь / под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., расш., испр. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-512 с.
- Ковалев О.Г., Ушатиков А.И., Деев В.Г. Криминальная патопсихология. Рязань, 1997. – 260 с.
- Крохин И.П. Личностные особенности в связи с процессом алкоголизации у подростков и юношей/ Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. ун-тов и ин-тов/ Ред.-сост. В.С.Мухина.- М.: Просвещение, 1991. - С.85-88
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. – Минск. – 1988. – 207 с.
- Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. СПб.: Алетейя, 2001. – 462 с.
- Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1996.- 70 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ.психол. фак.высш.учеб.заведений.- 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 144 с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2004. – 400 с.
- Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: Учебно-методическое пособие. – М.: НИИ ФСИН России, 2006. – 220 с.
- Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 640 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология – Спб.: Питер, 2002. -592 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие-– М., 1999. – 442 с.
- Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002.- 704 с.
- Основы специальной психологии: учебн. пособие для студ.сред.пед. учеб.заведений/ Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.- 3-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.
- Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: учебное пособие для студентов факультетов психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 423 с.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.- Воронеж.., 1996. – 128 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ.высш. пед.учеб. заведений- 2-е изд. Стереотип – М.: Издательский центр «Академия», 2000 -512с.
- Психология человека от рождения до смерти. – СПб.:Прайм – еврознак, 2002 – 656с.
- Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В. – М., 1997. – 528 с.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии?- 2-е изд.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000.- 104 с.
- Психология подростка. Учебник, под редакцией А.А.Реана.- СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.- 480 с.
- Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В.Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
- Попов Ю.В. Проблема девиаций сексуального поведения подростков в современной России/ Проблемы девиантного поведения молодежи в современном обществе.- СПб., 2001. – С.82
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. – 688с.
- Сидоренко С.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2004.- 359 с.
- Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ Под науч. Ред. Л.М.Шипицыной.- СПб.: «Речь», 2004.-216 с.
- Специальная психология: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб. заведений/ В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского.- 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 464 с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений/ Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой.- 3-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-400 с.
- Специальная дошкольная педагогика: учеб.пособие/ Е.А.Стребелева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.
- Тестирование детей/ Автор составитель В.Богомолов Серия «Психологический практикум».- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.- 352 с.
- Ткаченко А.А. Аномальное сексуальное поведение. – М., 1997. – 426 с.
- Ткаченко А.А. Сексуальные извращения – парафилии. – М., 1999. – 461 с.
- Ушат<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font