Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа
Агрессия, в каких бы она формах ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений.
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребенком.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические основы агрессивного поведения…………………...5
1.1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения…………..5
1.2. Теории агрессивности……………………………………………………..7
1.3. Классификация типов и форм агрессивного поведения……………….17
1.4. Формирование агрессивного поведения…...…………………………...26
Глава 2. Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………………………………………...28
2.1. Понятие и роль семейного воспитания…………………………………28
2.2. Условия семейного воспитания…………………………………………31
2.3. Стили семейного воспитания…………………………………………....34
2.4. Детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка……………………………………………………………………………36
2.5. Значение воспитания дошкольника в семье……………………………40
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МОЖГИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
имени Т.К.Борисова
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: «Семейное воспитание
как один из факторов, влияющих на агрессивное
поведение детей»
Выполнила:
Петрова Мария Анатольевна
Специальность:
050709 Преподавание в начальных классах
с дополнительной подготовкой в
области дошкольного образования
Курс ІІІ
Научный руководитель:
Мыльникова
Светлана Евгеньевна
МОЖГА, 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психологические основы агрессивного поведения…………………...5
1.1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения…………..5
1.2. Теории
агрессивности……………………………………………
1.3. Классификация типов и форм агрессивного поведения……………….17
1.4. Формирование агрессивного поведения…...…………………………...26
Глава 2. Влияние семейного воспитания
на агрессивное поведение детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
2.1. Понятие и роль семейного воспитания…………………………………28
2.3. Стили
семейного воспитания…………………………………………....
2.4. Детско-родительские
отношения как фактор развития личности
ребенка……………………………………………………………
2.5. Значение воспитания дошкольника в семье……………………………40
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Агрессия,
в каких бы она формах ни проявлялась,
оказывается часто главным
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребенком.
Агрессивность, как явление, привлекает к себе внимание исследователей в различных областях знаний. На сегодняшний день существует множество теорий, объясняющих происхождение агрессивности. Среди них наиболее ярко выделяются: эволюционный подход, включающий теорию влечения (З.Фрейд); этологический подход (К.Лоренц); фрустрационная теория (Дж. Доллард, Н. Миллер); теория социального научения (А. Бандура) и мотивационная. Общим во всех теориях является понимание агрессии как поведения, направленного на причинение вреда и ущерба живому и неживому объекту. Проблеме детской агрессивности посвящен ряд зарубежных и отечественных исследований в психологии (К. Бютнер, Р. Берон, Д. Ричардсон, М. Мид, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, и др.)
В них обсуждаются такие важнейшие аспекты проблемы агрессивности, как:
Агрессивность
ребенка может быть физически
и психически обусловленной: агрессивные
реакции характерны для детей
младенческого и раннего
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Цель настоящей работы – изучить влияние психологических особенностей семейного воспитания на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: семейное воспитание как один из факторов, влияющих на агрессивное поведение детей.
Гипотеза исследования: стили семейного воспитания оказывают влияние на проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Для выполнения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
- провести анализ научной литературы по данной проблеме;
- изучить особенности семейного воспитания и его влияние на агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Методы:
анализ литературы
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1.
Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного
поведения
Для дальнейшего изучения феномена агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте необходимо сначала определиться с теоретическим обоснованием основных понятий «агрессии», «агрессивности», «агрессивного поведения». Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивности, показал, что в науке не выработано четких и однозначных трактовок понятий «агрессия» и «агрессивность». Термин «агрессия», как отмечает Т.Г. Румянцева, «часто используется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном очищении от целого ряда наслоений и обыденных смыслов» [14].
Само слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако ему не всегда придавалось одинаковое значение. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Х. Хекхаузен пишет, что в «обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут его к его уничтожению» [9, 18]. Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления, как детская ссора и война, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение.
Американские исследователи Р. Берон и Д. Ричардсон дают формулировку агрессии как поведению, направленному на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой [4].
Отечественная исследовательница Л.М. Семенюк видит в агрессии стремления к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами, а также, которые вредят другому лицу или объекту [15].
Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского предлагает следующее определение: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» [13].
Наряду с понятием «агрессия» в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины «агрессивность» и «агрессивное поведение». Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению. Агрессивность часто характеризуется неспособностью к контролированию своих реакций, а также проявлением враждебной установки по отношению к окружающей среде.
Агрессивное
поведение понимается как специфическая
форма действий человека, демонстрирующая
превосходство, возможность причинения
ущерба или причинения такового живому
существу (или неживому объекту). Т.Г. Румянцева
определяет поведение как агрессивное,
на основании нормативного подхода, и
решающее место отводит понятию нормы
в поведении. Под нормой же можно понимать
принятые в конкретном обществе или группе
правила поведения, регулирующие взаимоотношения
людей [14]. Понятие нормы формируется в
процессе социализации ребенка. Следовательно,
агрессивным следует называть поведение,
удовлетворяющее двум обязательным условиям:
когда имеют место пагубные для жертвы
последствия и когда нарушены нормы поведения
в обществе.
1.2.
Теории агрессивности
Анализ психологической литературы свидетельствует, что основными теоретическими концепциями проявления агрессивности являются теория влечения, фрустрациооная, теория социального научения и мотивационная.
Представители первых двух направлений понимают агрессию как инстинкт. Основатели этологического и психологического подходов следуют гидравлической модели агрессивности, согласно которой агрессия имеет внутренний источник.
З. Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти. Агрессивность, по его мнению. Представляет собой некий, постоянно присутствующий в организме, подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида.
Проблему детской агрессивности наиболее последовательно развивала Анна Фрейд. Она считала, что уже в раннем возрасте у ребенка наряду с самосексуальными существуют и самоагрессивные действия. А. Фрейд выделяет стадии развития агрессивности, которые проявляются таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (фаллическая стадия); диссоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности). Она отмечает, что нормальные поведение, как ребенка, так и взрослого, обусловлено тем, что танатоса (влечение к смерти) сдерживается энергией эроса (либидо). Нормальное проявление агрессивности у ребенка связано с объектом. Патологическая агрессивность обусловлена аномальными условиями развития ребенка. Эти случаи объясняются А.Фрейд отсутствием или частой сменой объектов любви [4].
Первым крупным психоаналитиком, который отказался от инстинктивной интерпретации агрессивности, был А. Адлер. Его взгляды на проблему агрессивности занимают промежуточное положение в ряду теоретических концепций агрессивности, так как в его подходе можно найти элементы и теории фрустрации, о которой речь пойдет чуть позже, и теории социального научения, и когнетивной теории мотивации.
По утверждению А. Адлера, агрессивность - вторичное образование, результат сверхкомпенсации чувства неполноценности при неразвитом чувстве общности [1]. При этом, отмечает автор, у агрессивного человека развиваются такие качества личности, как подозрительность, жестокость, мстительность, которые через агрессивное сознание порождают различные формы агрессивного поведения, от открытого до символического, цель которого – символическая реализация собственного могущества и превосходства. Таким образом, А. Адлер понимал агрессивность как неотъемлемую часть невротической личности, но не как одну из неизбежных сторон личности, а выход видел в развитии умения сотрудничать с другими людьми, формировании чувства общности.
В. Холличер в своей книге «Человек и агрессия» приводит исследования Дж.Х. Крук, показывающее, что «у высоко развитых животных и у человека в поведении присутствует значительный компонент агрессии, который проявляется в тенденции отвечать нападением или враждебностью, на определенные виды раздражителей. Однако не существует достоверных доказательств в пользу генетически обусловленной потребности в агрессивном поведении» [19].
В работе «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни видит основу тревожности во враждебных импульсах. Причина агрессивности, по ее мнению, содержится в современном ей обществе, которое вызывает конкуренцию между людьми, а следовательно, и враждебность. Автор рассматривает такие условия воспитания, как унижение достоинства и несправедливость наказания, что в свою очередь порождает агрессию как защитную реакцию ребенка. Отмечается, что родители опираются на аторитаризм в воспитании своих детей, вследствие чего агрессия ребенка подавляется страхом перед родителями и проявляется косвенно – в жестоком обращении с животными, в стремлении причинить боль слабому существу и т.д. [20].