Семейное воспитание как один из факторов, влияющих на агрессивное поведение детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Агрессия, в каких бы она формах ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений.
В детском саду часто можно встретить детей с ярко выраженными проявлениями агрессии: они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся. Воспитателям приходится нелегко с такими детьми: они не знают, как поступить с агрессивным ребенком.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психологические основы агрессивного поведения…………………...5
1.1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения…………..5
1.2. Теории агрессивности……………………………………………………..7
1.3. Классификация типов и форм агрессивного поведения……………….17
1.4. Формирование агрессивного поведения…...…………………………...26

Глава 2. Влияние семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста…………………………………………………………...28
2.1. Понятие и роль семейного воспитания…………………………………28
2.2. Условия семейного воспитания…………………………………………31
2.3. Стили семейного воспитания…………………………………………....34
2.4. Детско-родительские отношения как фактор развития личности ребенка……………………………………………………………………………36
2.5. Значение воспитания дошкольника в семье……………………………40
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

    Такого  рода подход и трактовка агрессивности вполне объяснимы, поскольку для педагога и психолога чаще всего агрессия действительно выступает как явление негативного плана.

    Анализ  проблем агрессии и агрессивного поведения в перечисленных выше теориях позволяет заметить, что  порядок принципиальных позиций  их сторонники имеют достаточно близкие  точки зрения. Не случайно концепция  агрессивности, разработанная рядом  ученых, представляют собой синтез позиций той или иной теории, что свидетельствует о перспективности интегративного подхода к изучению агрессивности на основе использования достижений проанализированных концепций. 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Классификация типов и форм агрессивного поведения 

    В психолого-педагогической и специальной  литературе описаны различные классификации  типов агрессии. Анализ исследований, в которых они представлены, позволяет  выделить такие наиболее общие основания  классификации, как направленность, форма проявления, длительность агрессивного действия, его соответствие социальным нормам.

    Наиболее  распространено выделение типов  агрессии по ее направленности. В частности, Э. Фромм на этом основании рассматривает  агрессию доброкачественную и злокачественную [17].

    Доброкачественная агрессия -  это биологическая адаптивная форма действия, которая способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу этим интересам. Ее следствием является устранение либо угрозы этим интересам, либо ее причины.  

    Злокачественная агрессия, по мнению Э. Фромма, не является биологически адаптивной. Она не связана с сохранением жизни, не является защитой от нападения или угрозы, т.е. не сопряжена с защитой витальных интересов.

    В отличие от Э. Фромма, Дж. Доллард различает агрессию, направленную как на живые существа, так и на неодушевленные предметы. В первом случае агрессия принимает вид физической или словесной атаки; во втором – она преследует цель уничтожения неодушевленных предметов. Такого рода поведение называют деструктивным [4].

    М. Мандель выделяет агрессию, направленную наружу и внутрь, которая проявляется в атаках лично на себя и заключается в причинении себе боли или самоунижения. В.В. Лебединский также поддерживает принцип классификации в зависимости от направленности и выделяет внешнюю и внутреннюю агрессию [4, 9].

      Г. Паренс в зависимости от  цели характеризует недеструктивную и враждебную деструктивную агрессии. Д. Майер, Р. Берон и Д. Ричардсон выделяют агрессию враждебную и инструментальную [4].

    Вторым  из выделенных оснований классификации  агрессии является форма ее проявления. Так А. Басс и другие исследователи  выделяют активную и пассивную, речевую и физическую агрессию [4].

    А. Басс также различает бихевиоральную (нацелена на конкретные лица и предметы), символическую (касается лиц и предметов, символизирующих каким-либо образом подлинный объект, на который была бы ориентирована бихевиоральная агрессия) и тематическую (заключается в использовании определенного типа словесных высказываний) агрессию.

    Подробную классификацию агрессии в польской психологической литературе приводит З. Скорны. Основами классификации является длительность агрессивного действия, форма проявления физической и речевой, непосредственной и косвенной агрессии [7].

    В зависимости от длительности агрессивного действия З. Скорны выделяет простое  и сложное агрессивное поведение. «Простое агрессивное поведение  принимает форму различных кратковременных  движений различных частей тела: рук, ног или соответствующих мышц лица». Агрессия также может иметь форму сложного агрессивного поведения. «Оно состоит из форм простого агрессивного поведения. В нем участвуют различные части тела, оно длится дольше, чем простое агрессивное поведение. Моторным формам такого поведения также неоднократно сопутствуют агрессивные злободневные высказывания» [7].

    Физическая  агрессия может проявляться также  и в косвенной форме. В отличие  от непосредственной агрессии, заключающейся  в атаке, направленной непосредственно на определенное лицо или предмет. Косвенная агрессия проявляется  в агрессивном поведении, которое причиняет вред или неприятность лицу, являющемуся объектом агрессии, однако не принимает формы атаки, направленной непосредственно на это лицо. Здесь агрессор обычно действует анонимно, а жертва агрессии не знает, кто был настоящим виновником. Косвенная физическая агрессия включает в себя агрессивное и деструктивное поведение.

    Вторым, наряду с физической агрессией, типом  агрессивного поведения является речевая (словесная) агрессия, которая может принимать вид непосредственной и косвенной агрессии. Непосредственная речевая агрессия может иметь форму вредящих или  унизительных агрессивных высказываний. К ним относятся такие высказывания, как обзывание и высмеивание.

    Речевая агрессия, по мнению З. Скорны, может принимать также и косвенную форму. Агрессивные высказывания, имеющие своей целью причинение вреда и неприятностей, в этой ситуации не направлены непосредственно на конкретное лицо, а на третьи лица; они имеют место в ситуациях и условиях, в которых не принимает участия являющееся объектом агрессии лицо. Подобным образом, как и в случае непосредственной словесной агрессии, формами косвенной агрессии являются агрессивные, вредящие и унизительные высказывания. Разница заключается в том, они относятся не к подверженному атаке лицу, а «за его спиной» к третьим лицам [7].

    К косвенным агрессивным высказываниям  автор относит угрозы и поощрение  агрессии. Высказывания вредящего характера  проявляются в виде обвинения  и недоброжелательных отзывов. Косвенные унизительные высказывания направлены на создание негативного мнения о лице, которое атакуется, и на уменьшение его значимости в глазах других. Такие высказывания «за спиной» сводятся чаще всего к прерыванию, высмеиванию или необоснованным сомнениям.

    С психолого-педагогической точки зрения З. Скорны произвел интересное деление  агрессивного поведения, выделив три  группы такого поведения, вызванного или  поведением других лиц, или высказываниями других лиц, или препятствиями и  неудачами в собственных действиях [7].

    Агрессию  с точки зрения соответствия или  несоответствия поведения человека социальным нормам рассматривает Н.Д. Левитов, разделяя общественно и этически оправданные поступки, и недопустимую грубую форму обращения с человеком, а иногда – с неодушевленным предметом[10].

    Классификация агрессивного поведения с учетом внешних условий предполагает факторы, ситуации и раздражители, приводящие к проявлению агрессивного поведения. Она основывается на принципе зависимости  между поведением личности и внешней ситуации.

    Многие  авторы указывают на связь агрессивного поведения с неудовлетворенностью  потребностей (например, Дж.  Доллард.)  А также исследователи, как  А. Бандура  и З. Скорны, отмечают, что  проявляемая ребенком агрессивность  бывает последствием нереализованной потребности в общении, вызванной эмоциональной холодностью родителей, отсутствием с их стороны сердечности и доброжелательности, чрезмерной суровостью и применением физических наказаний. Нереализованная потребность в  признании со стороны общества, вызванная частой критикой ребенка и замечаниями, также может привести к агрессивному поведению, как и нереализованная потребность в самостоятельности, вызванная слишком частыми запретами и приказами  со стороны взрослых, а также чрезмерным ограничением самостоятельности детей [3].       

    По  мнению А. П. Басса, агрессия может быть следствием вредных раздражителей, принимающих вид атаки или досаждений. Подверженное атаке лицо реагирует агрессией, чтобы избавиться от воздействия вредных для него раздражителей. Автор различает агрессию, связанную с неудовлетворенностью; и инструментальную агрессию, которая является следствием помех в действиях, затрудняющих удовлетворение определенной потребности, однако не приводящих  к возникновению фрустрации; т.е.  способом, инструментом, дающим возможность достижения цели [6].

    Классифицируя детскую агрессию, Р.А. Хинде выделил  ее следующие виды:

    а) инструментальная или специфическая агрессия, целью которой является приобретение какого-то предмета или удержание кокой-то ситуации;

    б) агрессия как эффект злости, т.е. не направленная на своеобразный объект или ситуацию;

    в) агрессия защиты, т.е. агрессия как ответная реакция на атаку;

    г) агрессия, связанная с игрой и развлечением, т.е. усиливающаяся в результате увлечения борьбой в процессе игры.

    Не  лишним будет также упомянуть  о факторах, влияющих, на развитие агрессивной  реакции и закрепление агрессивного поведения.

    Для  эскалации агрессивного поведения  имеют значение социально-моральные  стандарты, касающиеся агрессии и  насилия, выражающиеся в так называемых нормативных убеждениях людей по отношению к одобрению/ неодобрению агрессии в общественной жизни. Такие социальные убеждения представляют как систему оценки событий и поведения (например, в категориях «хороший – плохой», «правильное – неправильное», « желаемое – нежелаемое») так и обоснования для совершения действий. Сравнительные межкультурные исследования одобрения/неодобрения агрессии указывают на то, что разные ее формы и другие проявления антиобщественного поведения при определенных обстоятельствах считаются более или менее допустимыми.

    В мире взрослых моральные оценки, относящиеся к актам агрессии/ насилия  и в эффекте – одобрения /неодобрения такого поведения, связаны с общей системой норм и ценностей и мировоззренческими ориентировками. Эти социальные нормы составляют главные предпосылки для усиления или ограничения  эскалации агрессивного поведения и насилия в общественной жизни. Кроме непосредственно выраженного одобрения/неодобрения, большое значение для эскалации агрессии и насилия в общественной жизни имеют явления, облегчающие обоснование таких форм интеракции и позволяющие людям  легко оправдывать собственное вмешательство в агрессивные действия по отношению к другим лицам или группам. В некоторых случаях агрессия может быть оправдана «высшей необходимостью», например, потребностью сохранения общественного порядка, свободы, защиты идеологии или веры. Такие действия создают социальную атмосферу, способствующую эскалации агрессии в межличностных отношениях. Из исследований социальной психологии видно, что эскалации агрессии и насилия способствуют определенные формы организации и функционирования социальной группы. 

    Общество  взрослых людей представляет детям  образцы агрессивного поведения. Агрессия используется индивидами и группами, борющимися за политические и иные истины, она систематически распространяется и подкрепляется средствами массовой информации, популяризуется как эффективный способ возможности приспособления в мире. Агрессивный стиль жизни стал эффективным и «заманчивым».  Таким образом, популяризированная агрессивность приводит к усвоению остальной частью общества, особенно детьми, агрессивных образцов интеракции и формированию агрессивной мотивации.

    Помимо  классификации типов агрессии  в науке существует и классификация форм проявления агрессии.                                                                                                                        

    Наиболее  привычными формами агрессии считаются  конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинения вреда себе и самоубийстве.

    Внутренними репрезентациями агрессии могут  быть идеи, фантазии и аффекты.  Например, человек может вынашивать идею насилия  над кем-то, он может расправляться  с обидчиком лишь в своих фантазиях  или испытывать сильный аффект.

    Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие как раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность агрессивных аффектов коррелирует с их психологической функцией. Агрессия может выполнять такие функции, как отстаивание автономии, устранение источника угрозы  или страдания, удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей, разрешение внутреннего конфликта, повышение самооценки. При этом агрессия может частично или полностью не осознаваться ее хозяином.

    Одним из наиболее интенсивных и сложных  агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей  целью человека, охваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться.

    Таким образом, агрессия как внутренняя побудительная  тенденция – это неотъемлемая  часть личностной динамики. Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий – индивидуальная особенность.

Информация о работе Семейное воспитание как один из факторов, влияющих на агрессивное поведение детей