Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить педагогическую работу для устранения основных семейных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Семейный социум.docx

— 63.94 Кб (Скачать файл)

Таким образом, семья  – сложное образование, которое  имеет четыре характеристики:

  1. семья – малая социальная группа общества;
  2. семья – важнейшая форма организации личного быта;
  3. семья – супружеский союз;
  4. семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Семья – это системно-функциональное объединение эмоционально- значимых людей на основе супружества, родства  и родительства.

 

 

 

 

 

1.2. Функции и типы семей.

Для семьи как малой  социальной группы характерно наличие  ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное  различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги  и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое  здоровье, функционально-ролевая согласованность, социально - ролевая адекватность, эмоциональная  удовлетворенность, адаптивность в  микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Важная роль в семье  отводится общению в единстве трех его составляющих: коммуникативной (обмен информацией), интерактивной (организация взаимодействия), перцептuвной (восприятие партнерами друг друга). Так как в реальной жизни взаимоотношения между людьми складывается по-разному, возможно существование разных вариантов семей.

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной или неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения  ребенка вне брака.

Если семейная структура  помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной.

По характеру распределения  семейных обязанностей и по тому, кто  в семье является лидером, выделяют три основных типа семьи.

1. Традиционная (патриархальная) семья, где под одной крышей проживают минимум три поколения, и роль лидера отводится старшему мужчине. Здесь существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство.

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках на мужское лидерство, жестком распределении мужских и женских в семье, ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на участие в общественном труде наряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перегрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или  сестра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Проблемы в  современной семье.

Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном  мире. Возникнув, как основная форма  жизнеустройства, семья первоначально  сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами; в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.

Все множество проблем, связанных  с современной семьей, можно разделить  на следующие группы:

Социально – экономические  проблемы. К этой группе можно отнести  проблемы, связанные с  уровнем  жизни семьи, ее бюджетом (в том  числе потребительским бюджетом средней семьи),  удельным весом  в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты  бедности, со специфическими потребностями  многодетных и  молодых семей, государственной системы материальной помощи.

Социально – бытовые проблемы по смысловому содержанию сходны с  социально – экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением  семей  жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи ит.д.

Социально – психологические  проблемы. Эта группа включает самый  широкий спектр проблем: они связаны  со знакомством, выбором брачного партнера  и далее –  брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных  ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся  и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи  как малой группы, насилия в  семье.

Проблемы стабильности современной  семьи. Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально – типологические и  региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность  браком как фактор стабильности семейного  союза, ее социально – психологическая  характеристика.

Проблемы семейного воспитания. В данной группе проблем могут  рассматриваться состояние семейного  воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение  ребенка в семье, условия эффективности  и просчеты семейного воспитания. указанные проблемы естественным образом связаны с социально – психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи.

Проблемы семей группы риска. Факторы, обуславливающие социальный  риск, могут иметь социально – экономический, медико-санитарный, социально – демографический, социально – психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного российского общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. исходя из выше описанных критериев.

Итак, современная российская семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, а тем более  семьи с двумя и более детьми, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к насущной потребности профессионального  вмешательства учителя начальных  классов в семейный социум учащихся.

 

 

 

 

 

1.4 Педагогическая поддержка семьи

 

Школа осуществляет ведущую  роль в организации семейного  и общественного воспитания в  микрорайоне. Для успешной координации  воспитательного влияния она  должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих  организационных формах:

1. Координация планов  воспитательной работы педагогического  коллектива школы, родительского  комитета, советов общественности  по месту жительства, клубов, библиотек,  стадионов, милиции и здравоохранительных  органов с четким распределением  функций каждого из этих участников  воспитательного процесса.

2. Организация силами  школы систематического обучения  родителей и представителей общественности  наиболее эффективным приемам  работы с детьми.

3. Тщательное изучение  и совместное обсуждение хода  и результатов воспитательной  работы, выявление причин обнаруживаемых  недостатков и осуществление  совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия — родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа — семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, — выбору предметов для обучения, определению  объемов их изучения, составлению  учебных планов, изменению сроков и длительности учебных четвертей  и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Одной из главных задач  родительских объединений остается организация и осуществление  педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые  столы, конференции, родительские школы  и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих  этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей  начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и  строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой; для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического  здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического  восприятия окружающего мира.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической  педагогики:

• креативности — свободного развития способностей детей;

• гуманизма — признание  личности в качестве абсолютной ценности;

• демократизма, основанного  на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и  детьми;

• гражданственности, основанной на осознании места своего «Я»  в общественно-государственной системе;

• ретроспективности, позволяющей  осуществлять воспитание на традициях  народной педагогики;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

1.5 Взаимодействие семьи и школы

 

Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.

Главная нагрузка по обеспечению  реальной связи с семьей ложится  на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.

В родительских лекториях  полезно провести лекции-беседы о  задачах, формах и методах семейного  воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального  освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом, страной.

Информация о работе Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя