Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить педагогическую работу для устранения основных семейных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Семейный социум.docx

— 63.94 Кб (Скачать файл)

Как я буду работать с  полученным материалом?

Что может измениться в  лучшую сторону, если такая диагностика  будет проведена?

Виды диагностики:

В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

•        предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);

•         оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);

•         итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

   В настоящее время  существует множество опубликованных  диагностических методик для  педагогов, учащихся, родителей.  Как же сориентироваться в  этом потоке? Как выбрать нужное?

 

Принципы:

•         На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь  на следующих принципах:

•         гуманизм (полученная информация ни в  коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о  себе);

•         валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);

•         точность (соответствие результатов  изучения уровню измеряемого качества);

•         надежность (определяется тем, насколько  результаты изучения устойчивы при  повторных измерениях);

•         корректность (определяется качеством  диагностического материала).

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи  можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

1 блок.

Изучение и сопровождение  семьи

(предварительная и оперативная  диагностика)

 

Необходимая информация Методы и методики

     Социально-демографическая  характеристика семьи:

социально-демографический  портрет семьи;

организация и принципы семейного  воспитания;

взаимоотношения родителей  со школой. Анкеты и тесты для  родителей.      Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).

Описание учащимися своего генеалогического древа.

Сочинения родителей.

Педагогические консилиумы.

Посещение семьи.

Психолого-педагогическое консультирование (беседы).

Методика незаконченных  предложений.

2 блок  

Привлечение родителей к  сотрудничеству со школой (предварительная  диагностика)

 

Информационные запросы  родителей; ориентация родителей в  сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей Анкеты для родителей.

Беседы с родителями.

Дискуссионные собрания.

Проведение «круглых столов».

3 блок 

Информационно-просветительская работа с родителями

(предварительная и оперативная  диагностика)

 

      Правовая, психолого-педагогическая компетентность  родителей в проблемах обучения  и воспитания.      Анкетирование и тестирование родителей.

Наблюдение.

Беседы с родителями.

Обсуждение педагогических ситуаций.

Деловые и сюжетно-ролевые  игры.

Психолого-педагогическое консультирование.

Тренинги, практикумы…

4 блок 

Внутришкольный мониторинг

(итоговая диагностика)

 

    Удовлетворенность  родителей качеством воспитательной  работы      Наблюдение.

Анкеты для родителей.

Методика незаконченных  предложений.

Беседы с родителями.

«Круглые столы»…

Предварительная диагностика

Анкета «Знакомство с  родителями.

Заочное знакомство с ребенком»

 

1 вариант

•         Каково ваше первое впечатление о  школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку?

•         Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

•         Каким бы вы хотели видеть класс, в  котором предстоит учиться вашему ребенку?

•         Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском  коллективе?

•         Чем вы могли бы помочь классному  руководителю в создании детского коллектива?

•         Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и  опасения?

                                                   2 вариант

•         С кем из взрослых в семье ваш  ребенок охотнее всего проводит свободное время?

•         С кем из взрослых в семье ваш  ребенок бывает более всего откровенен?

•         Как ваш ребенок реагирует  на похвалу?

•         Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют  лучше, какие хуже?

•         Как ваш ребенок реагирует  на порицание?

•         Какие формы порицания оказываются  наиболее действенными?

•         Есть ли у ребенка постоянные обязанности  по дому? Какие?

•         С кем дружит ваш ребенок?

•         Как часто в доме бывают друзья вашего ребенка?

•         Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

•         К каким видам деятельности ваш  ребенок проявляет наибольшую склонность?

Оперативная диагностика

Методика незаконченных  предложений

для объективной диагностики  взаимоотношений 

(предупреждения или предотвращения  развития конфликтных ситуаций)

Для учащихся:

•         - Школа для меня – это …

- Класс, в котором я  учусь – это …

- Учителя для меня –  это люди, которые …

- Мои одноклассники –  это …

- Уроки для меня –  это …

- Выполнение домашних  заданий для моего ребенка  – это …

- Предметы, которые мне  нравятся, - это …

- Предметы, которые мне  не нравятся, - это …

Для родителей:

•         - Школа, в которой учится мой ребенок, – это …

- Класс, в котором учится  мой ребенок – это …

- Одноклассники моего  ребенка – это …

- Уроки для моего ребенка  – это …

- Выполнение домашних  заданий для моего ребенка  – это …

- Предметы, которые нравятся  моему ребенку, - это …

- Предметы, которые мне  не нравятся моему ребенку, - это  …

Анкета на выявление уровня заинтересованности

                     родителей учебой ребенка

                                   (тест)

1. Сколько учебных предметов  у вашего ребенка в этом  учебном году?

а) 8 б) 10 в) 12 г) ____

2. Сколько родительских  собраний вы посетили в этом  учебном году?

а) все или пропустил(а) одно;

б) пропустил (а) два;

в) не посетил(а) ни одного по различным причинам

3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?

а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя

4. Сколько раз в этом  году вы просматривали тетради  и учебники ребенка?

а) систематически б) периодически в) ни разу

5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности  по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?

а) обращусь за помощью к  учителям и другим людям;

б) пойду к директору  школы;

в) заставлю ребенка серьезнее  учить трудные для него предметы.

6. Как вы поступаете, когда  к вам приходят друзья ребенка,  чтобы позаниматься вместе?

а) принимаю их и помогаю  в занятиях, если нужно, создаю условия  для

занятий;

б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;

в) предпочитаю, чтобы мой  ребенок занимался один.

 

 

       Ключ  для обработки результатов:

        Подсчитайте,  под каким пунктом чаще всего  совпадают ваши ответы:

•         А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже  большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его  пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.

•         Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют  вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.

•         В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные  взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все  вопросы вы смогли бы чистосердечно  и уверенно дать ответы под буквой А.

 

Итоговая диагностика

Изучение удовлетворенности  родителей работой

образовательного учреждения

      Критерий  оценки:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

•         Коллектив, в котором учится наш  ребенок, можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

•         В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

•         Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

•         Мы испытываем чувство взаимопонимания  в контактах с администрацией школы.

4 3 2 1 0

•         Мы испытываем чувство взаимопонимания  в контактах с педагогами школы.

4 3 2 1 0

•         Мы испытываем чувство взаимопонимания  в контактах с классным руководителем.

4 3 2 1 0

•         Педагоги справедливо оценивают  достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

•         Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

•         В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и  интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

•         В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где  может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

•         Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

•         В учебном заведении заботятся  о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

•         Учебное заведение способствует формированию достойного поведения  нашего ребенка.

4 3 2 1 0

•         Администрация и педагоги создают  условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

•         Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной  жизни.

4 3 2 1 0

•         Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

Обработка результатов:

•         Удовлетворенность родителей работой  учебного заведения определяется как  частное, полученное от деления общей  суммы баллов всех ответов родителей  на общее количество ответов.

•         Если коэффициент равен 3 или более  этого числа, Это свидетельствует  о высоком уровне удовлетворенности.

•         Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний  уровень удовлетворенности.

•         Если же коэффициент меньше 2, то это  является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью  образовательного учреждения.

 Диагностика – не  панацея, а средство, которое может  помочь сделать проблему беспроблемной.

Информация о работе Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя