Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:50, курсовая работа
Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить педагогическую работу для устранения основных семейных проблем.
Как я буду работать с полученным материалом?
Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Виды диагностики:
В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:
• предварительная
(необходима при знакомстве с семьей,
подготовке родительских собраний, тематических
консультаций, внеклассных мероприятий,
организации поездок и
• оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
• итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).
В настоящее время
существует множество
Принципы:
•
На мой взгляд, необходимо отбирать
диагностический
• гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
• валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
• точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
• надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
• корректность (определяется качеством диагностического материала).
В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
1 блок.
Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и
Необходимая информация Методы и методики
Социально-демографическая характеристика семьи:
социально-демографический портрет семьи;
организация и принципы семейного воспитания;
взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей. Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического древа.
Сочинения родителей.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование (беседы).
Методика незаконченных предложений.
2 блок
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)
Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».
3 блок
Информационно-просветительская работа с родителями
(предварительная и
Правовая,
психолого-педагогическая
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…
4 блок
Внутришкольный мониторинг
(итоговая диагностика)
Удовлетворенность
родителей качеством
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
«Круглые столы»…
Предварительная диагностика
Анкета «Знакомство с родителями.
Заочное знакомство с ребенком»
1 вариант
• Каково ваше первое впечатление о школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку?
• Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
•
Каким бы вы хотели видеть класс, в
котором предстоит учиться
• Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
• Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
• Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?
• С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время?
• С кем из взрослых в семье ваш ребенок бывает более всего откровенен?
• Как ваш ребенок реагирует на похвалу?
•
Как вы поощряете своего ребенка?
Какие формы поощрения
• Как ваш ребенок реагирует на порицание?
•
Какие формы порицания
• Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому? Какие?
• С кем дружит ваш ребенок?
• Как часто в доме бывают друзья вашего ребенка?
• Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
• К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет наибольшую склонность?
Оперативная диагностика
Методика незаконченных предложений
для объективной диагностики взаимоотношений
(предупреждения или
Для учащихся:
• - Школа для меня – это …
- Класс, в котором я учусь – это …
- Учителя для меня – это люди, которые …
- Мои одноклассники – это …
- Уроки для меня – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые мне нравятся, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся, - это …
Для родителей:
• - Школа, в которой учится мой ребенок, – это …
- Класс, в котором учится мой ребенок – это …
- Одноклассники моего ребенка – это …
- Уроки для моего ребенка – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые нравятся моему ребенку, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся моему ребенку, - это …
Анкета на выявление уровня заинтересованности
родителей учебой ребенка
1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году?
а) 8 б) 10 в) 12 г) ____
2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году?
а) все или пропустил(а) одно;
б) пропустил (а) два;
в) не посетил(а) ни одного по различным причинам
3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?
а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя
4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка?
а) систематически б) периодически в) ни разу
5. Если вы обнаружили,
что ребенок испытывает
а) обращусь за помощью к учителям и другим людям;
б) пойду к директору школы;
в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.
6. Как вы поступаете, когда
к вам приходят друзья ребенка,
а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для
занятий;
б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;
в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.
Ключ для обработки результатов:
Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:
• А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.
• Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.
• В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.
Итоговая диагностика
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения
Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
• Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
• В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
• Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
• Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы.
4 3 2 1 0
• Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы.
4 3 2 1 0
• Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем.
4 3 2 1 0
• Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
•
Учителя учитывают
4 3 2 1 0
• В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
4 3 2 1 0
• В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.
4 3 2 1 0
• Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
• В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
• Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
4 3 2 1 0
• Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка.
4 3 2 1 0
•
Учебное заведение по-
4 3 2 1 0
•
Наш ребенок не перегружен учебными
занятиями и домашними
4 3 2 1 0
Обработка результатов:
•
Удовлетворенность родителей
• Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.
• Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.
•
Если же коэффициент меньше 2, то это
является показателем низкого уровня
удовлетворенности родителей
Диагностика – не
панацея, а средство, которое может
помочь сделать проблему
Информация о работе Семейный социум как приоритетная сфера деятельности учителя